история
возрождения поруганной святыни
Спаси, Господи, и помилуй ныне живущих и помяни всех
отшедших строителей и благоукрасителей святого храма сего, всех служащий
и молящихся во святом храме сем.
А храм сей – во имя Успения Пресвятой Богородицы, что на Монастырщенке,
в котором возносились непрестанные молитвы Богу в течение полутора
веков, до тех пор пока...
Закрыт был храм атеистическими властями в 1939 году, перед войной. Во
время войны (с 1941 года) в здании церкви размещался сухарный заводик.
Сушили сухари для фронта. В то время в храме произошел необычайное
событие, которое передавалось из уст в уста, и преданием дожило до
нашего времени. Однажды нескольким женщинам приказали сушить сухари
ночью и, чтобы они не ушли домой, заперли их в здании храма. В то время
на стенах храма еще сохранялись росписи – изображения Спасителя, Божией
Матери и святых… Только они начали работать, как вдруг наверху увидели
странный свет: высоко над храмовой аркой сама зажглась сохранившаяся
чудом лампада. Взглянув вверх, они увидели как бы живую фигуру
Спасителя (или Божией Матери – за давностью точно не помят) и услышали
голос, говорящий, что в Божием храме нельзя работать, здесь нужно
молиться. Женщины очень испугались и хотели убежать, но дверь была
заперта. Вскоре это видение исчезло. Интересно, что через некоторое
время в здании храма возник пожар, и все сушильное оборудование сгорело.
Во время послевоенной оттепели в 1958 году раба Божия Анастасия
пыталась объединить верующих, (которых на Монастырщенке тогда было
много) собирая подписи под просьбой о возобновлении церковной общины и
открытии Успенской церкви. Восстановить ее в те времена было бы гораздо
легче из-за меньшего разрушения. Но к сожалению нужного количества
подписей ей собрать не удалось из-за боязни преследования
атеистическими властями.
Послевоенное поколение помнит, что в здании храма размещался склад,
двери были закрыты, окна забиты, но оставшиеся снаружи изображения
«красивых людей с золочеными нимбами» вызывали благоговение и
необъяснимый страх. Доступным местом для игры и любопытства
послевоенных подростков оставалось заросшее кладбище. Интересно было
рассматривать памятники и надписи на могилах, часто встречавшиеся
знакомые фамилии (все окрестные жители хоронили своих близких на этом
кладбище).
В 60-х годах кладбище закрыли. Поговаривали, что из храма собираются
сделать школу искусств, а на месте кладбища будет парк. Но Господь
распорядился по-другому.
...Верующие люди Левобережного района были прихожанами разных
действующих в Воронеже храмов – Казанского, Покровского, Никольского.
Велика была их скорбь об Успенском храме, который был близко, но в
разрухе и запустении. Многие верующие пожилые жители Монастырщинки,
весь жизненный путь которых прошел в Успенском приходе – крестились в
храме, венчались в храме, мечтали быть отпетыми в нем. (Раба Божия Анна
Щеголеватых так молила Бога об этом, что ее желание Господь исполнил:
ее отпели уже в восстановленном родном Успенском храме).
И вот, в 1987 году, когда наступила «оттепель» в отношении государства
к религии, эти верующие люди (в основном пожилые женщины) быстро
организовали инициативную «двадцатку», собрали две с половиной тысячи
подписей под ходатайствами о возвращении Успенского храма Русской
Православной Церкви и начали ходить по кабинетам райисполкома,
горисполкома, облисполкома и многих других «комов», встречая много не
только привычных бюрократов, но и ярых атеистов-богоборцев, которые
ругались, смеялись и даже явно издевались над пожилыми верующими
женщинами. Во многих инстанциях встречали словами: «Опять бабки
сумасшедшие пришли», и гнали. А они опять и опять приходили. Десять раз
в Москву ездили, самому Горбачеву писали. Почти два года хождения по
мукам. Со слезами просили у Бога помощи и терпения. Молили Божию Матерь
о заступничестве пред Ним. «По вере вашей да будет вам!» – призрел
Господь на слезы и молитвы людей и в июле 1989 года отдал здание
Успенской церкви в руки первых прихожан – вот вам храм Божий,
восстанавливайте, украшайте: трудитесь и молитесь во славу Его. Сразу
владыка Мефодий назначил храму настоятеля – протоиерея Василия Зализняка
и они вместе первыми вошли в храм, который доверху был наполнен солью
(собственно даже войти в него было невозможно).
Митрополит благословил верующих, желавших потрудиться во славу Божию,
на восстановление церкви. И стали трудиться с молитвой. Срубили вокруг
деревья и кустарники, вывезли много машин советского мусора, которым
был окружен храм, на руках вынесли из храма 615 тонн соли, лежащей
камнем почти до сводов. Соль разбивали ломами, выносили в ведрах, в
мешках или на тележках и грузили на машины. Рабочие Росбакалеи по опыту
своему говорили, что вывоз такого количества соли займет не менее
полутора лет.
Но все это сделали бабушки и батюшки за два месяца. Ломом работал
назначенный настоятелем храма отец Василий, второй священник отец
Анатолий и раб Божий Николай (позже иеромонах Кирилл), который, проходя
мимо работавших в храме, отпросился у жены помочь на два часа, да так и
остался до сегодняшнего дня. Другой мужской силы не было: все делали
натруженные женские руки и обращенные к Богу сердца. Трудились во славу
Божию, ничего не прося и не требуя за свой труд. И вряд ли эта работа
была бы по силам молодым и здоровым, даже за большие деньги. «Сила
Божия в немощи совершается».
Не прошло и два месяца, как уже 25 сентября храм был очищен от соли и
мусора – воистину чудо Божие. Настоятель сказал: «Начнем служить Богу
в доме Его и петь хвалу Божией Матери, заступнице нашей». И уже в
праздник Воздвижения Креста Господня – 27 сентября, служили первую
Божественную литургию, а накануне вечером было совершено всенощное
бдение.
Алтарь был открыт и, чтобы как-то отделить служащих от молящихся, на
месте алтаря накануне службы за ночь соорудили дощатый помост. На нем
и проходила служба.
Открыто, перед взорами первых прихожан, происходило великое таинство
Евхаристии. Служили несколько священников, пел прекрасный хор,
приглашенный из Покровского собора. Церковной утвари почти не было:
несколько старых богослужебных предметов и икон было принесено также из
Покровского собора, кто-то принес лампадки, кто-то подсвечник,
сделанный своими руками, некоторые принесли в храм хранившиеся в доме
старые иконы. И после долгих лет запустения вновь зажглись в храме
свечи и вознеслись к Богу молитвы. Большинство присутствовавших на
богослужении впервые вошли в дом Божий, многие там и остались – стали
постоянными прихожанами Успенского храма.
Отошла первая праздничная служба, а труд и молитва продолжались.
Поначалу служили в праздники и воскресные дни, потом стали служить чаще.
Все больше и больше возникало проблем у настоятеля: где взять
стройматериалы, как провести отопление, электричество; денег, которые с
таким трудом добывались, не хватало. Но Господь подавал необходимое.
Находились и труженики и жертвователи. Те же женщины после работ или
до них ходили по людям и собирали пожертвования. Жертвовали, в
основном, небогатые, и, думается, что Господь принимал эти людские
копеечки, как лепты вдовицы евангельской.
Вспоминается такой чудесный случай. Как-то загоревал настоятель: деньги
кончились, а нужно было платить рабочим за выполненную работу. И тут
подходит к нему человек и протягивает пачку денег – вот, жертва на
храм. Этот человек продал родительский дом в деревне и решил
пожертвовать крупную сумму денег на восстановление дома Божиего. Дивны
дела Твои, Господи!
Храм высокий, для внутренних работ нужно было смастерить леса. Где
взять столько дерева? Господь помог, и храму выделили делянку в лесу.
Работы много, а рабочих рук нет. Все те же пожилые женщины таскали на
себе бревна, которые пилил сам настоятель и раб Божий Николай (он же
через много лет служения в своем родном храме был пострижен в монахи с
именем Кирилл и рукоположен во иерейский сан). Редко соглашались помочь
2-3 молодых человека. Тогда бабушки радовались, как дети. Казалось бы,
работа непосильная; но Господь давал силы верным Своим.
Так, многими трудами и молитвами восстанавливался храм: быстро из ДСП
сделали алтарную перегородку, оштукатурили храм изнутри, затем снаружи,
восстановили кровлю и построили колокольню, подготовили стены под
роспись и установили купола и кресты, начали строить комплекс церковных
зданий (в котором впоследствии разместилась духовная семинария и
воскресная школа). Все это – менее чем за год. А работы все
прибавлялось. Планировалось построить воскресную школу, церковный дом,
крестильный храм, водосвятную часовню, а также поминальную часовню в
центре бывшего кладбища в память о всех погребенных на нем.
Вспоминается, как однажды настоятель где-то раздобыл огромную
железнодорожную цистерну — бочку и поставил ее на церковном дворе. Вот
удивление было – что же это такое? Эта бочка вскоре превратилась в
сторожку, затем в квартиру. Там сначала находились сторожа, потом
долгое время в бочке жил иконописец Николай Иванович, которого в шутку
называли Диогеном. Часто в храме бывал владыка: проверял, давал советы,
знал по именам многих тружеников, нередко служил. Восстанавливался храм
и в душах людских. Крепла вера с помощью Божией, укреплялся приход.
За год возле храма выросло красивое двухэтажное здание. Еще не было
оно совсем достроено, а уже в его стенах 1992 году открылась воскресная
школа для детей. Детей приводили бабушки, а дети приводили родителей.
В воскресную приходскую школу приходили дети разные: и маленькие и
большие, приходили, искренне желая узнать о Боге, и просто из
любопытства. Принимали всех с радостью и любовью.
Для росписи внутренних стен храма необходимо было зашпаклеваать их в три
слоя. Женщины-маляры трудились с утра до поздней ночи. А потом в
течение трех лет трудился художник-иконописец раб Божий Николай с
помощницей. Одним из первых в епархии Успенский храм был расписан в
древнерусской традиции (вопреки желанию многих прихожан, тогда еще не
знавших иконописных канонов). Под куполом храма, словно в небесах парят
святые и ангелы.
Восстановление храма было завершено в 1994 году. Бывший погост,
засыпанный землею и песком, вошел в церковную ограду. С Божией помощью
быстро вырос приход и зажил полной жизнью. Молились вместе, трудились
вместе, вместе проводили праздники Божии, учились, учили, общались,
помогали друг другу. Всем приходом, с особой радостью готовились к
великим праздникам: украшали храм, воскресную школу, готовили концерты,
выставки детских рисунков, поздравления, подарки – жили с Богом и в
Боге: «Хорошо нам здесь, Господи»! Как-то на Рождественский праздник
была приглашена очень известная заслуженная учительница. Увидев детей и
пообщавшись с ними, она сказала: «Слушайте, это какие-то особенные
дети, я таких никогда не видела. Где вы их взяли? Эти детские глаза – в
них необыкновенный свет, он светит прямо в душу».
Через год здесь же было открыто епархиальное духовное училище. В приход
влились 28 молодых юношей и две девушки. Все они горели желанием
служить Богу. Сколь искренне было это желание, столь скоро Господь давал
им мудрости и силы. Первые годы воспитанникам училища было особенно
трудно: учеба (совершенно новые, не знакомые ранее предметы),
совместные молитвенные правила, богослужения и, казалось бы,
непосильные послушания. Да еще и многие из них занимались с детьми
воскресной школы.
В первый год ребята также помогали достраивать здание, реставрировать
храм, благоустраивали церковный двор, дежурили в трапезной, сторожили
и многое другое. Все, и воспитанники, и преподаватели, и работники
храма трудились до темноты. Было трудно, но был удивительный дух любви,
поддержки, терпения, была постоянная готовность помочь друг другу –
весь приход жил этим единым духом.
Зажглась свеча, и ее света и тепла хватало всем окрест.
Тепло это коснулось прекрасного человека, талантливого русского
художника, так любившего свою святую Родину – Василия Павловича
Криворучко. Он пришел на свет этой свечи почти ночью, и над ним в этом
храме впервые в его жизни совершили церковное таинство. Тогда он сидел
один на стульчике в центре храма, больной телом, но выздоравливающей
душой молился Богу. Он понимал, что болезнь его тяжела, и как
христианин раздавал свое имущество людям. Василий Павлович подарил в
приходскую библиотеку самую большую свою ценность — старые церковные
книги. В библиотеке они заняли целый шкаф. Он хотел организовать свою
выставку в духовном училище, но не успел, и подарил Церкви самые
дорогие ему картины.
Печальным событием в 1994 году при Успенском храме вновь открылся
погост. За алтарем был похоронен всеми любимый священник Покровского
храма отец Аверкий, окормлявший большую часть Воронежских христиан.
Немного позже здесь же похоронили человека, который всю свою жизнь
отдал Церкви, – протодиакона Павла. Это был очень скромный человек,
служил он в Никольском храме и преподавал в духовном училище, будучи
одним из немногих кандидатов богословия. Жил с молитвой и умер с
молитвой, прямо в храме.
Каждый год в епархиальное училище поступали новые воспитанники,
приходили и новые преподаватели, и число молодых прихожан увеличивалось
с каждым годом. В 1997 году училище получило статус духовной
семинарии. Стал Успенский храм семинарским. Помогали ребята строить на
церковном дворе водосвятную часовню, крестильный храм и поминальную
часовню. Прислуживали в алтаре, читали и пели на клиросе, исполняли
службу (те, кто был уже рукоположен), писали иконы. А приход все рос и
рос. Семинарский устав, тактичность и старательность воспитанников, а
также строгость в службе привлекали в этот храм все больше прихожан.
В это время в Воронеже восстанавливались и другие храмы, и многие из
тех, которые «выпрашивали» Успенский храм у властей, из тех, кто
участвовал в восстановлении пошли в другие храмы «отвоевывать» их у
властей и помогать восстанавливать. Кто-то оказался в Спасском, кто-то
– у Сергия Радонежского, кто-то в Успенском Адмиралтейском, кто-то в
Воскресенском. Но не только «бабушки» разошлись по храмам, первые
выпускники духовного училища, рукоположенные во иереи и диаконы, были
направлены для восстановления городских и сельских храмов. Так от первой
зажженной свечи зажглись другие свечи. Их становится все больше и
светят они ярким светом, возжигая сердца людей Божиих и освещая их путь
к Истине, путь к Богу, путь ко спасению.
Рассказ этот написан по воспоминаниям иеромонаха Кирилла (Рощихина),
иеромонаха Дионисия (Тарасова), А.Г.Федорца, Ксении Азаровой, Клавдии
Дорохиной, Татьяны Жульковой, Людмилы Матыциной, Алексендры Логуновой,
Зинаиды Небольсиной, Александра Смольянинова, Ирины Гавриловой, Николая
Щеголеватых. За давностью времен имена многих труженников (ныне живущих
и уже отошедших ко Господу) забыты людьми, но ни одно имя их не забыто
у Господа.
|