значение
храма в жизни православного христианина
В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я
у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во
все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.
26: 4).
Если храм ветхозаветный вызывал в человеческом сердце такую
благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о нашем святом
православном храме? Здесь совершается величайшее чудо – Таинство
причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский
говорил: «Поистине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где
ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя,
– там истинно небо и небо небес» (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во
Христе. СПб., 1893. Т. II. С. 65).
«Горе имеем сердца!» – слышим мы призыв к нам священнослужителя,
совершающего Божественную Литургию. И мы, стоя в храме, как бы
действительно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем
переносимся туда «горе» т.е. в горний небесный мир, где обитает Бог с
бесчисленными сонмами Ангелов и Святых угодников Божиих.
Каждый молящийся в храме, если он горячо молится, ощущает себя стоящим
не на земле, а на небе, т.к. в храме «силы небесные с нами невидимо
служат». В житии святителя Василия Великого повествуется, что однажды,
когда свт. Василий Великий совершал в храме молитву, благочестивые
миряне видели небесный свет, который освещал и озарял алтарь и
святителя, и святых мужей в белых ризах, которые окружали великого
Архиерея. (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. 1 января). Чтобы
ощутить этот «горний» мир своей душой мы должны оставить за стенами
храма все свои житейские заботы и помышления. Храм с совершаемыми в
нем богослужениями и таинствами для нас, еще живущих в этом суетном
мире, есть поистине преддверие жизни будущего века, вечной Вечери
Агнца Божия.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с
рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве
святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению,
молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство
духовного единения, общности, которую именовали православным миром.
Также «всем миром» строились и украшались Божий храмы. Каждый вносил
свою посильную лепту, потому что храм был средоточием духовного бытия и
самые значительные события в земной жизни человека были связаны с
храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути
– церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в
Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный
благовест призывал верующих отложить всякое житейское попечение и
поспешить в Храм Божий.
Люди нецерковные часто задают вопрос: «Разве нельзя помолиться Богу
дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно
дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной
молитве. Но только в храме, по слову апостола Павла, мы собираемся в
Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос.
Божественная литургия, совершаемая в храме — общее духовное дело, когда
мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу. Во
Христе становимся сопричастниками жертвы и Воскресения Его.
Таинственным образом мы реально становимся участниками Вечери Господни,
в Святых Дарах принимая от Господа пречистое Тело Его и Кровь Его во
оставление грехов и в жизнь вечную. Тайна благодати Господа и Причастия
святого Духа повергает в трепет верующее сердце. Поэтому отношение к
храму, где совершается божественная литургия, можно выразить словами
Св. Писания: «...Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий,
это врата небесные (Бытие 18:17)». Божественная литургия – средоточие
церковной жизни, однако и весь суточный и годичный богослужебный круг,
совершаемый в храме, есть молитвенное стояние Церкви пред Богом,
молитва за всех. Богомудрые отцы называли храм «училищем благочестия».
Наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий,
помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это
все приложится вам (Мф. 6:33). Но таково ли отношение современных
православных к храму и с такими благоговейными чувствами и настроениями
они входят в него? Так ли ведут себя в храме и действительно ли выходят
из него обновленными, освященными благодатию Господа нашего Иисуса
Христа? Увы! Приходится признать, что у значительной части тех, кто
считает себя православным, утрачено сознание святости храма Божия. Для
многих обыденным делом становится зайти в храм во время богослужения,
чтобы поставить свечку перед образом Пресвятой Богородицы, Николая
Чудотворца, целителя Пантелиимона или какого-либо другого святого,
рассчитывая получить помощь в разрешении своих житейских проблем. А
затем – повернуться и уйти. Но угодна ли Богу такая жертва? Ведь свеча
возжигается перед ликом Господа, Богородицы, святых угодников Божиих с
молитвой, с верой, с покаянием и смирением. «Жертва Богу – дух сокрушен:
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Люди
«пекутся» о земном, забывая о главном – о спасении своей души.
Поневоле вспоминаются слова святителя Игнатия Брянчанинова: многие
только по имени христиане, а по делам своим – чистые язычники.
Православный христианин чтит храм потому что «место это свято».
Благодать Господа Иисуса Христа присутствует в Святых Дарах, на
престоле – с частицей благодатных мощей святых угодников, а лики святых
отражают вечный свет Церкви Небесной. Православный христианин должен
переступать порог храма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть
образ горнего мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то
время, когда возносятся молитвы и звучат славословия Господу. В храмах
все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апостола:
«...благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40). Это относится и к настрою
души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой
храм. Научение церковному благочестию требует смирения и душевного
труда.
Если ты делаешь лишь первые шаги в церковной жизни и твоя молитва
немощна, ты не в состоянии воспарить духом «горе», то не должен
отчаиваться, потому что в храме с тобой молится вся церковь и
призывает предать себя Христу Богу. Главное, чтобы молитва была со
смирением и покаянием, как молитва евангельского мытаря. Несмотря на
свои грехи и беззакония, он пришел в храм Божий и нашел в себе силы
помолиться от сердца, с пользой для души: «Боже, милостив буди ми
грешному», смиренно взывал мытарь к Богу, и «... пошел оправданный в
дом свой» (Лк. 18:14).
На нашей грешной земле, особенно в наше время, исполненное беззакониями
и соблазнами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем
укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия
«духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душевный через «внутреннее
делание» в молитвенном общении с Самим Богом.
Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей
христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам
даруется Царство Божие, которое, по слову Спасителя, внутрь нас есть
(Лк. 17:21).
И. о. ректора протоиерей Сергий Моз-дор,
преподаватель Семинарии Ушакова Юлия Вячеславовна.
|