« ДНЕСЬ СПАСЕНИЯ НАШЕГО ГЛАВИЗНА…»
Сегодня радостный праздник - праздник Благовещения,
благая весть. В чем же заключается эта радость, почему о ней мы всегда
вспоминаем? И не только в этот день, но и всегда, когда обращаемся
молитвенно к Пресвятой Богородице? В кондаке, посвященном Божьей
Матери, мы всегда говорим: "Радуйся, невесто неневестная!". То есть
обращаемся с теми словами, которые в свое время произнес архангел
Гавриил, посланный к Пресвятой Богородице самим Богом. Что же
возвестил ей архангел Гавриил и о чем поведал, в чем же эта радость
заключается?
Когда архангел Гаириил приветствовал Божью Матерь, началось наше
спасение. И поэтому в тропаре нынешнего праздника это отражено: "Днесь
спасения нашего главизна". Сегодня день нашего спасения. В чем оно
заключалось? В том, что "Сын Божий сын Девы бывает". То есть когда
сказал архангел Гавриил вот эти слова радости Божьей Матери, что она
примет во чреве и родит сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что означает
"с нами Бог", - то есть родится Тот, Который спасет людей Своих от
грехов их. И это совершилось тогда, когда Божья Матерь сказала: "Се
раба Господня, да будет по глаголу твоему". Тогда произошло нечто
великое и очень важное. Бог всегда хотел и желал спасения человека. Но
человек не всегда стремился к Богу и не всегда хотел этого спасения. И
вот родилась та, которая от лица всего человеческого рода сказала Богу:
"Да". И, следовательно, она явилась представительницей всего
человеческого рода. Она за всех нас с вами, за всех людей - тех,
которые жили ранее, которые еще будут жить, - ответила Богу: "Да". Она
захотела спасения, и в лице ее мы тоже такой же положительный ответ
дали Богу. То есть мы хотим спасения, и спасение это заключалось в том,
что на землю сошел Сын Божий и воспринял человеческую природу от
пречистых кровей Пресвятой Богородицы. Вот почему нынешний праздник,
праздник Благовещения, всецело посвящен прославлению Божьей Матери.
Конечно же, мы прославляем Господа, явившего нам такую неизреченную
милость, даровавшего нам спасение. Но тем не менее, мы прославляем
Пресвятую Богородицу, потому что она согласилась с Богом, она захотела
исполнить волю Божию во всей полноте и совершенстве. И это ее согласие
явилось основой для боговоплощения. Вот поэтому мы ныне и прославляем ее
вместе с архангелом Гавриилом, восклицая: "Радуйся, благодатная,
Господь с тобою!"
Об этом праздновании можно говорить очень много. Но я думаю, что мы
приходим в храм Божий, сюда, не только для того, чтобы вспомнить то или
иное важное событие священной истории, которое неразрывно связано с
нашей жизнью, но мы приходам в храм прежде всего для того, чтобы это
событие пережить, эту радость ощутить в своем сердце, в своей душе. Я
думаю, богослужение, которое совершается в храме, и наше воспоминание
величайшего события, конечно же, содействуют переживанию неизреченной
радости. А радость, несомненно, великая, потому что Благовещение -
синоним слова "Евангелие". Тогда совершилось то, что описано во Святом
Евангелии.
Основной предмет Божественного Евангелия заключается в том, что "Слово
плоть бысть". И евангелист Иоанн Богослов, начиная свое Евангелие, как
раз говорит: "Вначале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Слово бе Бог", и
далее говорит "И Слово стало плотью". И вот это совершилось именно в
момент Благовещения. Это событие мы ныне вспоминаем. В этот момент
совершилось все Евангелие, все, ради чего до сих пор жило человечество,
все, чего оно ожидало. А человечество хотело, чтобы Бог сошел на землю
и научил истине. И Бога ожидали не только хранители богооткровенной
религии - иудеи - но весь род человеческий. Даже язычники хотели видеть
Бога в человеческом образе. Поэтому они изображали богов своих именно в
образе человека. И это говорит о многом. Человек хотел видеть здесь, на
земле, Бога в своем образе. Для чего и зачем? Для того, чтобы вывести
из того тупика, в который зашли все люди. За четыре века до Рождества
Христова мудрый Сократ восклицал: "Я не знаю, что такое истина. И никто
не знает. Если только Бог сойдет с неба на землю, то он, может быть,
научит людей истине". Поэтому не случайно некоторых древнегреческих
философов называют "христианами до Христа". Они - представители лучшей
части человечества. И каждый человек, не только знавший пророчества,
не только представитель ветхозаветной религии сознательно или
несознательно хотел видеть Бога на земле, хотел общения с Ним. И вот
это произошло, произошло тогда, когда на земле родился такой человек,
который стал способным принять в себя Бога. И этим человеком стала
Пресвятая Богородица. Это плод всей человеческой праведности, плод всех
воплей и воздыханий людей к Богу. И она была настолько чистой, что
смогла вместить в себя Бога.
О чистоте Божьей Матери очень хорошо говорит следующий пример. В
сегодняшнем Евангелии мы читаем, когда архангел Гавриил буквально
возлетел в ту клеть, в которой она пребывала в молитве и в богомыслии,
чтении Слова Божия, и приветствовал ее, она удивилась лишь приветствию,
а не явлению ангела. Если мы вспомним в евангельском повествовании
явление того же архангела пророку Захарии, то мы увидим: ангел говорит
Захарии: "Я - Гавриил", то есть, как бы представляется. А Божьей
Матери он не представляется, потому что она прекрасно знала этого
архангела, и не только этого архангела, но и других ангелов,
небожителей, скорее всего, с младенчества, с самого того момента, когда
благочестивые родители, взяв ее за руку, привели в ветхозаветный храм
и отдали первосвященнику и другим священнослужителям на воспитание.
Тогда она уже сподобилась посещения ангелов. "И ангелы были ей знакомы
- это говорило о том, что она, будучи здесь, на земле, была как бы
небожителем - уже до момента боговоплощения. И мы глубоко ошибаемся,
если считаем, что Божья Матерь прославляется лишь потому, что она
стала матерью Господа. Нет, она прославляется потому, что она имела
все, чтобы стать Матерью Бога, то есть за ее личные, неземные,
нечеловеческие добродетели, хотя она была человеком - таким же, как
все. И вот в нынешней практике, конечно же, мы можем богословствовать,
говорить, что произошло, но мы никогда, конечно же, не сможем до конца
все рассказать, все осмыслить, все понять.
Ныне мы прежде всего прославляем Пресвятую Богородицу Марию и как бы
исповедуем, что человек - один человек - очень много значит в очах
Божиих. В народе существует пословица "Один в поле не воин". Но она не
совсем, верна. Да, человек, может быть, один как физическое тело ничего
не значит, это мельчайшая частичка в этом мире, на этой земле. Но как
духовная сущность, как образ Божий и подобие Божие человек велик,
человек широк, как говорит один из прекрасных писателей, человек очень
широк, и широк не потому, что он животное и физическое существо, а
потому, что он подобен Богу.
Именно в момент Благовещения происходит обожение, начало обожения
человеческой природы. Человек становится Богом по благодати, и это
свидетельствует о том, что хоть мы и маленькие и что нас очень много,
но мы не забыты, каждый из нас не забыт Богом. И каждый из нас может и
должен принять в себя божество. И когда это происходит, то совершается
нечто великое, то, что невозможно объяснить, то, что невозможно объять
нашим умом. И не случайно Христос человеческую душу сравнивает с миром и
говорит, что весь мир ничего не стоит по сравнению с душой человека.
Нынешний праздник говорит о величайшем достоинстве человека, нет, он не
идеализирует поступки людей, их деятельность. Но
этот праздник говорит о высоте призвания человека, о том, что человек
должен стать Богом по благодати.
И вот таким человеком стала первой из людей Пресвятая Богородица. Она
взошла на высоту небес и она прославляется нами честнейшим херувимов и
славнейшим без сомнения серафимом. И каждый из нас должен стремиться к
изменению, должен стремиться к преображению. Не случайно преподобный
Серафим Саровский учит: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся
тысячи". От каждого из нас очень многое, многое зависит, И не будем
думать, что наша жизнь принадлежит только нам, и мы что хотим, то и
делаем, как хотим, так и живем. Мы глубоко ошибаемся. Все мы едины.
Пресвятая Богородица приняла Христа в себя - но приняла для всех людей,
для всех нас. Так и мы должны стремиться к принятию в себя
божественной благодати для того, чтобы засветиться, заискриться, для
того, чтобы своим теплом, своим светом обогреть других людей.
Да поможет нам Господь молитвами Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы Марии.
Аминь.
Протоиерей Василий Попов
|