иконография рождества христова
Одним из величайших открытий ХХ-го века в
художественном и духовном плане является православная икона. Это
единственное в мире искусство, которое на любом художественном уровне,
даже ремесленном, несет откровение непреходящего смысла жизни,
потребность обретения которого пробуждается в современном мире. Икона –
понятие духовное, поддающееся анализу только до определенных пределов,
зависящих от духовного уровня предстоящего перед ней человека.
Икона – это образ, воплотивший Слово, и прообраз грядущего храмового
человечества. Слова Священного Писания и Священного Предания находят
свое образное выражение в линиях и красках. На протяжении всей своей
истории Церковь вырабатывала особый художественный язык иконы,
называемый иконописным каноном – правилами, по которым пишут иконы,
являющимися обязательными для иконописцев. Для иконы характерны
подчеркнутая условность изображений и символичность. Изображается не
столько сам предмет, сколько идея предмета, идея преображенной плоти,
обитающей в мире горнем; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Правила канона, относящиеся к богословию образа, являлись убедительными
аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей.
Основное предназначение иконы – молитвенное. Она является окном в мир
запредельный, через которое нисходит к молящимся живительный и
спасительный свет. Вникнуть в суть догмата иконопочитания значит
осмыслить саму икону не только как предмет молитвы и украшения храма, а
прежде всего осмыслить то, что она несет в себе свидетельство духовного
опыта и боготкровенной истины, заложенных в Православии.
Наступающее Рождество Христово – важнейший из двунадесятых праздников. В
семинарском храме Успения Божьей Матери находится икона этого великого
праздника, написанная воронежскими иконописцами, одними из первых
возродивших иконописное дело в Воронеже. Эта икона Рождества написана в
полном соответствии с древнерусским каноном иконописного искусства,
которому строго следует нынешняя иконописная школа при семинарии.
Как и сам праздник, так же значительна и многопланова иконография
праздника, которая основана на канонических Евангелиях от Матфея и от
Луки, а также на Священном Предании.
Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных
Евангелий и на саркофагах римских катакомб; изображения Рождества и
сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для
лампадного масла. С IV века, когда Рождество праздновалось отдельно от
Богоявления, стал формироваться иконописный канон праздника.
Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура
Богородицы. Рядом с ней кроме пещеры, в которой находятся ясли,
кормушка для животных, где лежит спеленатый Богомладенец. Рядом с яслями
- вол и осел (иногда конь и корова). Присутствие этих животных не
столько подчеркивает место действия - хлев, сколько символически
отображает пророчество Исайи: Вол знает владетеля своего и осел ясли
господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис.
1, 3).
Существует также и другое толкование: вол и осел символизируют два
народа – израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос.
Над пещерой изображают небесный полукруг и Вифлеемскую звезду, лучи
которой нисходят к окруженной крестчатым нимбом голове Младенца.
Слева и справа среди горок помещены фигуры ангелов и пастухов, а также
волхвов, принесших дары: золото, ладан и смирну. Богородица изображена
отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение фигуры Богородицы
указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а
всему миру. Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к
миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Ее взгляд устремлен на Иосифа Обручника, который помещен в нижней левой
части иконы. Перед сидящим в задумчивости Иосифом стоит пожилой пастух.
Весьма распространено мнение, что одетая в овечьи шкуры фигура является
неким бесом – искусителем, который вызывает смятение и сомнение в душе
праведного Иосифа. Это мнение несостоятельно по той причине, что силы
зла, которым на иконах приданы человекообразные формы, имеют вполне
определенный способ изображения, там могут присутствовать короткие
перепончатые крылья, хвосты, двуликие головы и много других характерных
деталей.
Другое толкование рассматриваемого образа основывается на Священном
Предании и предлагает видеть в предстоящей Иосифу фигуре книжника Анну,
который заподозрил Иосифа и Марию во грехе. Особенно обосновано это в
тех случаях, когда данная фигура изображена в традиционных одеждах. В
этом случае можно уловить отзвуки тех обвинений, которые выдвигали
против Христиан их противники-иудеи.
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое
совершают две женщины. Одна из них – повитуха была приведена в пещеру
праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она привела в пещеру другую
женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание
последующих событий приведено в Предании: «И только протянула Саломея
палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась
искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал
перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял
тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя
исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав,
поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась
Саломея...»
К XVII веку иконография праздника значительно расширяется. В композицию
включают волхвов, следующих за Вифлеемской звездой, ангелов, сообщающих
радостное известие пастухам, бегство в Египет, избиение младенцев. Любая
праздничная икона не является только живописным документом чествуемого
события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в
истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к
этому. Рождество Спасителя мира, Который явился не в великолепном
столичном Риме, в императорском дворце, а в глухой провинции, во мраке
ночи, в хлеву, тем не менее, самое торжественное и радостное после
Воскресения Христова, событие всей людской истории.
Материал подготовлен воспитанницей иконописной школы
Н.В. Логачевой
|