главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

значение храма в жизни православного христианина

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господ­нем во все дни жизни моей, со­зерцать красоту Господню и по­сещать храм Его» (Пс. 26: 4).

Если храм ветхозаветный вы­зывал в человеческом сердце та­кую благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о на­шем святом православном хра­ме? Здесь совершается вели­чайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Поис­тине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человека­ми, где непрестанное славосло­вие Вседержителя, – там истин­но небо и небо небес» (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. II. С. 65).

«Горе имеем сердца!» – слы­шим мы призыв к нам священ­нослужителя, совершающего Бо­жественную Литургию. И мы, стоя в храме, как бы действи­тельно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем пере­носимся туда «горе» т.е. в гор­ний небесный мир, где обитает Бог с бесчисленными сонмами Ангелов и Святых угодников Божиих.

Каждый молящийся в храме, если он горячо молится, ощуща­ет себя стоящим не на земле, а на небе, т.к. в храме «силы не­бесные с нами невидимо слу­жат». В житии святителя Васи­лия Великого повествуется, что однажды, когда свт. Василий Ве­ликий совершал в храме молит­ву, благочестивые миряне виде­ли небесный свет, который ос­вещал и озарял алтарь и святи­теля, и святых мужей в белых ри­зах, которые окружали великого Архиерея. (Свт. Димитрий Рос­товский. Жития святых. 1 янва­ря). Чтобы ощутить этот «горний» мир своей душой мы дол­жны оставить за стенами храма все свои житейские заботы и по­мышления. Храм с совершаемы­ми в нем богослужениями и та­инствами для нас, еще живущих в этом суетном мире, есть по­истине преддверие жизни буду­щего века, вечной Вечери Агнца Божия.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Люди нецерковные часто за­дают вопрос: «Разве нельзя по­молиться Богу дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной молитве. Но только в храме, по слову апостола Пав­ла, мы собираемся в Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос. Божественная литургия, совершаемая в храме — общее духовное дело, ког­да мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу. Во Христе становимся сопри­частниками жертвы и Вос­кресения Его. Таинствен­ным образом мы реально становимся участниками Вечери Господни, в Свя­тых Дарах принимая от Господа пречистое Тело Его и Кровь Его во остав­ление грехов и в жизнь вечную. Тайна благодати Господа и Причастия свя­того Духа повергает в тре­пет верующее сердце. По­этому отношение к храму, где совершается боже­ственная литургия, можно выразить словами Св. Писания: «...Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Бытие 18:17)». Божественная литургия – средоточие церковной жизни, однако и весь суточный и годич­ный богослужебный круг, совер­шаемый в храме, есть молитвен­ное стояние Церкви пред Богом, молитва за всех. Богомудрые отцы называли храм «училищем благочестия». Наши предки сре­ди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Цар­ства небесного и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но таково ли отношение современных православных к храму и с такими благоговейны­ми чувствами и настроениями они входят в него? Так ли ведут себя в храме и действительно ли выходят из него обновленными, освященными благодатию Гос­пода нашего Иисуса Христа? Увы! Приходится признать, что у значительной части тех, кто счи­тает себя православным, утра­чено сознание святости храма Божия. Для многих обыденным делом становится зайти в храм во время богослужения, чтобы поставить свечку перед образом Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, целителя Пантелиимона или какого-либо другого святого, рассчитывая получить помощь в разрешении своих житейских проблем. А затем – повернуться и уйти. Но угодна ли Богу такая жертва? Ведь свеча возжигается перед ликом Госпо­да, Богородицы, святых угодни­ков Божиих с молитвой, с верой, с покаянием и смирением. «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Люди «пекутся» о земном, забы­вая о главном – о спасении сво­ей души. Поневоле вспоминают­ся слова святителя Игнатия Брянчанинова: многие только по имени христиане, а по делам своим – чистые язычники.

Православный христианин чтит храм потому что «место это свято». Благодать Господа Иису­са Христа присутствует в Святых Дарах, на престоле – с части­цей благодатных мощей святых угодников, а лики святых отра­жают вечный свет Церкви Небес­ной. Православный христианин должен переступать порог хра­ма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ гор­него мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то время, когда возносятся молит­вы и звучат славословия Госпо­ду. В храмах все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апо­стола: «...благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40). Это относится и к настрою души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой храм. Научение церковному бла­гочестию требует смире­ния и душевного труда.

Если ты делаешь лишь первые шаги в церковной жизни и твоя молитва немощна, ты не в состоянии воспарить духом «горе», то не должен отчаиваться, по­тому что в храме с тобой молится вся церковь и при­зывает предать себя Хри­сту Богу. Главное, чтобы молитва была со смирени­ем и покаянием, как молитва евангельского мытаря. Несмот­ря на свои грехи и беззакония, он пришел в храм Божий и на­шел в себе силы помолиться от сердца, с пользой для души: «Боже, милостив буди ми греш­ному», смиренно взывал мытарь к Богу, и «... пошел оправданный в дом свой» (Лк. 18:14).

На нашей грешной земле, особенно в наше время, испол­ненное беззакониями и соблаз­нами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия «духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душев­ный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Са­мим Богом.

Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по сло­ву Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 17:21).

И. о. ректора протоиерей Сергий Моз-дор,
преподаватель Семинарии Ушакова Юлия Вячеславовна.

 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии