Выпускники Воронежской
Духовной Семинарии
Митрополит Московский и Коломенский Леонтий (Лебединский)
Будущий митрополит Московский и Коломенский Леонтий (в миру Иван
Алексеевич Лебединский) родился 22 января 1822 г. в слободе Новая
Калитва Острогожского уезда Воронежской губернии в семье, в которой
священническое служение стало потомственным призванием. По
свидетельству знавших его Иван Алексеевич был отроком богобоязненным, с
чистою душою и прямою совестью, трудолюбивым и рассудительным. После
непродолжительного домашнего воспитания он был отдан для прохождения
учебы в Павловское духовное училище, где зарекомендовал себя как
прилежный и благонравный ученик. По окончании училища он поступает в
Воронежскую духовную семинарию, в которой за все время своего обучения
во всех классах зарекомендовал себя как лучший, первый ученик. И, как
показывает опыт духовного развития и становления почти всех без
исключения православных иерархов Русской Православной Церкви
примерное обучение и прилежание, проявленное в процессе постижения
богословских наук, есть непременное условие снискания благодати Божией и
Его дальнейшей неизменной и неизреченно всесильной помощи и
заступничества на нелегком архипастырском поприще.
По словам одного из сокурсников будущий иерарх проявлял редкие
способности в процессе всего срока обучения. «Как товарищ его, свежо
помню, когда Лебединский на выпускном экзамене, публично, в
присутствии архиепископа Воронежского и Задонского Антония
(Смирницкого. - О. Ш.), начальника губернии, профессоров и других
почетных представителей города читал свое рассуждение о превосходстве
христианства пред прочими религиями. Великий иерарх, с глубоким
вниманием слушал его сочинение и по окончании, держа за руку Ивана
Алексеевича, вслух сказал ему: "Из вас будет великий монах"».
Предсказание одного иерарха в отношении другого полностью сбылось. По
окончании курса семинарии в 1843 г. студент Лебединский был на
казенный кошт отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. На
вступительных экзаменах он так блистательно отвечал, что правлением
академии было вынесено предписание: за отличное образование И. А.
Лебединского выразить благодарность воспитавшим его наставникам
семинарии. Еще более отрадным фактом нужно признать память и попечение
самого ученика о нуждах нашего учебного заведения. Так уже будучи видным
церковным иерархом, он постоянно проявлял интерес к состоянию дел в
семинарии и пожертвовал в ее домовой храм икону святителя Димитрия
Ростовского.
23 мая 1847г., сразу же после окончания академического курса со степенью
магистра богословия, он принял монашеский постриг с именем Леонтия.
Первые двенадцать лет его служения были посвящены трудам на пользу
воспитания и образования юношества в средних и высших учебных
заведениях духовного профиля. В сане иеромонаха он начинал свою
преподавательскую деятельность как профессор Санкт-Петербургской
духовной семинарии и административную, как помощник ректора, а затем
последовательно занимал должности инспектора семинарии и академии уже в
Киеве, куда был переведен и где находился вплоть до 1856г. Начиная же с
этого года, архимандрит Леонтий преемственно назначался ректором
семинарий во Владимире, Новгороде и Санкт-Петербурге. 5 марта 1860г. по
утвержденному императором определению Святейшего Синода архимандриту
Леонтию повелено быть викарием Санкт-Петербургской епархии, с
рукоположением его в сан епископа Ревельского. Хиротония во епископа
совершена была в Исаакиевском соборе 13 марта, ее почтили своим высоким
присутствием тогдашний официальный наследник императорской короны
цесаревич Николай Александрович и в числе сопровождавших его лиц
великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III).
20 декабря 1863г. последовал императорский указ о назначении
Преосвященного Леонтия на самостоятельную кафедру Подольской и
Брацлавской епархии, которой он и управлял в течение одиннадцать лет. 8
апреля 1873г. он возводится в сан архиепископа. По указу Святейшего
Синода от 2 октября 1874г. и с императорского соизволения архиепископ
Леонтий переводится на кафедру Херсонской и Одесской епархии. После
годичного управления ею 11 ноября 1875г. ему поручается возглавление
кафедры Холмской и Варшавской епархии. 26 сентября 1881г. императорским
указом он вводится в число присутствующих в заседаниях Святейшего
Синода. На этих правах он участвует в коронационных торжествах 15 мая
1883г. и вскоре после этого удостаивается звания члена Синода. Таковы
основные вехи биографии владыки Леонтия перед одним из самых высоких
и ответственных в жизни любого православного иерарха тех лет
назначением. О чем наглядно и убедительно свидетельствуют они нам?
О том, что двенадцатилетняя учебно-административная деятельность при
духовных образовательных заведениях молодого магистра богословских
наук, иеромонаха, затем архимандрита Леонтия, отличавшегося богатыми
природными дарованиями и располагавшего обширными познаниями в
богословии, дисциплинах философского и исторического профиля,
послужила лучшею школою, в которой окончательно сложился и окреп его
характер, приобретена житейская опытность и мудрость, изучены люди и
выработался определенный административный стиль, столь необходимый для
успешного архипастырского служения. Святейший Синод, проводя
попеременно будущего иерарха по преподавательским, инспекторским и
ректорским должностям в различных учебных заведениях, таким образом
последовательно подготавливал его к высшему иерархическому служению
нашей матери Церкви. Служение же его в звании викарного епископа при
митрополитах на Новгородской, Санкт-Петербургской, Эстляндской и
Финляндской кафедре Григории (Постникове), (1860 гг.) и Исидоре
(Никольском) (1892), продолжавшееся почти четыре года и ознаменованное
успешным исполнением многих важных поручений, сформировало в нем
зрелость и опытность в вопросах епархиально-административного устройства
и было последней ступенью для самостоятельного воз-главления кафедры, к
которому его могла предназначить и избрать для его несения церковная
жизнь тех лет.
И, действительно, призванный к полновластному архипастырскому служению
сначала Подольской, затем Херсонской и Холмско-Варшавской епархий,
архиепископ Леонтий управлял паствой умело и разумно во всей широте
вмененных ему канонических полномочий. Его деятельность всюду
принимала истинно православный размах и самобытное направление.
По-отечески любвеобильный архипастырь, нес и разделял с ней все свои
интересы и радости, скорбя ее печалями и врачуя недуги. Где бы он ни
находился, ощутимо сильно было его влияние, оставалось оно сильным еще
и длительное время спустя после его отъезда в связи с переводом на новое
место служения. Он вносил обновление и как бы ощущение движения, как
об этом писал профессор И. Н. Корсунский, во все стороны епархиальной
жизни, он открывал ранее еще неизвестные или хорошо забытые
направления в деятельности и отдавал свои или просто обнаруживал и
пробуждал в самой пастве силы для их осуществления. Архиепископ Леонтий
знал жизнь той или иной епархии непосредственно, отнюдь не понаслышке,
совершая ежегодные инспекционные поездки по приходам и благочиниям, а
также имея многочисленные встречи и беседы с разными лицами. Это знание
епархиальной жизни простиралось у него до того, что в конце пребывания
на Подольской и Холмско-Варшавской кафедре он мог сообщить по памяти
сведения не только о каждом священнике своей епархии, но и личном
составе его семьи в самых мельчайших подробностях, не переходивших,
границ нескромного любопытства и не сводившихся к бытовой сплетне.
Архиепископ Леонтий представлял себе достоинства и недостатки своей
епархии не в смысле отдельно возникавших по тем или другим случаям
вопросов, носивших, как правило, преходящий характер, а в целой
системе взглядов на епархиальную жизнь как Богом данную, творческую и
нераздельную совокупность, в которой важна прежде всего ежедневная
систематическая работа по ее обустройству и совершенствованию.
Вследствие чего в его указах и распоряжениях всегда угадывался
обдуманный план и стройная система.
Но этот план и эта система вместе с
тем не являлись плодом отвлеченной, сухой кабинетной мысли, к чему
казалось бы он и должен был быть предрасположен всем характером своего
предшествующего преподавательского поприща. Этот план созревал и
кристаллизовался в его душе после долгих практических наблюдений,
становился предметом его особых забот и попечений, увлекал всю его
душу. Посему и при своем воплощении в жизнь такой план являлся не сухим
формальным распоряжением, а живою силою, движущею, побуждающею,
созидающею, заставляющею каждого энергично следовать за тем человеком,
который сумел это желание к продуктивному действу вызвать. Кроме того,
чрезвычайно важным условием сильного влияния архиепископа Леонтия на
свою паству была та христианская любовь к ближним, та искренность и
прямота, которые составляли отличительные и едва ли не главные черты
его характера. Владыка относился к людям с полным доверием и любовью.
Никогда начальственно-повелительное не выступало в нем на первый план в
его взаимоотношениях с людьми. Он поощрял к труду более всего
наградами, убеждением, добрым обхождением и личным примером. По словам
И. Н. Корсунского «о пороках в духовенстве он сильно скорбел и
исправлял их с великодушием и осторожностью, держась того воззрения,
что у всякого человека есть свое самолюбие». Самую существенную
особенность управления архиепископа Леонтия составляли «его
непосредственное личное влияние, действие на других его воли и
характера. Воля твердая, но благая, характер открытый и искренний,
сердце любящее, общительность с людьми, доступность его для
собеседования с самою последнею овцою его словесного стада - это такие
драгоценные черты души его, которые производили на всех неотразимое
влияние», - говорилось в специальном адресе, составленном 1887г. по
случаю 25-летия святительского служения архиепископа Холмского и
Варшавского Леонтия.
Его архипастырское служение на Варшавской кафедре было связано с одним
очень крупным, хотя и столь же непростым по своей действительной сути,
церковным событием того периода времени, - фактическим воссоединением
с Православием нескольких сотен тысяч русских униатов, проживающих на
территориях, подконтрольных его епископской юрисдикции. Это событие,
как современники, так и исследователи последующих времен, хотя и не все
единодушно благожелательно, связывали с исключительной заслугой
архиепископа Леонтия, сумевшего вернуть в лоно Русской Православной
Церкви не только униатских священников, но и верующий края, где
традиционно были сильны позиции католиков. При этом ему пришлось
уврачевывать негативные последствия тех непродуманных и неоправданно
быстрых шагов администратора Маркелла (Попеля), которые тот предпринял
в отношении униатов, желая скорейшего их выхода из схизмы, еще до
своей хиротонии во епископы, викария Люблинской епархии июля 1875г. И
именно ему, а не владыке Леонтию (тем более только недавно заступившего
на эту кафедру) следовало бы в первую очередь адресовать те упреки,
отправленные на имя императора варшавским генерал-губернатором И. В.
Гурко (слывшего в столичных салонах либералом), следствием которых
явился приезд по требованию К. П. Победоносцева в этот край специально
комиссии Святейшего Синода, в действиях самого архиепископа как раз не
обнаружившей ничего предосудительного.
Архиепископ Леонтий вместе с архиепископом Тверским Саввой (Тихомировым)
явились авторами проектов нового Устава православных духовных академий
(утвержден императором 20 апреля 1884г.) и обновленной редакции Устава
православных духовных семинарий (официально вступил в силу 22 августа
1884г.). Свою деятельность по части педагогической он не оставил уже
будучи митрополитом Московским и Коломенским. В 1892г. в Сергиевом
Посаде был издан его учебник «Из лекций по нравственному богословию».
Биографы архиепископа Леонтия отмечали у него яркий дар проповедника,
который отразился лучше всего в таком известном для того времени
сборнике как «Слова и речи», вышедшем тремя изданиями в Санкт-Петербурге
в 1888г. По силе воздействия на слушателей архипастырские назидания
владыки Леонтия можно было сравнить с проповедническим талантом еще
одного нашего земляка, его предшественника на Херсонской кафедре святого
Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического.
Интересно при этом отметить, что о славе его как проповедника хорошо
знали и за границей. Когда в 1861г. архиепископ Леонтий ездил в Париж
освящать вновь отстроенный православный храм во имя святого
благоверного князя Александра Невского, то послушать его собрались
римско-католические проповедники, журналисты разных мастей, желание
быть на службе и послушать проповеди изъявила сама французская
императрица Евгения, которая по своему происхождению (из
аристократического рода де Монтихо, графиня Теба) была ревностной
католичкой.
Менее заметной оказалась деятельность владыки Леонтия на Московской и
Коломенской кафедре, на которую он заступил уже в сане митрополита 17
декабря 1891г. Об этом периоде его жизни достаточно резко, хотя не снят
вопрос, насколько нелицеприятно и обоснованно, высказался сам владыка
Евлогий (Георгиевский). Скорее всего, что прихотливая, даже можно
сказать, избалованная московская публика его просто-напросто не оценила
в должной мере. Тем более, что в сонме других архипастырей, украсивших
своим непреходящим и святым, блаженнейшим присутствием эту - по рангу
чести - первосвятительскую кафедру, личность владыки Леонтия выглядела,
конечно же, скромно. Многие склонны вообще видеть в этом назначении не
более, чем прихоть всесильного обер-прокурора К. П. Победоносцева,
который, якобы, не желал терпеть подле себя ярких и замечательных
фигур. Судить обо всем этом достаточно сложно, тем более что Господь
отпустил весьма краткий срок митрополиту Леонтию, чтобы раскрыться в
полной мере на новом для него месте, и не отпустил никому никакого
срока для осужденных и пристрастных оценок вовсе. Мирная кончина его
последовала 1 августа 1893г. Он был погребен в Троице-Сергиевой Лавре
под сводами Успенского собора.
«Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих
призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю;
скоро услышь меня, приблизься к душе моей...» (Пс. 68, 17-18).
О. В. Шаталов.
|