главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


иконография рождества христова

Одним из величайших открытий ХХ-го века в художественном и духовном плане является православная икона. Это единственное в мире искусство, которое на любом художественном уровне, даже ремесленном, несет откровение непреходящего смысла жизни, потребность обретения которого пробуждается в современном мире. Икона – понятие духовное, поддающееся анализу только до определенных пределов, зависящих от духовного уровня предстоящего перед ней человека.
Икона – это образ, воплотивший Слово, и прообраз грядущего храмового чело­вечества. Слова Священного Писания и Священного Предания находят свое образное выражение в линиях и красках. На протяжении всей своей истории Церковь вырабатывала особый художественный язык иконы, называемый иконописным каноном – правилами, по которым пишут иконы, являющимися обязательными для иконо­писцев. Для иконы характерны подчеркнутая условность изображений и символичность. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета, идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Правила канона, относящиеся к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей.

Основное предназначение иконы – молитвенное. Она является окном в мир запредельный, через которое нисходит к молящимся живительный и спасительный свет. Вникнуть в суть догмата иконопочитания значит осмыслить саму икону не только как предмет молитвы и украшения храма, а прежде всего осмыслить то, что она несет в себе свидетельство духовного опыта и боготкровенной истины, заложенных в Православии.

Наступающее Рождество Христово – важнейший из двунадесятых праздников. В семинарском храме Успения Божьей Матери находится икона этого великого праздника, написанная воронежскими иконописцами, одними из первых возродивших иконописное дело в Воронеже. Эта икона Рождества написана в полном соответствии с древнерусским каноном иконописного искусства, которому строго следует нынешняя иконописная школа при семинарии.

Как и сам праздник, так же значительна и многопланова иконография праздника, которая основана на канонических Евангелиях от Матфея и от Луки, а также на Священном Предании.
Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и на саркофагах римских катакомб; изображения Рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. С IV века, когда Рождество праздновалось отдельно от Богоявления, стал формироваться иконописный канон праздника.

Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богоро­дицы. Рядом с ней кроме пещеры, в которой находятся ясли, кормушка для животных, где лежит спеленатый Богомладенец. Рядом с яслями - вол и осел (иногда конь и корова). Присутствие этих животных не столько подчеркивает место действия - хлев, сколько символически отображает пророчество Исайи: Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1, 3).

Существует также и другое толкование: вол и осел символизируют два народа – израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос. Над пещерой изображают небесный полукруг и Вифлеемскую звезду, лучи которой нисходят к окруженной крестчатым нимбом голове Младенца.

Слева и справа среди горок помещены фигуры ангелов и пастухов, а также волхвов, принесших дары: золото, ладан и смирну. Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру. Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей. Ее взгляд устремлен на Иосифа Обручника, который помещен в нижней левой части иконы. Перед сидящим в задумчивости Иосифом стоит пожилой пастух. Весьма распространено мнение, что одетая в овечьи шкуры фигура является неким бесом – искусителем, который вызывает смятение и сомнение в душе праведного Иосифа. Это мнение несосто­ятельно по той причине, что силы зла, которым на иконах приданы челове­кообразные формы, имеют вполне опреде­ленный способ изображения, там могут присутствовать короткие перепончатые крылья, хвосты, двуликие головы и много других характерных деталей.

Другое толкование рассматриваемого образа основывается на Священном Предании и предлагает видеть в предстоящей Иосифу фигуре книжника Анну, который заподозрил Иосифа и Марию во грехе. Особенно обосновано это в тех случаях, когда данная фигура изображена в традиционных одеждах. В этом случае можно уловить отзвуки тех обвинений, которые выдвигали против Христиан их противники-иудеи.

В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них – повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она привела в пещеру другую женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание последующих событий приведено в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»

К XVII веку иконография праздника значительно расширяется. В композицию включают волхвов, следующих за Вифлеемской звездой, ангелов, сообщающих радостное известие пастухам, бегство в Египет, избиение младенцев. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому. Рождество Спасителя мира, Который явился не в великолепном столичном Риме, в императорском дворце, а в глухой провинции, во мраке ночи, в хлеву, тем не менее, самое торжественное и радостное после Воскресения Христова, событие всей людской истории.

Материал подготовлен воспитанницей иконописной школы Н.В. Логачевой
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии