главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


ЦЕРКОВЬ НА КРОВИ МУЧЕНИКОВ

10-11 июня Китайская Автоном­ная Православная Церковь Москов­ского Патриархата совершает память святых мучеников китайских. Этому событию мы посвящаем публикацию фрагмента из дипломной работы вы­пускника нашей семинарии Пчелинцева Романа., посвя­щенной истории православия в Ки­тае.

Макеев Н.В.

Одна из малоизвестных страниц истории Российской Духовной Мис­сии в Китае - восстание ихэтуаней. 1900 год - известен как время наи­более жестокого выступления ихэту­аней - по своей сути религиозного движения, которое в Европе по не­удачному переводу англичан более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иност­ранцев. Идеологией этого восстания было антихристианство.

Сын первого китайца-священномученика Метрофан Цзичуня, убито­го ихэтуанями, прот. Сергей Чан, так писал об ихэтуанях: «Это было со­общество, имевшее общинное уст­ройство (общинный стол) и прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев, иностранцы именова­лись бесами, крещеные китайцы - исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними отношение - вторы­ми исчадиями: на боксеров же смот­рели как на воинство небесное».

Ихэтуани устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвопри­ношения. До весны 1900г., офици­альные власти Китая покровитель­ствовали иностранным Миссиям, но к лету императрица Цыси приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были каз­нены. Когда восстание охватило сто­лицу, начальник Российской Духов­ной Миссии, архимандрит Иннокен­тий (Фмгуровский) и его соработники покинули Бэйгуань и переселились в Российское посольство. С собою они взяли только древний образ свт. Ни­колая Можайского, привезенный из Албазина еще о. Максимом Леонть­евым в 1685г, и церковную утварь.

Китайское правительство выста­вило на охрану Миссии 10 копейщи­ков, но 11 июня Миссия была сожже­на дотла, погибла ее библиотека, ар­хив, ризница. Ихзтуани замучили 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них есть и священномученик - иерей Митрофан, первый китаец-священник, рукопо­ложенный в Японии свт. Николаем, просветителем Японии. По ходатай­ству Начальника Миссии празднова­ние китайским новомученикам уста­новлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902г. Их мощи были погребены в усыпальнице хра­ма, освященного в их память - хра­ма Всех Святых Мучеников. Многие из мощей оказались нетленны.

В середине мая боксеры сожгли православный храм и школу в Дундинане на глазах о. Сергия, которо­му удалось бежать и добраться до Пекина. Прибыв в Бэйгуань 26 мая, о. Сергий доложил о случившемся Начальнику Миссии.

«Выслушав нас внимательно, о. архимандрит тотчас отправил пись­мо об этом на южное подворье к рус­скому посланнику. На другой день сам посланник приезжал в Бэйгуань (на северное подворье) чтобы убеж­дать всех русских миссионеров пе­реехать в посольский квартал под защиту десантов. Посланник считал своим долгом настаивать на этом, чтобы не подвергать опасному риску жизнь миссионеров.

Сотни боксеров в сопровождении деревенской толпы и нищих подхо­дили к Бэйгуаню. Главные, то есть настоящие боксеры по степени сво­его обучения, или вернее, способно­сти экзальтироваться, разделяются на три класса. По поверию народно­му, которое разделяют в Китае все, начиная от государя и великих кня­зей до простолюдинов, эти боксеры трех высших степеней совершенно неуязвимы для меча и ружья. Они не имеют нужды пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно только кому-либо из них указать на здание, и оно уже загорается само.

Они призывали всех кричать ша - убивай (то есть христиан), и в то вре­мя не было, кажется, ни одного че­ловека, который не кричал бы ша.

В 9 часов утра из южного города принеслась весть, что боксеры ско­ро придут сюда. Я послал извеще­ния об этом по домам христиан. Ус­лышав это, многие христиане верну­лись в свои дома, а другие, напро­тив, удалились от своих домов. Страх заставлял сплотиться. За мной пос­ледовало более 30 человек, и мы пошли мимо северо-восточного угла городской стены на юг. Вскоре мы увидели множество людей, двигав­шихся к подворью юга и державших в руках фонари и факелы. Перед при­ходом боксеров китайские солдаты охранники ходили вокруг Миссии, стреляли из ружей, а потом вместе с пришлым народом кинулись грабить подворье, после чего показался огонь и дым пожара. Соседи говорят, что при сожжении храма было не более двадцати человек».

Днем кончины православных ки­тайцев стало 11 июня 1900г. Вот сви­детельство Начальника Миссии об их подвиге: «Еще накануне по улицам расклеены были прокламации, при­зывавшие язычников к избиению хри­стиан и угрожавшие смертью каждо­му, кто осмелился их укрывать, в ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех час­тях Пекина, нападали на христианс­кие жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя от­речься от Христа. Многие, в ужасе пе­ред истязаниями и смертью отрека­лись от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам пе­ред идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедова­ли Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыс­ки и истребления христиан продол­жались и все последующие дни вос­стания. По истреблении жилищ хри­стиан, их самих выводили за городс­кие ворота в языческие кумирни бок­серов, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетель­ству самих язычников-очевидцев, не­которые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мучени­чески с молитвой на устах. Учитель­ница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз бок­серы изрубили ее и полуживую за­бросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схва­тили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь ра­достно исповедовала Христа перед своими мучителями.

Среди пострадавших за Иисуса Христа были и албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые принесли свет Христовой Православ­ной веры в 1685г. в столицу Китая - Пекин <...> Многие христиане, укры­ваясь от опасности, собрались в дом священника Митрофана. Видя, что некоторые малодушествуют, он ук­реплял их, говоря, что наступило вре­мя бедствия и трудно избежать его. 10 июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жили­ще о. Митрофана. В это время там было человек до 70 христиан; более сильные из них убежали, а о. Митро­фан и многие другие, преимуще­ственно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе перед домом; боксеры ис­кололи ему грудь, и он упал перед финиковым деревом. Соседи отта­щили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом иеромо­нах Авраамий подобрал тело о. Мит­рофана, и в 1903г., когда в первый раз совершался праздник в честь му­чеников, оно вместе с другими поло­жено было в храме мучеников под алтарем, в семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли и три сына: старший Исайя, второй про­тоиерей Сергей и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты свое­го сына Исайи, но на другой день, 11 числа утром, вместе с другими, все­го 19 человек казнена была через от­сечение головы. Исайя, 23 лет, слу­жил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цзэмэнь, так как раньше известно было, что он христианин, Мария, 19 лет, невеста Исайи, за два дня до бок­серского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха. Сергей, сын о. Мит­рофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я роди­лась около Церкви Пресвятой Бого­родицы, здесь и умру», и осталась на месте, где была Церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почи­тая смерть отшествием в место веч­ного упокоения. Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исайи удалось спасти его от смер­ти, и она спрятала его в отхожем ме­сте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним. Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали.

Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещенные, свидетель­ствуют, что они видели этого маль­чика с израненными плечами и нога­ми; раны были с вершок глубины, но он не чувствовал боли, и, будучи опять взят боксерами, не обнаружи­вал страха и спокойно шел. Один ста­рик выражал о нем сожаление, гово­ря: «Чем виновен мальчик? Вина родителей, что он стал последовате­лем дьявола». Другие поднимали его на смех или просто бро­сали ему презрительные усмешки. Так он веден был, как агнец, на зак­лание.

Начальник Пекинской Духовной Миссии представил в Св. Синод от 11 октября 1901г поименный список 222 православных китайцев, убиен­ных за веру и вместе с тем хо­датайствовал о разрешении в память сих первых китайцев-мучеников за веру: 1) устроить на месте разорен­ной церкви в Пекине храм в честь Всех Святых Мучеников Пра­вославной Церкви, со склепом под алтарем, для погребения в нем мощей избиенных православных китай­цев, и 2) установить для православ­ной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня по следующему чину: 10 июня соблюдать строгий пост, пере­нося его на ближайшую пятницу, если означенное число случиться в суб­боту или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китай­цам, а 11 июня отправлять торже­ственно, по храмовой главе, богослу­жение во имя Святых Мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православ­ных китайцев или вокруг храма, с пе­нием ирмосов «Волною морскою», и, после обычного многолетствия, про­возглашать вечную память всем че­стно пострадавшим за православную веру китайцам.

Обсудив изложенное и со своей стороны не встречая препятствий к удовлетворению настоящего хода­тайства начальника Пекинской Ду­ховной Миссии, Святейший Синод указом от 22 апреля 1902г. за № 2 874 определил: преподать поиме­нованной Миссии благословение на приведение в исполнение изложен­ных в представлении архимандрита Иннокентия предположений относи­тельно увековечения памяти право­славных китайцев, мученически по­страдавших за веру во время боксер­ского восстания в Китае в 1900г., уст­ройством в Пекине храма в честь Всех Святых Мучеников Православ­ной Церкви, со склепом, для погре­бения в нем костей избиенных пра­вославных китайцев, и установлени­ем для православной общины в Ки­тае ежегодного празднования 10 и 11 июня, с совершением в последний из сих дней» если местные условия по­зволят, крестного хода к местам из­биения православных китайцев или вокруг храма.

Из дипломной работы выпускника семинарии Пчелинцева Романа.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии