Научные труды и педагогическая деятельность
схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Велико и многогранно научное наследие одного из
ярких русских богословов XX столетия, преподавателя Московской Духовной
Семинарии и Академии, магистра богословия, схиархимандрита Иоанна
(Маслова) (1932-1991), которого Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II назвал «выдающимся Глинским подвижником».
Секретарь Ученого Совета Московской Духовной Академии архимандрит Платон
в своей речи в день памяти отца Иоанна 29 июня 1996 года сказал: «Многие
сотни, тысячи людей хранят светлую благодатную память о пастырских
трудах, молитвенных воздыханиях, дерзновенной любви к Богу и людям,
самоотверженном служении Православной Церкви, высоком смирении
схиархимандрита Иоанна».
Своими мудрыми наставлениями отец Иоанн мог исправить грешника,
даровать ему душевное и телесное выздоровление. Как истинный пастырь,
он благодатью Святого Духа перерождал сердца. Отец Иоанн был родным,
своим всякой православноверующей душе, и потому эта душа так рвалась к
нему. И какие бы грехи ни терзали души людей, по молитвам праведника они
очищались и становились достойными милости Божией. Множество душ он
извлек из тины греха, многих спас от отчаяния, утешил, возвратил к
честной, трудовой жизни.
В лекциях по Пастырскому богословию отец Иоанн, исходя из собственного
опыта, утверждал: «Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем
нравственно живут его пасомые, сливает их духовные нужды со своими,
скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими».
Давая наставления детям в одной благочестивой семье, о. Иоанн сказал:
«Если вам хорошо, то и нам радость, нам хорошо. А
вот если плохо будете жить, будет вам скорбь и нам, да еще гораздо
большая, чем вам».
Каждый, кто окормлялся у отца Иоанна, мог о нем сказать: «Батюшка душу
свою за нас полагал». Его самоотверженное служение проявлялось и в том,
что он говорил: «Умрет душа неподготовленная - все на себя берешь».
Но многоплодной и душеполезной деятельность о. Иоанна была не только
на ниве духовничества. Почти 25 лет провел отец Иоанн в Московских
Духовных школах, и труды его, направленные на их процветание,
неоценимы.
В 1969 г. он окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата
богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах
Амвросий (Гренков) и его эпистолярное наследие». Этот труд опубликован
трижды и является выдающимся исследованием о преподобном Амвросии. Отец
Иоанн был оставлен профессорским стипендиатом в Московских Духовных
школах, преподавал Пастырское богословие и практическое руководство для
пастырей. Эти предметы призваны формировать священнослужителей,
способных стать духовными руководителями вверенных им Церковью
человеческих душ. И, безусловно, не случайно именно отцу Иоанну было
доверено преподавать их будущим пастырям.
По отзыву инспектора Московской Духовной Семинарии, отец Иоанн обладал
великими духовными дарованиями. «Он был истинным пастырем и образцом
для пастырей. Заповедь апостола: "Образ буди верным" он исполнил, и
все, кто знал его, были свидетелями тому. Это очень важно для духовных
школ - видеть образец христианской жизни».
Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий свидетельствует: «Все, кто
знал отца Иоанна, помнят, что это был монах и пастырь милостью Божией.
Вся жизнь его была отдана без остатка служению Богу, Церкви, ближним».
Лекции отца Иоанна по Пастырскому богословию - плод трудов не только
выдающегося ученого-богослова, но и духоносного пастыря. Раскрывая
сущность пастырства и излагая его историю, отец Иоанн созидал в душах
учащихся благодатную настроенность и любовь к Богу, Церкви, пасомым,
которые должен иметь пастырь при совершении своего служения.
Заключительная глава его лекций названа «Духовное и душевное
пастырство». В ней ярко показано, что «истинное пастырство есть
сочетание Божественной благодати, особого призвания, большого личного
труда, непрестанного контроля над собой, духовного бодрствования и
молитвенного подвига». Здесь же раскрыта губительная опасность подмены
благодатного духовного пастырства естественным и душевным.
Лекции архимандрита Иоанна, обладая неотразимой внутренней благодатной
силой, содержат и много конкретных практических советов, касающихся
всех сторон жизни пастыря. По отзывам студентов, отец Иоанн умел
посеять в их сердцах истинный дух пастырства - аскетический,
самоотверженный, дышащий любовью. Его лекции служат, и будут служить для
студентов Духовных школ и для всех будущих пастырей верным руководством
на избранном пути.
Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что к нему на
лекции приходили
студенты с других курсов. С 1974 г. он начал преподавать литургику в
Семинарии. И здесь уроки отца Иоанна были очень интересными. Он не
только знакомил учащихся с Богослужебным уставом, но и вводил в курс
литургического богословия, историю формирования чина Богослужения.
Отец Иоанн был строгим и требовательным преподавателем, студенты очень
его уважали и к его занятиям готовились серьезно. Уроки его проходили в
напряженном энергичном темпе, но когда он видел, что слушатели устали,
то мог пошутить, снять с них внутреннее напряжение. Сила его духовного
слова и мудрость учителя возбуждали ревность в студентах, и они, как
правило, очень хорошо знали литургику. Отец Иоанн был признанным и
замечательным литургистом. Это подтверждают отзывы и воспоминания
многих его учеников, например, иеромонаха Сергия (Данкова), который
писал, что: «Личность отца Иоанна настолько вдохновляла всех нас, что
превращала урок литургики в праздник Богопознания и Богообщения.
Поэтому истины, познанные на уроках литургики, оставались в памяти на
всю жизнь».
Здесь следует особо отметить, что отец Иоанн выступал не только как
одаренный свыше преподаватель, но и в то же время как опытный педагог,
внимательный пастырь и непревзойденный по силе влияния духовник.
Каждое занятие - это, прежде всего урок внутреннего духовного
самопознания. Отец Иоанн раскрывал перед учащимися необозримый мир
духовной жизни, учил обличать свои недостатки, тактично показывал
греховные страсти и с помощью самих же слушателей их исправлял. На
каждом уроке шла напряженнейшая духовная работа, причем с каждым
индивидуальная.
Святейший Патриарх Пимен, посетив 30 ноября 1977 г. лекции и занятия
доцента архимандрита Иоанна (Маслова), сказал: «Если так много знают
его ученики, то, сколько же знает он сам!»
В деле воспитания будущих клириков в Московских Духовных школах
особенно ценным был пример их наставника - отца Иоанна, жизнь которого
представляла непрерывную цепь высоких и назидательных проявлений
пастырского мужества, самоотречения и евангельской любви к ближнему;
под их влиянием и воспитывались его ученики, а затем распространяли как
в России, так и в других странах свет Евангельского учения, дух
христианской бодрости и мужества.
На всю жизнь запомнилось им пламенное наставление отца Иоанна: «Никогда
и нигде жизнь священнослужителя не должна стать, хотя бы в малейшей
мере, поруганием святейшего Имени Иисусова! Она не только не может быть
зазорной, но должна быть святой и чистой, ибо от пастыря Господь не
порядочности только требует, а святости и совершенства». «Наша святая
обязанность, - учил отец Иоанн, - состоит в том, чтобы мы всегда
говорили о спасительных путях Господних».
В Московских Духовных школах вспоминают о полном любви отношении и
отеческой заботе отца Иоанна к своим ученикам. Он всегда напоминал,
что нужно не теоретическое, а практическое, нравственное усвоение
Божественных истин. «Все науки, связанные с прославлением Бога, весьма
полезны и спасительны. Но они без доброй святой жизни бывают мертвы.
Значит, нужно не только знать о Боге, но и исполнять Его Святые
заповеди. Только в таком понимании человек сможет принести духовный
плод на ниве Христовой. В Духовной школе надо быть образцом для
остальных учащихся, то есть смиренным, кротким, любвеобильным и
послушным. И все эти добрые дела должны быть основаны на Евангелии и
святоотеческом учении».
Речь о. Иоанна изобиловала духовной силой Священного Писания и
отличалась яркой выразительностью народного языка: «Кто не кается, тот
мертв», «Ум покаявшегося думает по-другому», «У нас сердце каменное,
где плод не растет», «Проводя пост беззаконно, человек отрицается Матери
Церкви», «Нерадение - есть тьма неведения», «Бес свил в нашей душе
гнездо», «Гордость помрачает, смирение просвещает», «Осуждая ближнего,
досаждаешь Богу», «Сердце не может быть раздвоено в любви», «Много
скорби праведным, но нечестивым еще больше», «Смерть есть начало
вечности», «Где чистая совесть, там радость и вера», «Что в душе
отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд», «Кто
Церковь не слушает, тот не Христов», «Честь неразумному есть меч»,
«Одно чтение ко спасению, другое - к погибели», «Безнравственный
человек есть посмешище злого духа», «Сейчас в мире царит тьма духовная.
Вот мы и должны быть светом и солью».
Благодатное слово отца Иоанна было так внушительно и назидательно, что
вместе со словами его проникала в душу и сама истина. Всем он говорил
лишь о духовном. Если иногда казалось, что им сказано что-либо
житейское, то впоследствии всегда выявлялся духовный смысл его слов.
Всем было известно огромное трудолюбие старца, но то, сколько он
успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения,
преподавал, обновлял ризницу, заботился о благолепии храма, окормлял
многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он
успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь питают
Церковь Божию. Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Евгений
называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной
духовности.
Статьи и проповеди отца Иоанна публиковались в «Журнале Московской
Патриархии», в периодических изданиях «Голос Православия»
(Среднеевропейский Экзархат), «Православный вестник» (Украинская
Православная Церковь), «Церковный вестник», «Единая церковь», «Тыгодник
Полаский» (Польша), и в сборнике «Богословские труды». С 1974 года в
различных изданиях опубликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его
научно-богословской деятельности в Московских Духовных школах является
магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о
спасении», которую он защитил по кафедре Патрологии 11 марта 1983 года,
получив звание магистра богословия. По отзывам оппонентов, это
богословское сочинение «представляет собой труд опытного исследователя,
отображающий глубины православного церковного сознания. Это результат
работы не только зрелого богослова, но и человека-христианина, глубоко
воспринявшего и внутренне пережившего творческое наследие святого
отца». Этот труд, опубликованный дважды (М., 1993 и 1995), получил
высочайшую оценку и признание.
Митрополит Ленинградский Антоний (Мельников, V 1986) назвал
магистерскую диссертацию отца Иоанна «благом для богословской науки и
Духовной школы».
Самого отца Иоанна стали называть светильником праведности, русским
Златоустом, крупнейшим богословом XX века, церковным учителем.
Кроме жизнеописания и исследования трудов святителя Тихона, отцом
Иоанном в те годы впервые была составлена «Симфония по творениям
святителя Тихона Задонского» (издана в Москве в 1996 году) -
приложение к диссертации. Огромное значение этого труда в том, что он
сочетает библиографический предметный указатель с цитатами из
творений прославленного святителя и представляет большой интерес не
только для богословов, пастырей, но и для каждого христианина. Этот
труд можно назвать энциклопедией христианской жизни, так как он
содержит четкое, ясное толкование всех основных понятий, связанных с
духовной жизнью православного человека.
В 1999 году Федеральный Экспертный совет по общему образованию
Министерства образования России принял решение «рекомендовать книгу
схиархимандрита Иоанна (Маслова) "Симфония по творениям Святителя
Тихона Задонского" к широкому использованию в педагогической практике
и внедрению в образовательные учреждения всех типов» (Заключение ФЭС от
10 марта 1999 г № 66). Этому труду присвоен гриф: «Книга для учителя по
духовно-нравственному воспитанию» (№ 312/28-16 от 12.05.1999). В 2000
году по представлению Министра образования В. М. Филиппова
«Симфония...» включена в Федеральную программу книгоиздания России.
В 1991 г. отец Иоанн закончил уникальный труд - докторскую диссертацию
«Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная
деятельность в XVI-XX веках» (издана в Москве в 1994 г.). Это книга о
старчестве. Однако произведение выходит далеко за рамки какого-то
одного частного вопроса и представляет читателям широкую панораму
событий отечественной истории и многих явлений русской духовной жизни
XVI-XX вв., которым дана точная богословская оценка.
Без преувеличения можно сказать, что в русской церковно-исторической
литературе до недавней поры не было описания ни одного монастыря, где
бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленностью
раскрывалась вся многогранная жизнь обители, влияние ее на историю
нашей страны, на духовно-нравственное воспитание народа и в целом на
русскую культуру. Собранный отцом Иоанном архив Глинской пустыни
(приложение к диссертации) - труд, не имеющий аналогов в российской
исторической и археографической науке. В 1991 году отцом Иоанном был
закончен «Глинский Патерик» (издан в Москве в 1997 году), включающий
140 жизнеописаний Глинских подвижников. Они написаны отцом Иоанном на
основании архивных документов, монастырских преданий, воспоминаний и
писем Глинских старцев, а также на основании личного опыта автора как
насельника Глинской пустыни.
Книги «Глинская пустынь» и «Глинский Патерик» особенно ценны для
современного монашества. Об этом свидетельствуют многие иноки. Так,
отец Антоний из Свято-Рождественской пустыни Белоцерковской и
Богуславской епархии пишет: «Труды схиархимандрита Иоанна принесли
большую духовную пользу братии нашей пустыни. Но особенно хочется
отметить две книги: "Глинская пустынь" и "Глинский Патерик". Выделяя
именно эти две книги, я нисколько не умаляю ценности других
замечательных трудов отца Иоанна. Просто эти две книги имеют большое
значение в становлении нашей пустыни (еще нет года, как она создана
старанием епископа Серафима).
В наши дни, когда открывается множество монастырей, для возрождения
духовной жизни в них необходимы такие книги, описывающие уклад
монастырской жизни (и дисциплинарный, и служебный), бывший в Глинской
пустыни. С другой стороны, огромная польза этих книг отца Иоанна
заключается в том, что они показывают примеры и возможности и в наши дни
той подвижнической жизни, которая описана в Древних Патериках. А это
вселяет силы и надежды на истинное прохождение монашеского жития,
избавляет от уныния при сознании своих немощных сил, потому что подвиги,
описанные в этих книгах, были не в древнее, а в наше... время».
Федеральный Экспертный совет Министерства образования России отметил в
своем заключении: «Книга отца Иоанна "Глинская пустынь" дает
богатейший материал педагогу, который пытается воспитать детей на
высоких образцах духовности, патриотизма и культуры» (Заключение ФЭС
от 27 мая 1999 г. № 184). Книге присвоен гриф: «Допущено Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве
учебно-методического пособия» (№ 441/28-23 от 30.06.1999)
Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен сейчас не
только как прославленный духовник, но и как духовный просветитель. Он и
в этом качестве умножил полученные от Бога таланты. Если при-жизни отца
Иоанна немногие постигали глубину и многогранность его сочинений, то
теперь книги отца Иоанна стали широко известны; получают достойную
оценку. Труды схиархимандрита Иоанна называют «учебниками жизни,
духовного роста и прозрения», а их издание - значительным событием в
духовной и культурной жизни русского народа. И воистину -это величайшее
сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. Его труды
являются неисчерпаемым источником религиозного воодушевления и
назидания. И в этом отношении их можно приравнять к творениям многих
древних и новых отцов и учителей Православной Церкви. После перехода о.
Иоанна в вечную жизнь его труды приобрели особое значение. Ныне многие
христиане, пастыри черпают душеполезные наставления из произведений
отца Иоанна, поучаются ими и с благоговением преклоняются перед
величием его пастырского духа. Вечны его мысли, и действенны его слова.
И по преставлении о. Иоанна его труды продолжают великое дело, которому
он посвятил земную жизнь, - дело спасения людей.
Богомудрые отцы Русской Православной Церкви оставили нам труды, изучая
которые человек может понять смысл своего существования, понять, что
ему нужно делать в земной жизни, чтобы не быть осужденным на Страшном
суде Христовом «каждому в своем чине». Таковы и сочинения
схиархимандрита Иоанна (Маслова).
На основании биографической литературы о
схиархимандрите
Иоанне (Маслове) материал подготовил к печати
О. В. Шаталов
|