ОДУХОТВОРЕНИЕ ПОЛА
Уже неоднократно говорилось о разрушающем
воздействии программы «планирования семьи» (РАПС). Под угрозой уже не
святость брака, а основы семьи. Псевдонаучная риторика этой программы
застилает глаза многим родителям и педагогам. Происходит дискредитация
любви, выхолащивание духовной сущности пола, и в результате - апология
примитивных физиологических инстинктов.
Что можно этому противопоставить? Восстановление традиции,
православной традиции, с одной стороны, с другой, философское изучение
проблем пола, семьи, брака. Поможет в этом отечественная философская
традиция, в которой уделялось достаточно большое внимание этим важным
для бытия человека вопросам. Русские философы не «планированием семьи»
занимались, а постигали само существо, духовный смысл любви. Обратимся
к взглядам выдающегося русского мыслителя В.В.Розанова, чьи воззрения
на эти проблемы могут стать реальной (интеллектуальной и духовной)
альтернативой современным либеральным представлениям на этот счет.
В. В. Розанов обладал живым чувством святости природного начала
человека. Им был раскрыт сокровенный смысл таких понятий как «любовь»,
«брак», женственность». Розанов, через привлечение внимания к
физиологическим аспектам жизни, способен «приближать Небеса»,
показывая в обычных природных и житейских ситуациях действие
светоносных, нетварных начал. Глубочайший дар видеть религиозное как
реальное, преломленное в быту, природе, теле, семье - выдающееся
качество русского философа.
По сути, это и есть истинно православное мирочувствие, согласно
которому именно в материальном воплощается Божественное Слово, Сын
Божий, Иисус Христос. Человек обретает во Христе, воплотившимся в
человека, полноту бытия. Вечность дарована человеку имение тем, что Бог
умалился, воплотился, вошел в смертность и конечность.
Господь показал высочайший смысл тварного начала бытия, высветил
глубочайшее значение материи, плоти, тела, быта. Манихейство -
неведение о священном в материи; материя здесь мыслится как зло, как
зло абсолютное, подлежащее искоренению и уничтожению. Но разве мог Бог
воплотиться в то, что не от Бога. И «как бы человек пришел к Богу, -
спрашивает св. Ириней Лионский,- если бы Бог не пришел к человеку?»
Материя содержит семя зла, тления, смерти; но сама по себе, в своей
сущности она также свята и непорочна, как свято и непорочно все,
сотворенное Господом. И падшая материя достойна благословения,
одухотворения и преображения.
Всякая борьба с материй, как с источником зла - неверие и иконоборство.
Не только Господь воплотился в «материю», но и духоносные образы
святых изображаются на холсте краской, то есть материально. Для
иконоборца - это «язычество», для христианина - высший смысл материи,
как элемента Божественного домостроительства, как того духовного
материала, из которого сотканы наши телеса и весь природный мир.
В небольшой статье Розанова «Семя и жизнь» выявлены наиболее значимые
проблемы человеческого существования. В ней говорится о жизни. Розанов
обращает внимание на то, «что имя «Ева» значит «женщина» и «жизнь»
одновременно. Способность давать жизнь - вот сверхприродная тайна,
постичь которую можно лишь религиозно всматриваясь в мироздание.
Тонко-интимные моменты «чадорождения» приобретают у Розанова
высоко-духовное звучание. Важно видеть как «пол» связан с
религиозностью, с Богом. Только два взгляда возможны на событие
рождения. Или это - естественно-природный биологический акт, или -
чудо и тайна, которая потрясает, и перед которой склоняют голову мудрые
мира сего. Розанов говорит: «сейчас и здесь, стоя лицом перед
кардинальною тайной мира, перед труднейшей его задачей и вместе -
задачей самой высокой по предмету сюда замешанному (человек), мы будем
«мнить мир с Богом», но с «Богом» именно отсюда начиная, здесь и впервые
Его непосредственно, субъективно, в таинственном материнстве ощущая».
«Таинственное материнство»- глубокое определение. Физиологизм закрыл
духовные очи многим людям нашего времени; о Тайне даже не может быть
речи в век «Просвещения». Розанов смело вторгается в сферу примитивных
животных воззрений на жизнь. Он как бы видит освящение Божественным
светом темных сторон нашего греховного естества. Русский философ темное
делает светлым; РАПС, наоборот, светлое делает темным. «Прольем религию
в самый пол: - говорит Розанов в другой статье «Женщина перед великою
задачею»,- ощущение высокого и чистого, что уже сейчас мы соединяем с
религиозным отношением, внесем это ощущение в его незагрязнености и
святости в самый пульс своего бытия, кажущуюся «животную» его часть - и
мы выселимся изнутри себя, религия брызнет из крови нашей».
Чудо появления в мир имеет у Розанова глубокий философский и духовный
смысл. По его определению, младенец - это «выявленная мысль Божья». Вот
оно, свершившееся величайшее чудо: из ничего нечто, из небытия в бытие.
Как это может быть естественным, как физиологически можно объяснить
этот таинственный процесс перехода из одного плана бытия в другой.
Рациональное мировосприятие лишь констатирует процесс внешний,
констатирует лишь факт: сам же глубинный акт чадородия - внутриутробное
созревание и выхождение на свет Божий - остается в тени.
Созерцание младенца уже одно способно пробудить нашу мысль к осознанию
того, что источники жизни «не от мира сего». Здесь Розанов обращается к
Достоевскому: «Бог взял семена из миров иных и насадил сад свой: оттого
и начала жизни постигнуть нельзя: но все, что живет, - живет ощущением
касания своего таинственным мирам иным». Не нужны здесь никакие
рассуждения, лишь сердечное прикасание к явившемуся в мир чуду,
вызывает глубокое душевное волнение в нас, граничащее с потрясением.
«Младенец и в нас пробуждает чувство этих только что им оставленных
миров, коих свежесть, яркость, а также и святость он несет на губках
своих, на без лукавых глазах; и, бросая всякое дело, мы к нему
бросаемся» - заключает Розанов.
Невинность младенца - то что умиляет и смягчает самые жестокосердные
сердца, - знак непорочности и святости того мира, из которого он
прибыл. Ребенок, - этот островок безгрешности в нашей жизни, - очень
скоро, по мере роста, заражается ядовитыми испарениями не
преображенного мира. Нужно ловить те благодатные краткие мгновения,
чтобы хоть на малое время увидеть, то, чего уже не бывает во взрослом
мире греха и преступлений. Вот почему слезы начинают литься из глаз
заскорузлых взрослых грешников, когда они видят новорожденного. Вот оно
«Царствие Небесное» из горизонта неземных далей, спустилось в порочный
мир, и здесь, из детской колыбельки освящает темные лики взрослого мира
своим неземным сиянием безгрешности.
Наше внимание Розанов привлекает к духовному аспекту деторождения. Если
есть подобное отношение к деторождению, то о каких абортах,
оставленных, убитых, подкинутых младенцах, о детдомах и детских
колониях, детской проституции, преступности и наркомании можно
говорить? Социальные проблемы возникают тогда, когда на рождение
смотрят не как на чудо, а как на тяжкий физиологический процесс с
последующими социальными тяготами.
Утрата духовного видения мира («Рече безумен в сердце своем, несть Бог»)
приводит, в конце концов, и к социальным бедам. Связь очевидна и
определенна. Мать, которая соприкоснулась в своем младенце с «мирами
иными» будет любить чадо свое не только в силу «материнского
инстинкта», не по социальному принуждению. Она будет питать истинно
любовные отношения к ребенку, и в силу этого организует такую систему
воспитания, в которой просто невозможны патологии, возникающие в том
случае, если на ребенка смотрят только биологически.
Женщине в ношении плода, в акте рождения открывается многое «Кто же не
наблюдал, - говорит Розанов, что поднимаясь из «девушки» в «жену»,
всякая женщина почему-то и как-то, но становится религиознее; что
«роженица» после великого труда и страдания высвечивает какою-то явно
новою, святою влагою теперь лучащихся глаз». Здесь корень вещей, исток
живого бытия, по сути, таинство появления живой материи. «Тут, и
никогда еще, - продолжает Розанов, - еще нигде, - хоть на секунду, но
соединяются «пуповиною» земля и таинственное, не астрономическое, небо:
ибо огонек новой, тут зажигаемой жизни - «не от сего мира», он «в
стихии» ниспадает, но сам вовсе не из «стихии», а откуда-то и тоже не
от астрономических «звездочек», от каких-то лилейных частей мира». Мир
не хочет быть плоским и ясным - говорит русский философ. Рождение и
смерть - вот два духовных начала бытия: выявленность в свет и
сокрытость в потаенное.
Разрушение любви - так можно охарактеризовать деятельность современных
организаторов семейного счастья на американский лад. Написанное
Розановым сто лет назад, имеет прямое отношение к настоящему. Опора на
традиции отечественной мысли в деле защиты русской семьи, русского
детства, русской жизни сегодня крайне необходима.
Кандидат философских наук В. В. Варава
|