евангельское откровение о боговоплощении в отношении к другим мировым
религиям
Из чрева прежде денницы родих тя.
Клятся Господь и не раскается. (Пс. 109)
На рождественском богослужении перед чтением
Евангелия, которое повествует о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа (Мф
1, 18-25), звучит прокимен (глас 4, Пс. 109, 3) — мессианское
пророчество, в котором сопоставляется временное рождение Иисуса Христа в
Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода с Его предвечным рождением как
Сына Божия.
В древней христианской Церкви до 5-го века Рождество и Крещение
праздновались в один день. В Рождестве Христа совершается великая
тайна Боговоплощения, открывшаяся миру при Крещении Господнем в
Богоявлении.
На Иордане глас Бога Отца свидетельствует об Иисусе (евр. Иошуа —
Спаситель) как о единосущном Сыне возлюбленном и Дух Святой в виде
«голубином», нисходит от Отца и на Сыне почиет» (Мк. 1, 10-11). Это
высшая богооткровенная религиозная Истина.
Светские религиоведы относят христианство наряду с иудаизмом и исламом
к монотеизму (единобожию) в противоположность политеистическим религиям
(культ многобожия). Но это поверхностный подход, не раскрывающий
существенный различий, которые заложены в самом понятии Бог для
верующего христианина, иудея, мусульманина.
Христианское учения о Боге, основанное на Божественном Откровении,
говорит о том, что есть первопричина всего существующего. Она не только
представляемая или мыслимая, но реальность, действительная и является
Богом.
Бог - существо самобытное и безусловное, то есть в самом себе содержит
причину своего бытия. Это самобытное Существо есть Существо
всемогущее, премудрое, вечно живое, животворящее и в своих свойствах
всесовершенное. Как Начало всемогущее, Бог сотворил мир и создал его
«числом, мерою и весом». Как Существо благое, Бог постоянно печется об
этом мире, промышляет о нем и, промышляя, изливает на него свою
благость и свою любовь. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог
послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через
Него», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 9).
Будучи в своей благости Существом нравственным, всесовершенное, Бог
свят, и потому является Богом правды.
По отношению ко всему, что противоречит идее блага и добра, что
восстает против них, и Он является Богом, карающим зло, с целью
уничтожающим нравственный беспорядок. «Открывается гнев Божий с неба, —
говорит апостол Павел, — на всякое нечестие и неправду человеков,
подавлящих истину неправдою (Рим. 1, 18).
И, наконец, полнота учения о Боге, достигается в христианстве в догмате
о Святой Троице. Такое воззрение на Бога утверждает, что в Боге
существует троичность Лиц при единстве Его Существа. Будучи единым, Он
не одинок и для Него есть равный Ему объект любви.
Сама по себе Сущность Святой Троицы или Троичность единого Бога есть
тайна, но именно в этой тайне раскрывается полнота Бытия в Боге и
полнота беспредельной любви Божией. «Тайна христианской троичности —
тайна Божественной любви, — пишет блаженный Августин, - Ты видишь Св.
Троицу, если видишь любовь» (Николин И. Курс основного богословия или
апологетики, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904, с. 256).
Таким образом, учение о Боге в христианстве заключается в том, что Бог,
по слову апостола Павла, «явил нам (Рим. 1, 19) по своему благому
соизволению, для нашего спасения.
Современный иудаизм так же, как христианство в вероучении о едином Боге
исходит из библейского откровения. Основанием в мировоззрении иудаизма
является истина бытия единого, личного «Бога живого». Однако на своем
пути к богопознанию иудеи «преткнулись о камень», что пророчески
предвещал царь Давид: Камень, который отвергли строители, соделался
главою угла. От Господа сей (Пс. 117, 22-23). Христос напомнил
первосвященникам и старейшинам народа израильского это пророчество
псалмопевца в притче о злых виноградарях (Мф. 21, 33-34). Закончил
Господь эту притчу суровым приговором: «Потому сказываю вам, что
отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды
его» (Мф. 21, 43).
Почему книжники и первосвященники не узнали, отвергли Того, о Ком
говорили Моисей и пророки? Причиной тому было духовно-нравственное
состояние вождей еврейского народа, в чем обличал их Спаситель. Дух
Закона Божия, данного Израилю через пророка Моисея, подменился «буквою»
(« буква убивает, а дух животворит» 2 Кор. 3, 6), т. е. преданиями
внешнего «благочестия», «преданием старцев», книжников, толкователей
Закона. Эти толкования начали складываться в эпоху вавилонского
пленения, когда единственным местом религиозных собраний евреев стала
синагога. И главной целью собрания было религиозное просвещение: чтение,
толкование Закона, обучение вероучительным правилам. По возвращении
евреев в Палестину синагоги занимают ведущую роль в религиозном обучении
народа, а толкования Торы (Пятикнижия) объединяются в сборнике Мишна.
Дальнейшее толкование на Мишну-Гемара, вместе (Мишна и Гемара) составили
основную вероучительную книгу иудаизма — Талмуд (ранний Талмуд относится
ко II веку по Р. X.) Главное, что характерно для талмудического
иудаизма, — отрицание первородного греха как состояния падшей
человеческой природы. Сравним с ветхозаветным религиозным
представлением: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать
моя» (Пс. 50, 7). Грех в раввинистическом понимании есть
противозаконное действие, а если так, то человек спасается строгим
соблюдением предписаний Закона, как он истолкован в Талмуде. Религиозные
мессианские чаяния, выраженные ветхозаветными пророками уже по времени
Рождества Спасителя подменились ожиданием великого вождя, подобного
Моисею и Иисусу Навину, который восстановит царство Израиля, земное
царство благоденствия и справедливости (нечто предвосхитившее идею К.
Маркса о светлом будущем коммунизма). Эти религиозные представления
являются, по сути, спекуляцией на понижение: понятие о реальном живом
богообщении, которое только и есть единственный путь к истинному
богопознанию, в современном ортодоксальном иудаизме отсутствует. Поэтому
мы не можем сказать, что талмудический иудаизм содержит то же понятие о
Боге и об отношениях между Богом и человеком, что и христианство.
Ислам заимствовал основные религиозные постулаты от иудаизма:
исповедание единого личного Божества как Творца всего сущего; отсутствие
понятия о первородном грехе как состоянии падшей природы человека;
верность Богу (араб. Аллеху) состоит в исполнении религиозно-этических
предписаний, данных основателем новой религии Мухаммедом (к VI — н.VII
вв. от Р. X.). Существенным отличием Ислама стал постулат о
предопределении судьбы человека волей Аллаха (Кисмет).
Хотя в священной книге мусульман Коране Аллаху прилагается свойство
«всемилостивейшего», для человека воля Аллаха остается непостижимой.
В исламе нельзя говорить о Союзе (Завете) между Богом и человеком, о
богообщении, соединении с Богом, как высшей религиозной цели
человеческой жизни. Хотя, в отличие от ортодоксального иудаизма,
Мухаммед признавал Иисуса Христа истинным пророком, но постичь
христианское учение о Боговоплощении, о Богочеловечестве Христа
Мухаммеду было не дано.
Если оценивать ислам с точки зрения полноты христианского откровения, то
допустимо принять тот факт, что изначально Мухаммед привел языческие
племена аравийских арабов под сень Закона, но приняв Закон от Моисея,
Мухаммед лишил их (а также и все народы, обращенные в Ислам) благодати
Божией. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез
Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). И только с помощью благодати Божией
ограниченный человеческий разум постигает полноту богооткровенной
Истины.
«Великое и высшее всяких представлений чудо совершилось сегодня: Дева
раждает и утроба не истлевает; Слово воплощается, и не отлучается от
Отца» (стихира на стиховне праздника Рождества Христова).
Все иные фантазии относительно «Мудрости Востока» (особое место
отводится древней Индии), что пытается проповедовать свое
антихристианское мировоззрение и с точки зрения своих представлений о
боговоплощениях (аватарах) божеств индуистского пантеона судить о
Евангельском Откровении, ни что иное, как «бабьи басни», о которых
предупреждает нас апостол Павел: «Негодных же и бабьих басен отвращайся,
а упражняй себя в благочестии (1 Тим. 4,7).
Так называемая «Мудрость Востока» была и остается языческим
пантеизмом. Аватары богов, в частности, популярного у нас Кришны
(благодаря напору зарубежных кришнаитов) по сути является «трюкачеством»
мнимых божеств, которые надевают, как верхнюю одежду, человеческую
плоть, чтобы принять участие в делах человеческих: войнах, родовых
распрях, а то и попросту погулять с прелестными пастушками (см.,
например, историю Кришны и воина Арджуны в поэме «Бхагават-Гита»,
входящую в древний индийский эпос « Махабхарата » ).
Истинное богооткровение не низводит наш дух к миру человеческих
страстей, а, напротив, возводит его в горний мир, к познанию
таинственного Боговоплощения, открывая великую цель любви Божией –
домостроительство нашего спасения.
«Спас народ чудесно Владыка, осушив в древности влажныя морския волны.
Добровольно же родившись от Девы, Он проложил нам проходимую стезю на
небо...» (ирмос канона праздника Рождества Христова).
Протоиерей Сергий Моздор.
|