главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


Научные труды и педагогическая деятельность
схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Велико и многогранно на­учное наследие одного из ярких русских богословов XX столетия, преподавателя Московской Ду­ховной Семинарии и Академии, магистра богословия, схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1932-1991), которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал «выдаю­щимся Глинским подвижником».

Секретарь Ученого Совета Московской Духовной Академии архимандрит Платон в своей речи в день памяти отца Иоанна 29 июня 1996 года сказал: «Многие сотни, тысячи людей хранят свет­лую благодатную память о пас­тырских трудах, молитвенных воздыханиях, дерзновенной люб­ви к Богу и людям, самоотвер­женном служении Православной Церкви, высоком смирении схиархимандрита Иоанна».

Своими мудрыми наставле­ниями отец Иоанн мог исправить грешника, даровать ему душев­ное и телесное выздоровление. Как истинный пастырь, он благо­датью Святого Духа перерождал сердца. Отец Иоанн был родным, своим всякой православноверующей душе, и потому эта душа так рвалась к нему. И какие бы грехи ни терзали души людей, по молитвам праведника они очища­лись и становились достойными милости Божией. Множество душ он извлек из тины греха, многих спас от отчаяния, утешил, воз­вратил к честной, трудовой жиз­ни.

В лекциях по Пастырскому богословию отец Иоанн, исходя из собственного опыта, утверж­дал: «Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем нрав­ственно живут его пасомые, сли­вает их духовные нужды со сво­ими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими».

Давая наставления детям в одной благочестивой семье, о. Иоанн сказал: «Если вам хорошо, то и нам радость, нам хорошо. А
вот если плохо будете жить, бу­дет вам скорбь и нам, да еще го­раздо большая, чем вам».

Каждый, кто окормлялся у отца Иоанна, мог о нем сказать: «Батюшка душу свою за нас по­лагал». Его самоотверженное служение проявлялось и в том, что он говорил: «Умрет душа не­подготовленная - все на себя бе­решь».

Но многоплодной и душе­полезной деятельность о. Иоан­на была не только на ниве духовничества. Почти 25 лет провел отец Иоанн в Московских Духов­ных школах, и труды его, направ­ленные на их процветание, нео­ценимы.

В 1969 г. он окончил Мос­ковскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за сочинение «Оптинский старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) и его эпи­столярное наследие». Этот труд опубликован трижды и является выдающимся исследованием о преподобном Амвросии. Отец Иоанн был оставлен профессор­ским стипендиатом в Московских Духовных школах, преподавал Пастырское богословие и практи­ческое руководство для пасты­рей. Эти предметы призваны фор­мировать священнослужителей, способных стать духовными ру­ководителями вверенных им Цер­ковью человеческих душ. И, бе­зусловно, не случайно именно отцу Иоанну было доверено пре­подавать их будущим пастырям.

По отзыву инспектора Мос­ковской Духовной Семинарии, отец Иоанн обладал великими ду­ховными дарованиями. «Он был истинным пастырем и образцом для пастырей. Заповедь апосто­ла: "Образ буди верным" он ис­полнил, и все, кто знал его, были свидетелями тому. Это очень важно для духовных школ - ви­деть образец христианской жиз­ни».

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий свидетель­ствует: «Все, кто знал отца Иоан­на, помнят, что это был монах и пастырь милостью Божией. Вся жизнь его была отдана без остат­ка служению Богу, Церкви, ближ­ним».

Лекции отца Иоанна по Па­стырскому богословию - плод трудов не только выдающегося ученого-богослова, но и духоносного пастыря. Раскрывая сущность пастырства и излагая его историю, отец Иоанн созидал в душах уча­щихся благодатную на­строенность и любовь к Богу, Церкви, пасомым, которые должен иметь пастырь при соверше­нии своего служения. Заключительная глава его лекций названа «Ду­ховное и душевное па­стырство». В ней ярко показано, что «истинное пастырство есть сочета­ние Божественной бла­годати, особого призва­ния, большого личного труда, непрестанного контроля над собой, ду­ховного бодрствования и молитвенного подви­га». Здесь же раскрыта губительная опасность подмены благодатного духовного пастырства естественным и душев­ным.

Лекции архимандрита Иоанна, обладая неотразимой внутренней благодатной силой, содержат и много конкретных практических советов, касаю­щихся всех сторон жизни пасты­ря. По отзывам студентов, отец Иоанн умел посеять в их серд­цах истинный дух пастырства - аскетический, самоотверженный, дышащий любовью. Его лекции служат, и будут служить для сту­дентов Духовных школ и для всех будущих пастырей верным руководством на избранном пути.

Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что к нему на лекции приходили студенты с других курсов. С 1974 г. он начал преподавать литургику в Семинарии. И здесь уроки отца Иоанна были очень интерес­ными. Он не только знакомил уча­щихся с Богослужебным уста­вом, но и вводил в курс литурги­ческого богословия, историю формирования чина Богослуже­ния. Отец Иоанн был строгим и требовательным преподавате­лем, студенты очень его уважа­ли и к его занятиям готовились серьезно. Уроки его проходили в напряжен­ном энергичном темпе, но когда он видел, что слушатели устали, то мог пошутить, снять с них внут­реннее напряжение. Сила его ду­ховного слова и мудрость учите­ля возбуждали ревность в сту­дентах, и они, как правило, очень хорошо знали литургику. Отец Иоанн был признанным и замеча­тельным литургистом. Это под­тверждают отзывы и воспоминания многих его учеников, напри­мер, иеромонаха Сергия (Данкова), который писал, что: «Лич­ность отца Иоанна настолько вдохновляла всех нас, что пре­вращала урок литургики в праз­дник Богопознания и Богообщения. Поэтому истины, познанные на уроках литургики, оставались в памяти на всю жизнь».

Здесь следует особо отметить, что отец Иоанн выступал не только как одаренный свыше препо­даватель, но и в то же время как опытный педа­гог, внимательный пас­тырь и непревзойденный по силе влияния духов­ник. Каждое занятие - это, прежде всего урок внутреннего духовного самопознания. Отец Иоанн раскрывал перед учащимися необозримый мир духовной жизни, учил обличать свои недо­статки, тактично показы­вал греховные страсти и с помощью самих же слу­шателей их исправлял. На каждом уроке шла на­пряженнейшая духовная работа, причем с каж­дым индивидуальная.

Святейший Патриарх Пимен, посетив 30 нояб­ря 1977 г. лекции и заня­тия доцента архимандри­та Иоанна (Маслова), сказал: «Если так много знают его ученики, то, сколько же знает он сам!»

В деле воспитания буду­щих клириков в Московских Ду­ховных школах особенно цен­ным был пример их наставника - отца Иоанна, жизнь которого представляла непрерывную цепь высоких и назидательных проявлений пастырского муже­ства, самоотречения и евангель­ской любви к ближнему; под их влиянием и воспитывались его ученики, а затем распространя­ли как в России, так и в других странах свет Евангельского учения, дух христианской бод­рости и мужества.

На всю жизнь запомнилось им пламенное наставление отца Иоанна: «Никогда и нигде жизнь священнослужителя не должна стать, хотя бы в малейшей мере, поруганием святейшего Имени Иисусова! Она не только не мо­жет быть зазорной, но должна быть святой и чистой, ибо от пас­тыря Господь не порядочности только требует, а святости и со­вершенства». «Наша святая обя­занность, - учил отец Иоанн, - состоит в том, чтобы мы всегда говорили о спасительных путях Господних».

В Московских Духовных школах вспоминают о полном любви отношении и отеческой за­боте отца Иоанна к своим учени­кам. Он всегда напоминал, что нужно не теоретическое, а прак­тическое, нравственное усвоение Божественных истин. «Все на­уки, связанные с прославлением Бога, весьма полезны и спаси­тельны. Но они без доброй свя­той жизни бывают мертвы. Зна­чит, нужно не только знать о Боге, но и исполнять Его Святые запо­веди. Только в таком понимании человек сможет принести духов­ный плод на ниве Христовой. В Духовной школе надо быть образ­цом для остальных учащихся, то есть смиренным, кротким, любве­обильным и послушным. И все эти добрые дела должны быть ос­нованы на Евангелии и святооте­ческом учении».

Речь о. Иоанна изобилова­ла духовной силой Священного Писания и отличалась яркой вы­разительностью народного язы­ка: «Кто не кается, тот мертв», «Ум покаявшегося думает по-друго­му», «У нас сердце каменное, где плод не растет», «Проводя пост беззаконно, человек отрицается Матери Церкви», «Нерадение - есть тьма неведения», «Бес свил в нашей душе гнездо», «Гор­дость помрачает, смирение про­свещает», «Осуждая ближнего, досаждаешь Богу», «Сердце не может быть раздвоено в любви», «Много скорби праведным, но не­честивым еще больше», «Смерть есть начало вечности», «Где чистая совесть, там радость и вера», «Что в душе отпечатле­лось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд», «Кто Цер­ковь не слушает, тот не Христов», «Честь неразумному есть меч», «Одно чтение ко спасению, другое - к погибели», «Безнрав­ственный человек есть посмеши­ще злого духа», «Сейчас в мире царит тьма духовная. Вот мы и должны быть светом и солью».

Благодатное слово отца Иоанна было так внушительно и назидательно, что вместе со сло­вами его проникала в душу и сама истина. Всем он говорил лишь о духовном. Если иногда казалось, что им сказано что-либо житейское, то впоследствии все­гда выявлялся духовный смысл его слов.

Всем было известно огром­ное трудолюбие старца, но то, сколько он успевал сделать, было поистине удивительно. Он совершал богослужения, препо­давал, обновлял ризницу, забо­тился о благолепии храма, окормлял многочисленную паству, отвечал на множество писем. Непостижимо, когда он успевал обдумывать и писать духовные сочинения, которые теперь пита­ют Церковь Божию. Ректор Мос­ковской Духовной Академии ар­хиепископ Евгений называет отца Иоанна подвижником церковной науки и православной духовнос­ти.

Статьи и проповеди отца Иоанна публиковались в «Журна­ле Московской Патриархии», в периодических изданиях «Голос Православия» (Среднеевропейс­кий Экзархат), «Православный ве­стник» (Украинская Православная Церковь), «Церковный вестник», «Единая церковь», «Тыгодник Полаский» (Польша), и в сборни­ке «Богословские труды». С 1974 года в различных изданиях опуб­ликовано более ста работ отца Иоанна. Венцом его научно-бого­словской деятельности в Москов­ских Духовных школах является магистерская диссертация «Свя­титель Тихон Задонский и его уче­ние о спасении», которую он защитил по кафедре Патрологии 11 марта 1983 года, получив звание магистра богословия. По отзывам оппонентов, это богословское со­чинение «представляет собой труд опытного исследователя, отображающий глубины право­славного церковного сознания. Это результат работы не только зрелого богослова, но и челове­ка-христианина, глубоко воспри­нявшего и внутренне переживше­го творческое наследие святого отца». Этот труд, опубликованный дважды (М., 1993 и 1995), полу­чил высочайшую оценку и при­знание.

Митрополит Ленинградский Антоний (Мельников, V 1986) на­звал магистерскую диссертацию отца Иоанна «благом для бого­словской науки и Духовной шко­лы».

Самого отца Иоанна стали назы­вать светильником праведности, русским Златоустом, крупней­шим богословом XX века, церков­ным учителем.

Кроме жизнеописания и ис­следования трудов святителя Ти­хона, отцом Иоанном в те годы впервые была составлена «Сим­фония по творениям святителя Ти­хона Задонского» (издана в Мос­кве в 1996 году) - приложение к диссертации. Огромное значение этого труда в том, что он сочета­ет библиографический предмет­ный указатель с цитатами из тво­рений прославленного святителя и представляет большой интерес не только для богословов, пасты­рей, но и для каждого христиа­нина. Этот труд можно назвать энциклопедией христианской жиз­ни, так как он содержит четкое, ясное толкование всех основных понятий, связанных с духовной жизнью православного человека.

В 1999 году Федеральный Экспертный совет по общему об­разованию Министерства образо­вания России принял решение «рекомендовать книгу схиархимандрита Иоанна (Маслова) "Сим­фония по творениям Святителя Ти­хона Задонского" к широкому ис­пользованию в педагогической практике и внедрению в образовательные учреждения всех ти­пов» (Заключение ФЭС от 10 марта 1999 г № 66). Этому тру­ду присвоен гриф: «Книга для учителя по духовно-нравствен­ному воспитанию» (№ 312/28-16 от 12.05.1999). В 2000 году по представлению Министра об­разования В. М. Филиппова «Симфония...» включена в Феде­ральную программу книгоизда­ния России.

В 1991 г. отец Иоанн закон­чил уникальный труд - докторс­кую диссертацию «Глинская пу­стынь. История обители и ее ду­ховно-просветительная деятель­ность в XVI-XX веках» (издана в Москве в 1994 г.). Это книга о старчестве. Однако произведе­ние выходит далеко за рамки ка­кого-то одного частного вопроса и представляет читателям широ­кую панораму событий отече­ственной истории и многих явле­ний русской духовной жизни XVI-XX вв., которым дана точная богословская оценка.

Без преувеличения можно сказать, что в русской церковно-исторической литературе до не­давней поры не было описания ни одного монастыря, где бы со столь всеобъемлющей полнотой и духовной целенаправленнос­тью раскрывалась вся много­гранная жизнь обители, влияние ее на историю нашей страны, на духовно-нравственное воспита­ние народа и в целом на русскую культуру. Собранный отцом Иоанном архив Глинской пусты­ни (приложение к диссертации) - труд, не имеющий аналогов в российской исторической и архе­ографической науке. В 1991 году отцом Иоанном был закончен «Глинский Патерик» (издан в Москве в 1997 году), включаю­щий 140 жизнеописаний Глинс­ких подвижников. Они написаны отцом Иоанном на основании ар­хивных документов, монастырс­ких преданий, воспоминаний и писем Глинских старцев, а так­же на основании личного опыта автора как насельника Глинской пустыни.

Книги «Глинская пустынь» и «Глинский Патерик» особенно ценны для современного мона­шества. Об этом свидетельству­ют многие иноки. Так, отец Анто­ний из Свято-Рождественской пустыни Белоцерковской и Бо­гуславской епархии пишет: «Труды схиархимандрита Иоан­на принесли большую духовную пользу братии нашей пустыни. Но особенно хочется отметить две книги: "Глинская пустынь" и "Глинский Патерик". Выделяя именно эти две книги, я нисколь­ко не умаляю ценности других замечательных трудов отца Иоанна. Просто эти две книги имеют большое значение в ста­новлении нашей пустыни (еще нет года, как она создана стара­нием епископа Серафима).

В наши дни, когда откры­вается множество монастырей, для возрождения духовной жиз­ни в них необходимы такие кни­ги, описывающие уклад монас­тырской жизни (и дисциплинар­ный, и служебный), бывший в Глинской пустыни. С другой сто­роны, огромная польза этих книг отца Иоанна заключается в том, что они показывают примеры и возможности и в наши дни той подвижнической жизни, которая описана в Древних Патериках. А это вселяет силы и надежды на истинное прохождение монашес­кого жития, избавляет от уныния при сознании своих немощных сил, потому что подвиги, описан­ные в этих книгах, были не в древнее, а в наше... время».

Федеральный Экспертный совет Министерства образования России отметил в своем заклю­чении: «Книга отца Иоанна "Глин­ская пустынь" дает богатейший материал педагогу, который пы­тается воспитать детей на высо­ких образцах духовности, патри­отизма и культуры» (Заключение ФЭС от 27 мая 1999 г. № 184). Книге присвоен гриф: «Допуще­но Министерством общего и про­фессионального образования Российской Федерации в ка­честве учебно-методического пособия» (№ 441/28-23 от 30.06.1999)

Благодаря своим бого­словским трудам отец Иоанн из­вестен сейчас не только как про­славленный духовник, но и как духовный просветитель. Он и в этом качестве умножил получен­ные от Бога таланты. Если при-жизни отца Иоанна немногие по­стигали глубину и многогран­ность его сочинений, то теперь книги отца Иоанна стали широко известны; получают достойную оценку. Труды схиархимандрита Иоанна называют «учебниками жизни, духовного роста и про­зрения», а их издание - значи­тельным событием в духовной и культурной жизни русского наро­да. И воистину -это величайшее сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. Его труды являются неисчерпаемым источником религиозного вооду­шевления и назидания. И в этом отношении их можно приравнять к творениям многих древних и новых отцов и учителей Право­славной Церкви. После перехода о. Иоанна в веч­ную жизнь его труды приобрели особое значение. Ныне многие христиане, пастыри черпают ду­шеполезные наставления из про­изведений отца Иоанна, поуча­ются ими и с благоговением пре­клоняются перед величием его пастырского духа. Вечны его мысли, и действенны его слова. И по преставлении о. Иоанна его труды продолжают великое дело, которому он посвятил зем­ную жизнь, - дело спасения лю­дей.

Богомудрые отцы Русской Православной Церкви оставили нам труды, изучая которые че­ловек может понять смысл сво­его существования, понять, что ему нужно делать в земной жиз­ни, чтобы не быть осужденным на Страшном суде Христовом «каждому в своем чине». Тако­вы и сочинения схиархимандри­та Иоанна (Маслова).

На основании биографи­ческой литературы о схиархимандрите
Иоанне (Маслове) материал подготовил к печати О. В. Шаталов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии