Сказка – ложь, да в ней намёк намёк…
В прошлом номере нашей газеты мы начали разговор о
том, как массовая культура западного "разлива" вторгается в нашу жизнь,
меняет ее, перекраивает под себя, навязывает ценности, потребности,
желания, диктует модели поведения. Мы обратились к безобидным с виду
игровым телешоу, которые, играючи, "освобождают" участника от
обязанности быть человеком, в рамках которых можно забыть о чести и
достоинстве, и где существует одна лишь "вечная" ценность - быстрые и
легкие деньги. Сегодня мы снова обращаемся к деятельности наших
ультралиберальных СМИ, ведь именно они играют лидирующую роль в
разрушении той культуры, которая носила имя христианской. Переоценка
"устаревших" норм и перетолковывание неугодных понятий происходят
повсеместно, но самое страшное, что главный удар наносится по тем, кто
еще не в состоянии сделать полноценный нравственный выбор между добром и
злом, чье сознание еще только формируется - на наших детей.
Изменение духовных и нравственных ориентиров начинается с детского
возраста. Первый шаг - уничтожение традиционной символики добра и зла
с тем, чтобы нравственные понятия, стоящие за символами, постепенно
утрачивали однозначность, становились относительными.
Так, дракон в христианской культуре - символ абсолютного зла. "И
низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и
сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его
низвержены с ним" (Откр. 12:9). В средневековой литературной традиции
христианского Востока и Запада символ духовного зла воплощается в
образе злобного чудовища - огнедышащего дракона (сказание о Георгии
Победоносце, "Чудо святого Георгия о змии"; чудовищный дракон Грендель
в древнеанглийском сказании о Беовульфе; в русских сказках - Змей
Горыныч). Но вот появляется "милый дракоша". Он, конечно, изрыгает, как
водится, пламя, но подружиться с ним можно, и в нужный момент Дракоша
поддержит друга своим огненным дыханием.
Вампиры и безобразные привидения - персонажи сатанинского мира. Но в "постхристианском
обществе" кардинально меняются духовные и эстетические представления:
инфернальный мир условен, не так страшен, и не являет собой абсолютное
зло. Не все вампиры -исчадия ада, в чем убеждает маленького зрителя
мультсериал о приключениях вампиреныша, а подросткам американские
режиссеры предлагают "Баффи" - лирическую повесть о том, что и
вампирам "ничто человеческое не чуждо"; влюбленный вампир готов
вступить в борьбу со своими сородичами за любимую девушку и
неотъемлемые права человека: питаться гамбургерами и пить кока-колу, а
не человеческую кровь.
Что касается привидений, то и они поддаются перевоспитанию, главное -
найти в древних манускриптах необходимые педагогические технологии. В
сущности, нет бездны, отделяющей нечистых духов от "полезных"
человеку, надо лишь знать, как нечистых подчинить себе и направить их
деятельность в нужное русло.
Допускаю возражение: "Ведь это сказки, разве в классических сказках
не присутствуют персонажи, заимствованные из времен древнего
язычества? Здесь и гномы, и феи, и колдуны, и Баба Яга, и Кощей
Бессмертный". Да, присутствуют, но здесь сказочный сюжет развивается
по строго заданным нравственным координатам; мифические персонажи - это
образы либо зла, либо добра. Кощей Бессмертный не может стать
великодушным, баба Яга - красивой, феи бывают либо добрыми, либо злыми,
перевоспитать их невозможно, ибо такова природа духовного Зла.
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В традиции
классической литературы сказка преподавала ребенку первый урок
"испытания духов - от Бога ли они". Зло безобразно и пагубно, заигрывать
с эмиссарами Зла смертельно опасно для человека.
Какой же намек содержится в сегодняшних телесказках, и какой урок
извлекут для себя наши добры молодцы? Намек весьма прозрачен: бабушкины
сказки - анахронизм, поскольку они отражают "догматические" понятия о
добре и зле. Урок же для добрых молодцев один: любой союзник пригоден
для достижения желанной цели. Естественно, что в маскультуре этого мира
должны быть переосмыслены символы и образы, восходящие к христианскому
мировоззрению, отражены новые представления о жизненных ценностях,
целевых установках и поведении человека "новой формации". Таким
образом, готовится почва для внедрения идей Нью-Эйжда. Черная мистика,
оккультизм, эзотерика, которые обрушиваются на детей и подростков с
экранов ТВ, размывают научно-позитивное знание о мире видимом
(материальном). И это отнюдь не жанр фантастики. Ньюэйджевская
режиссура стремится к эффекту достоверности, соединяя обыденную
реальность с мистицизмом и псевдонаучными теориями. После такой
промывки мозгов интерес к естествознанию, к физике (при наличии
природных способностей) легко перемещается в область ньюэйджевской
"метафизики". Астрономия исчезла из школьной программы, зато
астрология, широко рекламируемая СМИ, в обыденном сознании обретает
статус "новой науки", которая возродила и "научно" интерпретировала
"древнюю мудрость Востока". Эта "древняя мудрость" (оккультная
эзотерика) проникла и в систему народного образования.
Откройте учебное
пособие к курсу "Валеология" для учащихся 5-7 классов. Информация к
серьезному размышлению: чем занимается Государственный университет
педагогического мастерства Санкт-Петербурга, создавший специальный
факультет экологического и валеологического образования, где
подвизается доцент Татарникова Л.Г., успевшая защитить докторскую
диссертацию, выпустить монографию и успешно приступить к изданию
школьных учебников по новому предмету, который официально переводится с
латыни как "наука о здоровье". Читаем текст учебного пособия: "Вот чему
учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая,
состоит из трех миров. Первый из них - это физическая часть планеты:
наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир -
это "тонкая часть" планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир
называется Миром Тонким или астральным. И третий мир - это мир мысли:
он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически
один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение
напоминает русскую матрешку... Все три сферы планеты, все три Мира ее -
населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но
они переходят из одного Мира в другой, - умирая в одном, они
нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело.
Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий
мир. То же самое происходит и в момент смерти человека". Этот
эзотерический пассаж завершается вопросом к ученику: "А ты что думаешь
по этому поводу?" Не знаю, что должен думать ученик после сего
откровения "Агни Йоги", но я лично думаю, что если просвещение и дальше
так пойдет, то Российская земля определенно не сможет рождать "быстрых
разумом Нефтонов". Место Ньютонов займут теософы и антропософы с
учеными степенями.
Ю.В. Ушакова
|