ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Празднуя День сошествия Святого. Духа, мы, возлюбленные о Господе
братья и сестры, называем его также Днем Пресвятой Троицы и
Пятидесятницею. О значении этого великого Дня сказано и написано много,
и никто никогда не сможет исчерпать того, что можно сказать об этом.
Остановим наше внимание на учении святой Церкви о Боге-Троице.
Единому Богу покланяются многие, в частности, иудеи, магометане, а
Богу-Троице - только христиане и в этом их великое преимущество. Истина
о том, что Бог; хотя и один, но троичен в Лицах - великая тайна, которую
открыл во всей полноте человечеству Иисус Христос, Он открыл нам и
другую сокровенную истину, неведомую прежде никому, что «Бог есть
любовь» (1Ин.:4,7). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к
другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах и Бог Троичен в
Лицах, потому что Он - любовь.
Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собой как
бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Что касается
людей, то это больше слова, чем реальность, Любовь Божественная
безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной
любви, суть действительно один Бог, имеющий одну сущность и живущий
одной жизнью. Бог-Троица - это самое совершенное единство в любви, и,
можно сказать дерзновенно, это потому так, что каждое Лицо совершенно и
любовь каждой Ипостаси также совершенная, все отдающая и всецело
одаряющая. Поэтому Бог Троичный в Лицах - Бог Всеблаженный. Бон имеющий
в Самом Себе такую полноту, что ни в каком другом существе не
нуждается, но по некоему преизбытку Своей любви Он творит мир и другие
живые существа, дабы и они разделили Его любовь, Его блаженство и
радость. И это было бы возможно, если бы только сотворенные Богом
существа так же самоотверженно любили бы друг друга.
Все люди, руководствуясь любовью, согласно замыслу Божию, должны были
по образу Пресвятой Троицы составить как бы одно существо, но грех внес
и вносит раздор, разделение, ими движет самолюбие, замыкающее человека
в самом себе. На современном языке это означает, что человек стал
эгоистом. Где же тут может быть бескорыстная любовь и соединение всех
друг с другом?
Сын Божий, став Человеком и отдав Свою жизнь за спасение всех, вновь
открыл людям путь к единству. Бог Отец благословил, увенчал подвиг Сына,
воскресив Его из мертвых, и вознес Его на небо. Тем самым и для всех
достойных последователей воплощенного Сына Божия открылась возможность
славного Воскресения и восхождения в Небесные Обители, для них
уготованные. Но для этого надлежало еще людям принять в себя самую силу
Божественной жизни и любви. Сошедший на землю Святой Дух и дарует
уверовавшим во Христа эту силу. Не наша, а только Божественная любовь,
этот высший дар святого Духа, может действительно соединить людей в
одно Богоподобное целое. Таким образом, только благодать Святого Духа
может собрать всех людей на земле в единое целое. Наличие Божественного
Духа в каждом человеке - то связующее звено, которое неразрывно
связывает всех людей независимо от возраста, положения в обществе,
национальной принадлежности. Но для того, чтобы приобщиться этой
всеисполняющей благодати, нужно уверовать во Христа, ибо Дух Святой
прежде сошел на апостолов, то есть на тех, кто поверил в Спасителя и
принял Его как Сына Божия. Вера во Христа есть раскрытие себя для
принятия Святого Духа. Все, принявшие Христа, через таинство Крещения
входят в новую жизнь, составляют Церковь Божию на земле, которая есть
предначаток всеобщего единства. Церковь-это человечество
преображающееся, обожествляемое. Там нам подаются все дары благодати
Святого Духа для блаженной вечной жизни. Их так много, что можно
сказать: «Прииди и черпай!
Нетрудно войти в Церковь, стать ее членом, особенно тем, кто родился в
христианской семье, но трудно остаться в ней и жить по-настоящему,
по-христиански, исполняя заповеди Божий, руководствуясь многовековым
опытом Святой Церкви.
Одним из основных выражений, символов Церкви является храм. Недаром он
также зовется и церковью. Беда в том, что многие, живя в храме
возвышенной духовной жизнью, уходя из него живут совсем иначе, не думая
о Боге и не замечая ближних. Вот эту двойственность нужно преодолеть.
Средств к этому великое множество. Одно из них -забота не только о
храме, но и о церковной общине, к которой принадлежишь, о нуждающихся в
помощи верующих прихода. Мы должны стараться, чтобы приход стал единой
семьей. Разумеется, важно, чтобы каждый член церкви жил бы и сам по себе
интенсивной духовной жизнью: молился бы, имел бы привычку духовного и
религиозного чтения, прибегал бы чаще к Таинствам покаяния и
причащения Святых Христовых Тайн. Истинная духовная жизнь неизбежно
откроет сердце и для других, но все же надо, не забывая о своих личных
нуждах, помнить, что каждый спасется не в одиночку, а вместе с другими
и именно в Церкви.
Итак, возлюбленные о Господе братья и сестры, один путь к единству всех
людей - это вера во Христа, которая объединит всех людей в одно общество
Церковь, ибо в ней «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни
необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всем
Христос», - учит святой апостол Павел (Кол.3:11), Только через
деятельное участие в жизни Церкви христианин получает обилие даров
благодати Святого Духа, Который очищает, возвышает, объединяет и
спасает
Помолимся же ко Святой Троице, чтобы мы и все люди силою Божественной
любви взыскали бы святого нашего Богом благословенного единства, «Егда
снизшед...» Аминь.
Протоиерей Василий Попов.
|