« НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!»
Пожалуй, каждый читатель со школьной скамьи помнит,
что 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялось одно из
важнейших сражений, вошедшее в историю России как "Ледовое побоище".
Естественно, читатель помнит и имя главного участника, полководца и
вдохновителя этой битвы - святого благоверного великого князя Александра
Невского. Личность св. Александра Ярославича, его труды на благо нашего
отечества, как, впрочем, и ратные подвиги, не ограничиваются и не
исчерпываются этой славной победой, и на воспоминания и размышления об
этом событии в более, чем тысячелетней истории нашей страны меня
натолкнул не только календарь памятных дат, но и та повседневная
реальность, с которой мы, русские, сталкиваемся на каждом шагу...
Еще памятны те времена, когда в школьных учебниках по истории СССР тема,
в которой рассматривалась деятельность Вл. Кн. Александра, звучала как
"Борьба русского народа с агрессией немецко-шведских феодалов". Но
против кого же все-таки воевали великий князь, его дружина и ополчение
Новгородско-Псковской земли на льду Чудского озера? Была ли эта битва
столкновением территориальных претензий и был ли меркантильный
интерес(аннексии, контрибуции, трофеи) приоритетны в этом столкновении?
Вспомним еще раз расстановку сил, противоборствующие стороны этого
сражения. Со стороны русских это княжеская дружина и, как сказано выше,
ополчение свободных людей Новгородско-Псковского княжества.
Противостоял же нашим предкам некий орден меченосцев, основавший в 1200
году город Ригу и сделавший своим епископом Мейнгарда, завоевавший
построенный св. кн. Ярославом Мудрым г. Юрьев и переименовавший его в
Дерпт.
Уже в 1204 г. крестоносцами четвертого крестового похода была
захвачена столица Восточно-Римской (Византийской) империи -
Константинополь (Царьград). Заняв Константинополь, "Божьи дворяне" не
только частью похитили, а частью осквернили многие христианские
святыни (например, храм св. Софии), но и изгнали из столицы империи
православное духовенство, избрав королем Балдуина, а патриархом Фому
Морозини. Все эти действия получили одобрение и поддержку тогдашнего
папы римского Иннокентия III. Значительной, если не основной силой при
этом были рыцари ордена меченосцев.
Действия ордена на территории современных Прибалтики и России
производились также с благословения римского папы.
Следует отметить, что предки современных прибалтов, как и некоторые
другие племена, чьи территории были сопредельны Новгородско-Псковской
земле, платили дань князьям новгородским за защиту от внешней
опасности. Кроме прочего, русские имели давние торговые и культурные
связи с этими племенами и естественным следствием этого было
значительное проникновение и распространение Православия на указанных
территориях. Впрочем, это мало заботило рьяных ревнителей латинства
(католицизма) и многие православные христиане были насильственно
крещены по католическому обряду.
Таким образом, становится ясно, что противоборство на апрельском льду
Чудского озера ни что иное, как противостояние Православия католичеству
(точнее, зашита первого от последнего).
Без сомнения, всем, кто когда-либо учился в школе, известны
полководческие качества св. кн. Александра, но это ли главное в
решающем исходе битвы? Только ли грамотный выбор местности и
расстановка сил явились решающими факторами этого сражения? Велики ли
были шансы наших предков, большинство из которых состояло пешее
ополчение (не ратные люди) победить наемных рыцарей
(воинов-профессионалов)? История отвечает: "Да!"
В небе над русским войском видели Ангельский полк, под водительством
грозной Небесной Жены. Вот где лежат корни этой победы, вот кто решил
исход лютой сечи!
Князь, как и воины, был православным христианином. И наглядно ясными
становятся его слова: "Не в силе Бог, а в правде!"
Стоит добавить к сказанному и то, что св. бл. кн. Александр Невский
явился также участником и другого, более позднего сражения с врагами
Православия. В княжение св. кн. Дмитрия Донского, ночью загорелись свечи
в церкви, где лежало тело св. Александра; при этом двое старцев,
вышедших из алтаря, приблизившись к его гробу, произнесли: "Александр,
встань и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменными!"
Победа снова была одержана... К чему я вспомнил эти давние события?
Нынче из газет, по радио и ТВ мы часто слышим, что у нас, оказывается,
отсутствует некая "национальная идея", без которой невозможны
существование и прогресс нации.
Хотелось бы уяснить, а была ли, да и нужна ли какая-нибудь иная
национальная идея, кроме Православного Христианства? Следует ли
бросать то победоносное знамя, с которым наши предки одерживали столь
славные победы?
Нынче становится немодно быть русским - модно быть европейцем - а
между тем, новая экспансия католицизма представляется уже весьма
близкой (Иоанн-Павел II объявил об учреждении католических епархий в
России).
В числе почитателей св. кн. Александра были имп. Петр I, имп.
Екатерина I, имп. Елисавета, имп. Екатерина II. А мы?
Г.С. Филиповский
|