ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ЦЕРКОВЬ на некоторых примерах из новейшей беллетристики
С тех пор, как интеллигенция стала у нас «орденом» (по не потерявшему
актуальности определению историка и философа Г. П. Федотова), ее
отношения с Церковью являют собой кривую линию, то приближающуюся к
церковным стенам (а порой и проникающую внутрь их), то
отталкивающуюся от них под импульсом ожесточенного неприятия и не
всегда осознаваемой конкуренции.
Беглым перечислением упомяну пункты этого извилистого маршрута в
минувшем и все еще так близком нам столетии. Это, в предреволюционное
десятилетие, Религиозно-философские собрания, когда духовные лица
впервые, кажется, заседали в одном синклите с именитыми
представителями «ищущей» интеллигенции, и достопамятный сборник «Вехи»,
ознаменовавший поворот оной к церковности и государственничеству; это,
после антицерковной агрессии первых пореволюционных лет, нелегальные и
полулегальные православные общины начала и середины 20-х годов,
пополнившие ряды исповедников и новомучеников (их история еще слабо
изучена); затем, по прошествии десятилетий, когда «... долго-долго о
Тебе ни слуху не было, ни духу» (Борис Пастернак) - военный и
послевоенный призыв интеллигенции в Церковь, по острой нужде
разрешаемую советской властью; далее - хрущевские гонения, привлекшие
известные симпатии части глухо-оппозиционной общественности к их
жертвам; богоискательство 70-х годов, когда уставшие душою от лжи и
официального материализма образованные люди нередко приходили ко
Христу и воцерковлялись - кто из лона восточных культов, кто от
толстовства, кто, как ни странно, - под влиянием романа «Мастер и
Маргарита», кто, доставая «тамиздатские» книги и их самиздатские копии,
в числе которых, наряду с философами, было и почти недоступное иным
путем Евангелие.
1000-летие христианства на Руси, совпало в 1988 году с эйфорией
перестройки, и тогда Русской Православной Церкви был выдан огромный
общественный кредит, а ее хулители вынуждены были на время замолчать (за
редкими исключениями, такими, например, как непримиримый атеист
академик Виталий Гинзбург, а среди моих коллег, литературных
журналистов - Александр Агеев или Елена Иваницкая).
Не то - теперь.
Однако недавние годы критики принудительного атеизма, годы интереса к
проблемам духа и разрешенного мистицизма в любых его формах не прошли
даром. И сейчас уже безбожие типа берлиозовского (опять вспоминаю роман
Булгакова) сменилось неприятием Церкви, и именно Русской Православной
Церкви, в несколько иных модификациях. Во-первых, со стороны
оставшихся внешними по отношению к ней представителей
интеллектуального цеха, которые видят в ней инородный новому обществу
институт, не вдаваясь в мистическую сторону вопроса. Во-вторых, со
стороны тех, кто вошел в Церковь, повинуясь смутному порыву, но нашел
там не то, что ожидал, и вовлекся в попытки внутрицерковного
диссидентства.
Но прежде, чем привести примеры того и другого из новейшей
беллетристики, как массовой (хотя и претендующей на незаурядность), так
и высоколобой, я хочу воспользоваться одним интересным обзором прессы,
составленным московским священником Владимиром Вигилянским и
предназначенным для сентябрьского номера «Нового мира». Здесь
освещается дискуссия вокруг проекта преподавания в средней школе
«Основ православной культуры» в преимущественно недружественных в
отношении Церкви СМИ.
Либерально-атеистический взгляд на этот проект прямее всего выразила
Ирина Хакамада, в других отношениях вменяемый, а подчас и позитивно
мыслящий политик. Но тут Бог словно лишает ее разума, и она заявляет,
что в случае изучения основ православия за школьной партой мы через
десять лет получим поколение «зомбированных серых людей, способных
выполнять команды, но не способных формировать новые идеи», и это будет
означать возврат в тоталитарное общество. Хочется думать, что такого
рода опасения, типичные в определенных кругах образованщины, диктуются
хотя бы иногда не ненавистью, а ужасным, наследственным для
постсоветского человека, духовным невежеством.
Но, несомненно (и отражено в вышеупомянутом обзоре прессы) и то
обстоятельство, что столкновение между современной либеральной
идеологией и церковностью носит не только характер недоразумения,
порожденного неосведомленностью одной из сторон, но и характер
объективный. И это столкновение действительно может доходить до прямой
ненависти; так, один из читателей «Известий» написал в редакцию, что
схватится за ружье, если увидит попа, переступающего школьный порог.
Понятно, что на такую ненависть церковный народ должен отвечать
терпеливым стоянием в Истине и миссионерским свидетельством...
Что же сталкивается? Прежде всего - совершенно разное понимание
человеческой свободы. Иерархическое строение церковного организма,
ценности духовного единомыслия и послушания по совести представляются
нашим либералам несовместимыми со свободой личности - свободой,
понимаемой в духе релятивизма и безосновного самоначалия, вне традиции и
авторитета.
В этом нет ничего особенно нового. Однако, пожалуй, есть нечто новое в
том, что сейчас предпринимаются самые отчаянные усилия отделить Христа
(как фигуру в глазах нынешнего интеллигента неопределенно
величественную и учившую чему-то доброму) от Его Церкви. Такая именно
попытка предпринята популярнейшим писателем, удовлетворяющим запросы
разномастной читающей публики, не в последнюю очередь интеллигентной и
даже власть имущей. Я имею в виду Бориса Акунина (псевдоним
культуролога и япониста Григория Чхартишвили). Свою детективную
трилогию о монахине Пелагии он завершил двухтомным сочинением «Пелагия
и красный петух», где травестировано Евангелие, но - несопоставимость
таланта и просвещенности! - несравненно более безвкусно и агрессивно,
чем в том же романе Булгакова, который нашему массовику-постмодернисту
послужил лакомым примером. (Не скажу, что более кощунственно. Кощунство
ведь состоит в «попиранье заветных святынь», а в данном писательском
сознании их нет.)
Обер-прокурор Синода Победин (читай: Победоносцев), исполняя в романе,
разумеется, роль великого инквизитора, борется гнусными средствами яда,
пули и кинжала с сектантским пророком Мануйлой (в котором, кто не понял
сразу, тот вскоре узнает Эммануила - Христа) с помощью некоего
волшебства путешествующего во времени и пространстве и оказавшегося в
России Александра III. В дальнейшем из оскорбляющего литературный
вкус не менее, чем духовный, «Евангелия от Пелагии (романного эпилога)
нам сообщается, что вместо Иисуса когда-то распят был похожий на него
двоюродный брат, а он, сбереженный Иудой, невредимо продолжает
проповедовать. И уж конечно, учит он тому, что не надо никаких попов и
монахов, никаких храмов и капищ, никаких плотских ограничений, главное
же (в духе битлов) - просто «любить». И это его учение открывает глаза
некоему заволжскому епископу Митрофанию, не отдававшему себе прежде
отчета в своей влюбленности в рыжую монахиню Пелагию, а теперь
уразумевшему естественность и невоспрещенность таковых чувств.
Эта книга расходится огромными тиражами и оказывается фактически вне
критики как непритязательное чтение, которое следует принимать с
улыбкой (хотя автор, несомненно, имеет страсть поучать). С телеэкрана до
меня недавно донеслось, как высокопоставленный федеральный чиновник,
человек недурно образованный и воспитанный по-офицерски, с
удовольствием сообщает, что уже успел прочитать модную новинку.
Пример другого рода - напечатанный осенью прошлого года в трех номерах
«Звезды» роман «Лавра» петербургской писательницы Елены Чижовой,
которая рассказывает о Церкви и, так сказать, о князьях Церкви
(покойном ныне митрополите Никодиме под его собственным именем,
митрополите Кирилле Смоленском под именем Николая), находясь внутри
церковной ограды, но испытывая недовольство узнанным там. На страницах
майского номера «Нового мира» за этот год возникла короткая дискуссия
относительно книги Чижовой: с восторженной оценкой романа выступил
Константин Азадовский, известный петербургский филолог, специалист по
поэзии Николая Клюева (кстати, верующего старообрядца, так что от его
исследователя можно было бы ожидать культурной причастности к
определенной сфере духа). Пишет он, однако, вещи, входящие в
тривиальнейший устав псевдолиберализма; «Церковь авторитарна; ее
приверженность традиции и канону влечет за собой нетерпимость, в лучшем
случае подозрительность ко всему чужому и новому. Она может быть
безжалостной по отношению к человеку, уличенному в яркой
индивидуальности. Церковь и государство, как бы они далеко ни
расходились друг с другом, имеют общую иерархическую структуру. Церковь
призвана миловать, но она, и карает, не только за грех - за
свободомыслие. ...Ненавистью к инакомыслию равно насыщены и КГБ и РПЦ».
Я встречной рецензией на «Лавру» ответила Азадовскому на тех же
журнальных страницах и не буду здесь повторяться. Суть же дела вкратце
такова. Чижова, точнее - ее автобиографическая героиня, крестившаяся в
70-е годы под влиянием трех мотивов (протест против советчины,
пожелание мужа, преподавателя Ленинградской Духовной академии, тяга к
чудесному), не находит в церковной жизни искомого. Протестный мотив не
получает удовлетворения: Церковь, по ее словам, «не видит коренной
разницы между убийцами и убитыми, гонимыми и гонителями». Послушание
мужу, который надел воротничок - «реверенду» (символическая утрата
свободы), обернулось гибелью их брака; наконец суеверное отношение к
чуду (Таинство Крещения не повлекло за собой магического, в одночасье,
перерождения души) и фактический отказ от исповеди и причащения
привели к доподлинной одержимости героини, признаки которой, чем
непроизвольней и бессознательней, тем вернее передает писательница.
Слово «ненависть» витает над текстом вместе с колоритом самоупоения и
самоправедности. Я посоветовала бы всем пастырям, причастным к задаче
духовного целительства, познакомиться с этим романом, сколь ни тягостен
он для восприятия любого нормального читателя. Это типичная история
разминовения современной интеллигенции с Церковью, непроизвольно
изложенная как история болезни.
Но есть и более экзотические казусы, исходящие от ложных друзей Церкви,
интеллектуалов, пытающихся использовать ее в качестве присвояемого
идеологического подспорья. Речь идет не о тех простецах, которые
связывают введение ИНН со светопреставлением, а о радикалах, куда
более изощренных, строящих кособокие идейные сооружения с православием
в виде компоненты. Так, один из авторов новой шумной газеты
«Консерватор» к 22 апреля сочиняет панегирик Ульянову-Ленину, славя его
в особенности за «священную ненависть к миру», будто бы роднящую его
с православием. Такое вот у нового антилиберала - революционера,
превратно налепившего себе ярлык консерватизма, понимание православия -
с его-то пафосом преображения мира и чаянием «новой твари»!
Каковы же выводы? Как, быть может, никогда еще в нашем веке, церковный
народ сейчас находится, говоря словами ап. Павла (2 Кор. 11: 26) «в
опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в
опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне
<...> в опасностях между лжебратиями». Воцерковленная интеллигенция,
конечно, существует, включая и ученых, и литераторов, и иных творческих
людей; все больше пастырей рекрутируется из числа потомственных
интеллигентов или выпускников престижных светских вузов. Тем не менее,
у нее нет центров влияния - клубов, обществ, журналов и газет, которые
по своим профессиональным и финансовым возможностям могли бы
соперничать с оппонентами, и, скажем, заниматься апологетикой на
пламенный раннехристианский лад. Церкви, Русской Православной Церкви,
сейчас более всего подходит традиционный образ корабля, объятого
штормящим морем. «Вы живете в благословенные времена, - неоднократно
повторяет настоятель храма в моем приходе, - вы можете свободно, не
таясь, посещать богослужения и исповедовать свою веру». Это так. Но в
духовном отношении нынешний период едва ли не сложнее эпохи гонений.
Это время требует не только сердечной, но и умственной брани против
обстоящей клеветы, демагогии и подмен.
И. Б. Роднянская
литературный критик, член
редколлегии журнала «Новый мир» г. Москва
|