Неканонические книги Ветхого Завета: их место в Библии
В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания по
устоявшейся в течение многих веков традиции принято выделять
канонические, то есть богодухновенные, и неканонические книги. К
последним относятся одиннадцать текстов: Вторая книга Ездры, Книги
Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова,
Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги
Маккавейские, Третья книга Ездры, а также неканонические вставки в
книги Иова, Даниила, Псалтирь и в некоторые другие канонические книги
Библии. Они часто цитировались Отцами, а многие тексты (паремии) из них
даже вошли в православное богослужение. Какое же место занимают в
Библии и в жизни Православной Церкви неканонические книги Ветхого
Завета? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо, прежде
всего увидеть, как смотрели на ветхозаветный канон вообще и на
неканонические книги в частности
Отцы Православной Христовой Церкви.
У слова канон в греческом, латинском и некоторых других языках
калейдоскопическое множество значений. Так, например, в Оксфордском
словаре английского языка дано не менее десятка значений. Первоначально
греческое слово «канон» (в переводе - «тростинка») означало прямой
жезл. Этот термин употреблялся во множестве производных смыслов, где
реализовывалось представление о прямоте. Поскольку трость-канон
использовали как образец прямоты, канон нередко обозначал еще и уровень,
то есть плотницкий или строительный инструмент. От значений слова
«канон» как «уровень» или «линейка» произошли и все метафорические
значения.
В самом широком смысле слово «канон» представляет собой определенный
критерий или стандарт, с помощью которого можно определить правильность
мнений или действий (канон добродетели, канон истины). Применительно к
литературным произведениям и стилям александрийские грамматисты
называли каноном собрания классических сочинений, которые можно принять
за образец благодаря чистоте языка и стиля. (Термин применялся в
хронологии, музыке, налогообложении, оружейном деле в значении
образца). В Новом Завете слово «канон» употребляется только в посланиях
апостола Павла: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому
правилу (по греч. «канон» жить») (Флп. 3,16; ср. 2 Кор. 10,13).
Древние Отцы Церкви часто употребляли его в значении правила или нормы
(Климент Римский, Климент Александрийский и др.). Впоследствии слово
«канон» стало обозначать в Церкви конкретную вещь, решение и даже
определенного человека. Около 300 года оно стало появляться во
множественном числе. Так постановления или определения соборов принято
называть «канонами» христианского поведения. Первым собором, который
назвал свои дисциплинарные и вероучительные решения канонами, был
Антиохийский собор 341г. Недалеко отстоит употребление от этого
значения и употребление слова «канон» для обозначения монашеских
правил (свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий, свт. Григорий
Богослов), а также тех, кто живет по определенным церковным нормам.
Другим направлением в развитии слова (тесно связанным с последующим
обозначением книг Св. Писания) стало его применение к списку, указателю
или таблице, т.е. тому, что предполагает фиксацию и стабильность, и
тому, на что можно ориентироваться (астрономические таблицы Клавдия
Птолемея 150г. по Р.Х.; каноны Евсевия и Присцилиана для поиска
параллельных мест; официальные списки клириков поместных Церквей на
Никейском соборе и др.)
При таком широком спектре употребления слова «канон» не вызывает
удивления, что оно стало обозначать еще и список книг, который
христиане признали богодухновенными. Значение это появилось довольно
поздно. Первый пример такого рода - в книге святителя Афанасия Великого
«Постановления Никейского собора», написанной вскоре после 350г., где
он говорит что «Пастырь» Ерма в канон не входит. То есть с середины IV
века слово «канон» стало употребляться применительно к священным книгам
Ветхого и Нового Заветов. Сегодня ученые спорят о том, какое значение -
«стандарта» и «нормы» или «перечня» - в первую очередь имели в виду те,
кто впервые применил это слово к Писанию.
Мы можем утверждать, что оба значения, и затрагивающее содержание, и
формальное (список), оказались подходящими, поскольку церковное
обыкновение видеть в определенной группе книг выражение стандарта или
нормы веры и жизни естественно привело к тому, чтобы соответствующие
писания зафиксировать в перечне. Тем самым канон Писания стал
эквивалентен содержанию богодухновенных книг, вошедших в такой список.
Ветхозаветный канон сформировался в эпоху возвращения иудеев после
Вавилонского плена. Его окончательное установление традиционно
связывается с именем Ездры. Согласно еврейской традиции - в канон
Священного Писания Ветхого Завета входят двадцать две книги по числу
букв еврейского алфавита или 39 книг по изданиям славянского и русского
Синодального текстов Библии. Именно об этих книгах говорит апостол
Павел в своем втором Послании Тимофею: «Все Писание богодухновенно и
полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» (2
Тим. 3,16). Что же касается тех книг, которые мы называем
неканоническими, то ясно, что они более позднего происхождения по
сравнению с богодухновенными текстами. Более того, все они не
сохранились на древнееврейском языке, а дошли до нас в лишь греческом и
латинском переводах. Это дает основание некоторым авторам сомневаться
даже в том, что эти книги когда-либо были на еврейском языке.
Как бы то
ни было, как палестинские евреи, так и евреи диаспоры однозначно
признавали богодухновенными только двадцать две книги канона Ездры.
Даже александрийские иудеи, в распоряжении которых был греческий перевод
Септуагинта, в котором содержатся и интересующие нас книги,
придерживались общей для всего иудейского мира позиции. Благодаря
исследованиям выдающихся русских богословов XIX-XX вв. можно
утверждать, что на христианском православном Востоке также с древнейших
времен каноническими (богодухновенными) почитались лишь 39 книг (по
еврейской традиции 22 по числу букв еврейского алфавита), входивших еще
в канон Ветхозаветной Церкви. Это подтверждается тем, что как у
палестинских евреев, так и у евреев диаспоры, богодухновенными
почитались исключительно эти книги. Как говорит протопресвитер Иоанн
Мейендорф: «Хотя византийское святоотеческое и церковное Предание
пользуется, в качестве стандартного библейского текста, почти
исключительно Септуагинтой, а некоторые части «пространного» канона - в
частности книга Премудрости - часто используется в богослужении,
византийские богословы хранят верность «древнееврейскому» критерию в
отношении писаний Ветхого Завета, - иначе говоря, из канона
исключались тексты первоначально написанные по-гречески. Современная
православная теология сохранила преемственность, унаследовав эту
неразрешенную полярность от византийского богословия».
В вопросе ветхозаветного канона Восточные Отцы Церкви единодушно
высказывались в пользу еврейского палестинского канона, хотя среди
дошедших до нас списков книг существуют некоторые незначительные
расхождения. Самым ранним из дошедших до нас высказываний восточных
Отцов относительно канона Ветхого Завета является высказывание
Мелитона Сардийского (IIв.), сохранившееся в «Церковной истории»
Евсевия Кесарийского: «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где
Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о
ветхозаветных книгах и послал тебе их список (далее следует список из 22
книг, принятых в еврейском каноне Ветхого Завета - Н.М.)». Точно также и
Ориген в своем «Предисловии к комментарию на книгу Псалмов»
перечисляет только книги, входящие в 22-х книжный еврейский канон.
Евсевий повествует: «Вот как он пишет дословно: Следует знать, что
ветхозаветных книг, по еврейскому преданию, двадцать две -столько же,
сколько букв у них в алфавите».
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Рачительно испытай от Церкви,
какие книги Ветхого Завета и какие Нового; а книг, коих
Богодухновенность сокрыта, совсем не читай. Ибо узнавши того, что все
исповедуют, к чему напрасно мучиться над тем, что сомнительно? Читай
Божественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета, переведенные
семидесятью двумя толковниками а тех, Богодухновенность коих сокрыта
совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопасно
читаем и в Церкви. Гораздо разумнее были Апостолы и древние Епископы,
предстоятели Церкви; они предали сии книги. А ты, будучи сыном Церкви,
не изменяй законов ея. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как
сказано занимайся, и если хочешь научиться, то старайся с моих слов
запомнить оные поимянно. Первые пять книг суть книги Моисеевы,
известные под именем закона, книга Бытия, Исход, Левит, Числ,
Второзакония, потом Иисус Навин, далее книги Судей, с книгою Руфи, кои
седьмою считаются; из остальных Исторических книг, первая и вторая
книги Царств у евреев одну книгу составляют; одну также третия и
четвертая: равным образом первая и вторая книга Паралипоменон у них одна
книга, и Ездры первая и вторая за одну почтены книгу. Двенадцатая книга
Есфирь. Это - книги Историческия. Пять книг стихами написанных: Иов,
Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, которая будет уже книга
семнадцатая. Кроме того, пять книг пророческих. Одна двенадцати
Пророков, одна Исайи, одна Иеремии вместе с Варухом, с Плачем и
Посланием, потом одна Иезекииля и наконец Даниила двадцать вторая
книга Ветхого Завета».
Такая позиция на Востоке была закреплена рядом канонических правил как
соборных, так и святоотеческих. Еще в 85 Апостольском правиле (III в.)
приводится список канонических книг Священного Писания, в котором
называются лишь те Ветхозаветные книги, которые признаны
богодухновенными в еврейском каноне. Почти аналогичны тексты 60 правила
Лаодикийского (между 348 и 381 гг.) и 33 правила Карфагенского
Поместных Соборов. В каноническом своде Православной Церкви содержатся
принципиально важные для нас святоотеческие тексты: «Святого Григория
Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета» и
«Святого Амфилохия епископа к Селевку о том, какие книги приемлются».
Смысл этих правил выражен в словах святителя Григория Богослова: «Дабы
не прельщен был ум твой чуждыми книгами, ибо обретаются многие
подложные писания, неправо написанные, то приими, возлюбленный, сие
верное исчисление» (далее Григорий Богослов, как и Амфилохий, приводит
список из 22-х книг Ветхого Завета).
Пожалуй, самым ярким святоотеческим определением о составе канона
Священного Писания является «Святого Афанасия, архиепископа
Александрийского, 39 послание о праздниках». Он не только однозначно
принимает 22-х книжный Ветхозаветный канон, но и отвечает на
поставленный нами вопрос: «Какое же место занимают в Библии и в жизни
Православной Церкви неканонические книги Ветхого Завета?». Святой
Афанасий Великий пишет: «Ради большей же точности, поскольку пишу ради
нужды, присовокупляю и сие, что есть кроме сих (канонических,
богодухновенных - М.Н.), и другие, не введенные в канон, но назначенные
Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом
благочестия: Премудрость Соломонова, Есфирь, Иудифь и Товия...».
Все выше приведенные канонические правила были утверждены Святыми
Отцами на Трулльском Соборе 691г. (Правило 2), что позволяет нам на их
свидетельстве и свидетельстве Святых Отцов сделать достаточно
однозначный вывод: в Православной Церкви, прежде всего на Востоке
(впрочем, если учитывать мнения святых Илария Пиктавийского и Иеронима,
и на Западе), всегда принимался Ветхозаветный канон, состоящий по
еврейскому исчислению из 22-х книг, а по славяно-русской традиции из
39-ти при этом в Церкви никогда не отвергались и, так называемые,
неканонические книги, которые были своего рода нравоучительным пособием
или своеобразным введением в мир Библии и лоно Церкви для оглашаемых.
Важным свидетельством их авторитета, неравным при этом авторитету
канонических писаний, являются ссылки на них у различных Отцов и их
использование в литургической жизни Церкви.
Итак, ответ Православной Церкви на вопрос о месте неканонических книг
в Библии можно выразить следующими словами епископа Варнавы (Беляева):
«Неканонические книги, хотя составляют часть Священного Писания, то
есть включаются в список богодухновенных книг, однако не богодухновенны.
Правилом 85 святых апостолов они помещаются среди «чтимых и святых».
Св. Афанасий Великий говорит про них, что их «установлено отцами читать
вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия». Такое
отношение к ним Церкви осталось и по сию пору. Из них бывают обычно
чтения (паремии) за великой вечерней, именно: из Премудрости Соломона,
гл. 2-5, 10 и книги пророка Варуха, гл. 3-4; песнь отроков (Дан. 3,
24-90) воспевается на утрени и служит канвой для всего разнообразия
песней седьмой и восьмой канонов; молитва царя Манассии (2 Пар. 36)
читается на великом повечерии и т.д. Итак, если неканонические книги
годны для назидания верующих в Церкви, то отпадает вопрос о полезности
их домашнего употребления. Презирать их нельзя». Аналогично
высказывается по этому поводу святитель Филарет, митрополит Московский
в Катехизисе и авторы «Толковой Библии». Так во введении к последней
говорится: «Не все ее (Библии) книги имеют одинаковое значение и
авторитет: одни (канонические книги) - богодухновенны, т.е. заключают в
себе истинное слово Божие, другие (неканонические) - только назидательны
и полезны, но не чужды личных, не всегда безошибочных мнений своих
авторов. Это различие необходимо иметь в виду при чтении Библии, для
правильной оценки и соответствующего отношения к входящим в состав ее
книг »
Несмотря на такую четкую позицию, вопрос о месте неканонических книг в
Библии сохраняет свою актуальность до сего дня. Это объясняется тем,
что на Западе христиане придерживаются диаметрально противоположных, но
в равной мере крайних точек зрения. Римско-католическая церковь с
давних пор канонизировала все книги Ветхого Завета: принятые у евреев
как «протоканонические», а именуемые в православной традиции
неканоническими как «второканонические», фактически уравняв их
авторитет. Протестантские конфессии со времен Мартина Лютера отвергают
все книги, отсутствующие в еврейском каноне как «апокрифы».
В заключении отметим два основных положения, которые определяют в
православном понимании статус неканонических писаний Ветхого Завета и
их место в Библии: во-первых, неканонические ветхозаветные тексты
никогда не признавались равнозначными каноническим богодухновенным
книгам Библии. Во-вторых, они всегда почитались как душеполезное
чтение, необходимое для духовной жизни христиан, о чем свидетельствует
их использование в богослужении Православной Церкви.
Н.В.Макеев
|