«ЗАБЫТОЕ ИМЯ»
В числе выпускников Воронежской Духовной Семинарии
было не мало известных имен как служители Церкви, так и светских
деятелей. Сегодня знакомим читателей с одним из выпускников Семинарии,
имя которого возвращается к нам из незаслуженного забвения.
Дмитрий Васильевич Скрынченко родился в селе
Песковатка Бобровского уезда Воронежской губернии в 1875 году. Он
принадлежал к старинному священническому роду, отец его был
псаломщиком. Свое образование Дмитрий Скрынченко начал в Воронежском
духовном училище, по окончании которого стал воспитанником Воронежской
духовной семинарии. Учился он отлично: его имя значится первым в
разрядных списках учеников. По окончании семинарии Д. Скрынченко
поступил в Казанскую духовную академию. За сочинение "Ценность жизни по
современно-христианскому и философскому учению" он был удостоен звания
кандидата богословия и получил право преподавания в семинариях.
Дмитрий Скрынченко был назначен в Пермскую духовную семинарию, где
преподавал латинский язык, в ноябре 1903г. перевелся в Минскую духовную
семинарию. В августе 1905г. Д.В. Скрынченко стал редактором "Минских
епархиальных ведомостей", где опубликовал большое число статей, заметок,
рецензий, откликов на текущие события: о созыве Государственной Думы и
о реформе духовных семинарий, критически оценивал идеи Л.Н. Толстого и
Ф. Ницше, боролся за утверждение Православия в Западном крае. За
заслуги в 1907г. Д.В. Скрынченко был награжден Орденом Св. Станислава 3
степени. В 1908г. при его участии был учрежден Минский церковный
историко-археологический комитет, который изучал жизнь края в прошлом и
настоящем. Кроме того, Д.В. Скрынченко стал хранителем
церковно-археологического музея и редактором трудов комитета "Минская
старина, где опубликовал работу "Белорусы, их разговорный и книжный
язык при свете истории".
Особый интерес представляют политические позиции Д.В. Скрынченко. Он
был сторонником умеренно-консервативных взглядов и с 1908г. состоял
членом Русского собрания, принимал активное участие в работе Русского
губернского комитета по выборам в Государственную Думу, а также был
членом ряда православных братств и обществ, прежде всего Минского
народного братства Св. Креста и Минского народного братства во имя
Животворящего Креста Господня.
В 1909 году Д.В. Скрынченко был произведен чин коллежского советника, а
3 января 1911г. получил благодарность Преосвященнейшего Михаила,
епископа Минского и Туровского. Д.В. Скрынченко упоминался "в числе
лиц Братства с самого его основания, с честью держащих высоко
православно-русское знамя, служащих во всех случаях идее Братства и
верящих, что только в единении с народом лежит залог успеха
православно-русского дела в многострадальном Западном крае". В 1908г. в
Санкт-Петербурге вышла книга Д.В. Скрынченко "Ценность жизни по
современно-философскому и христианскому учению". Особый интерес
вызывает перевод и комментарий Д.В.Скрынченко знаменитого труда
византийского богослова IV-V вв. Немезия Эмесского "О природе
человека". В 1912г. в результате конфликт Д.В.Скрынченко был уволен с
должности редактора "Минских епархиальных ведомостей", покинул Минск и
переехал в Киев, где продолжал заниматься историческими исследованиями
и опубликовал работы "Слуцкий синодик 1648 года", "Национальная русская
школа" и "Украинцы".
Дальнейшая судьба Д.В.Скрынченко известна хуже. В конце 1919г. вместе с
частями белых он покинул Киев, и в начале 20-х гг. очутился в
Югославии, в столице Воеводины Нови-Сад. Скорее всего, он следовал туда
вместе с Антонием (Храповицким), который был ректором Казанской духовной
академии, затем Киевским митрополитом, а в эмиграции возглавил русскую
Синодальную Зарубежную церковь. Скончался Д.В.Скрынченко в Нови-Сад в
1947 году.
Творческое наследие Д.В.Скрынченко составляет более ста печатных работ и
пока еще совсем не изучено. Его исследование поможет глубже и полнее
представить как историю Воронежской семинарии, так историю русского
Православия начала XX века.
В.Б. Колмаков
|