ПАТРИАРХ МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ
... Один он безбоязненно шел прямым
путем служения Христу.
Митрополит Сергий Страгородский
Жизнь
святого человека есть совместная тайна - его и Бога. Мы можем только
коснуться самого края этой тайны, очертить внешний круг событий и
деяний святого и по ним лишь догадываться о смысле и величии
Божественного замысла о его судьбе.
Будущий Патриарх родился 19(31) января 1865 г. в селе Клин Псковской
губернии в семье священника Иоанна Беллавина и был назван Василием. С
детства мальчик полюбил чтение Библии и церковных книг, красоту
православного богослужения. Окончив духовное училище в Торопце,
Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. Учиться в
семинарии было трудно не столько из-за сложности науки, сколько из-за
распространившегося в то время среди семинаристов неверия и
революционных идей. Но даже такие семинаристы с уважением относились к
Василию, ибо признавали искренность его веры и дали ему прозвище
«Патриарх». В 1884 г. Василий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную
Академию и через 4 года, получив степень кандидата богословия, начинает
работать преподавателем богословских дисциплин в различных семинариях
России. В 26 лет Василий Беллавин принял монашеский постриг, что для
преподавателей семинарии в то время было величайшей редкостью. Он
получил новое имя - Тихон (по-гречески «счастье») в честь святителя
Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Вскоре Тихон
рукоположен во священники и несколько лет трудится в разных семинариях
преподавателем, инспектором и ректором. 19 октября 1897 г. Тихон был
хиротонисан во епископы. «Когда-то в дни ранней юности, епископское
служение представлялось мне - да и мне ли одному! - состоящим из
почета, поклонения, силы, власти, - говорил Тихон при наречении его в
епископы. - Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не
сила, почесть и власть, а дело, труд, подвиг».
Епископское служение св. Тихон начал в непростых условиях Варшавской
епархии. Раздоры между православными, католиками, униатами, между
поляками, русскими, литовцами и евреями веками отравляли жизнь в этом
крае. Тихону удалось за короткое время стать архиереем, примиряющим и
объединяющим всех благодатным зовом любящего сердца. Многие католики и
униаты под влиянием Тихона перешли в Православие. Общительный и
открытый, св. Тихон всюду был желанным гостем, всех располагал к себе.
Он старался завязать живые и прочные отношения с паствой и,
действительно, стал для нее «своим» архиереем. Поэтому когда пришла
весть, что Тихона переводят в далекую Америку, «весь край пришел в
смятение». Тысячи людей разных национальностей и вер со слезами
умоляли власти оставить его с ними. Даже евреи недоумевали, почему
забирают такого хорошего епископа.
В 1898
г. св. Тихон получает в управление кафедру Алеутскую и Аляскинскую в
США. Новая епархия во многом была еще не устроена, разбросана на
огромной территории, населенная разными народами. Владыка Тихон за 7 лет
укрепил врученную ему церковь. Им основан монастырь Святителя Тихона
Задонского в Пенсильвании, духовные семинарии в Миннеаполисе и
Кливленде, православные братства, новые храмы и приходы. Число
православных в США возросло до 400 тыс. человек. Это были люди разных
национальностей: русские, греки, сербы, креолы, алеуты, эскимосы,
индейцы. За свои труды в 1905 г. св. Тихон возведен в сан архиепископа.
В 1907 г. он созвал первый Собор Русской Православной Церкви в
Америке. В том же году Святитель отозван в Россию. Прощаясь с паствой,
св. Тихон призвал благословение на США и православных американцев:
«Прости и ты, страна сия! Для одних ты являешься отечеством, для других
ты дала приют, работу и достаток, иные на твоей вольной земле получили
свободу исповедовать правую веру. Да будет же благословенна страна
сия». В 1907 г. св. Тихон назначен архиепископом Ярославским и
Ростовским. В 1914 г. он - архиепископ Литовский и Виленский. В том же
году разразилась Первая мировая война. Виленская епархия оказалась в
прифронтовой зоне. Владыка Тихон старался всячески помочь русской
армии и страданиям мирных жителей. Положение на фронте и в стране,
однако, ухудшалось и, когда в 1917 г. св. Тихон был избран в
митрополиты Московские, в России началась революция и
братоубийственная война.
Февральский переворот и уничтожение монархии в России ускорили решение
Русской Православной Церкви созвать Поместный Собор - высший орган
церковной власти и управления, поскольку уже более 200 лет наша Церковь
оставалась без соборного управления, запрещенного Петром
I,
и все попытки организовать Собор не встречали одобрения у царской
власти. Кроме того, в Церкви за два века накопилось множество проблем и
вопросов, которые могли быть разрешены только соборным разумом. Среди
них - вопрос о восстановлении патриаршества. Далеко не все верующие
считали необходимым возрождение патриаршего чина, опасаясь усиления
клерикализма; другие предлагали не спешить. Но большинство склонялось к
мнению, которое высказал потом один из участников Собора: «В минуту
распада и уныния, когда вся Россия превращается в груду обломков и не
за что зацепиться, пусть Церковь сама за себя стоит и борется. Вместо
скипетра и короны крест и хоругвь да охранят наше святая святых. И
пусть во главе нас будет Патриарх - как символ того, что с падением
царской власти не пала Святая Русь и что не отказалась она от того, что
ей всего дороже в ее прошлом и бесконечно ценнее преходящего обаяния
внешней физической силы». Собор открылся в Москве 15 августа 1917 г.
на Успение Пресвятой Богородицы. Долго длились споры и обсуждения
вопроса о патриаршестве, но приход к власти большевиков, начало
гражданской войны, бои в Москве и нарастание гонений на Православие
ясно показали, что Церковь не может в такой обстановке обойтись без
объединяющей силы в лице Патриарха. Кому-то надлежало быть живым образом
Христовым для всех верующих. 5 ноября 1917 г. в торжественной обстановке
в храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха. Им стал св.
Тихон. «Ваша весть об избрании меня в Патриархи, - сказал он в тот
день, – является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач,
и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль.
Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне
патриаршем служении». Поставление в Патриархи состоялось в Успенском
соборе Кремля, изуродованного снарядами и пулями. Как первое
установление патриаршества на Руси в 1589 г. пришлось на годину
испытаний Смутного времени, так и возрождение древнего чина случилось в
грозные дни революции. Как в Смутное время Патриархи своим словом и
святостью противостояли злу и греху, так и в новую смуту Господь
поставил во главе Церкви святого.
Наступивший 1918 г. стал годом небывалых бедствий для России и для
Церкви. Советская власть развернула открытые и систематические гонения
на Православие, утверждая насилием атеизм, подвергая террору
духовенство, монахов и верующих, разрушая храмы и монастыри. Патриарх
Тихон обратился ко всем верующим с призывом встать на защиту
оскорбляемой и угнетаемой Церкви, противостоять ее врагам силой веры и
пострадать за дело Христово. 13(26) октября 1918 г. он направил
послание Совету Народных Комиссаров, в котором обратил к большевикам
пророчество Спасителя: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52) и
бесстрашно обличил новую власть в злодеяниях: «Вы разделили весь народ
на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по
жестокости братоубийство. Любовь ко Христу вы открыто заменили
ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду... Вы
обещали свободу... Великое благо – свобода, если она правильно
понимается как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в
произвол и своеволие». После этого выступления Патриарх был помещен под
домашний арест, и советская власть старалась максимально ограничить
влияние и авторитет Патриарха среди верующих и народа России. Его не
допускали до богослужений, не разрешали покидать Москву, порочили и
клеветали в прессе, оставляли без внимания его обращения,
организовали два покушения на его жизнь. С другой стороны, «белые»
разного толка желали привлечь Патриарха к себе и заставить его открыто
выступить с призывом к свержению советской власти. Святитель, как в свое
время Сам Христос, оказался перед тяжестью выбора между кесаревым и
Боговым. И, по образу Христа, св. Тихон сумел воздать «кесарево кесарю,
а Богово Богу". Не желая объявлять ту или иную часть своего народа
врагами и благословлять братоубийственную войну, св. Тихон непримиримо
выступал против всякого зла и греха, хотел не только внешне, но и по
существу избежать какого-либо вмешательства Церкви в политику и
гражданскую войну. Потому-то он не призывал к свержению большевиков,
отпевал и молился и за «красных», и за «белых», чтобы Христос вразумил
обе стороны и привел всю страну к покаянию. Быть верным только Христу
в обстановке, когда ненависть разделяла всех и каждого и оправдывала
всякий грех и насилие, невероятно тяжело и мучительно. С фотографий
Патриарха того времени смотрит на нас лицо мученика и печальника. К св.
Тихону со всех сторон продолжали поступать все новые и новые известия
об убийствах и казнях православных епископов, священников, монахов и
мирян, о разрушении храмов и монастырей, оскорблении и уничтожении
мощей святых, чудотворных икон. Русская Церковь рождалась как Церковь
святых-мучеников. От горя и печали, от безнадежности изменить
происходящее и от невозможности помочь беззащитным и страдающим можно
было бы впасть в уныние или взывать к мести. Но св. Тихон знал, что
«кровь мучеников - семя христиан». «Господь не перестает являть
милости Свои Русской Церкви, - обращается Патриарх к гонимым
христианам. - Он дает ей испытать себя и проверить свою преданность
Христу и Его заветам не во дни только внешнего благополучия, а и во дни
гонений. День ото дня все ярче сияет ее венец. Она по-апостольски в
тщету вменяет горечь своих страданий. «Блаженны вы, когда вас будут
поносить и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь»
(Мф. 5:11). Пусть слабостью кажется иным эта Святая незлобливость
Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской
вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной
человеческой привязанности к благам и удобствам земной жизни
христианских идеалов; пусть «невместимо» - «жестоко» кажется
обмирщенному пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за
Христа, - но мы умоляем вас, умоляем всех наших православных чад, не
отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина,
не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь
восхищения мирской славы или мщения. Не омрачайте подвига своего
христианского возвращением к такому пониманию защиты благополучия,
которое унизило бы Церковь и принизило бы вас до уровня действий ее
хулителей. Убереги, Господи, нашу православную Русь от такого ужаса».
Святитель призывал верующих не отвечать насилием на насилие: «Для
христианина идеал -Христос, не извлекавший меча в свою защиту, на кресте
молившийся за своих врагов. Даже если бы сердца наши разрывались от
горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к
родной земле, нам нельзя обратиться к мщению. Не мстите за себя,
возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Не губите в крови отмщения
свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром. Только на
камне сем – врачевании зла добром – созиждется нерушимая слава и величие
Церкви в русской земле».
Гражданская война, действия Советской власти и засуха привели в 1921
г. к жесточайшему голоду и эпидемиям, поразившим многие области
России. Патриарх Тихон призвал верующих Православной Церкви, другие
государства и народы помочь умирающим. Он благословил сдавать церковные
ценности и средства для покупки и доставки продовольствия и
медицинских средств. Для этого был образован Всероссийский церковный
комитет помощи голодающим. Однако, большевики не желали, чтобы
голодающие получали помощь, собранную Церковью. Добровольная сдача
церковного имущества, к которой призвал св. Тихон, была вредна властям,
ибо поднимала авторитет Церкви. Большевики решили организовать новую
волну гонений на Православие. Спровоцировав ряд столкновений,
большевики обвинили Церковь и Патриарха в контрреволюционной
деятельности, в сопротивлении сбору средств на помощь голодающим. 6(19)
марта 1922 г. лично товарищ Ленин санкционировал секретной директивой
начало гонений: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и
беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его
сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение
нескольких десятилетий...Чем большее число представителей реакционного
духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Летом
1922 г. Патриарх Тихон был арестован и подвергнут допросам. Собирались
организовать показательный процесс над духовенством и Патриархом. Пока
же Русская Церковь оставалась временно без руководства, при содействии
советской власти властолюбцы-либералы из числа духовенства организовали
так называемый «обновленческий» раскол внутри самой Церкви. Многие
архиереи, священники и миряне, видя свою обездоленность и не веря, что
Патриарх вернется к управлению, признали раскольников законной
церковной властью. Обновленцы объявили Патриарха низложенным и отменили
патриаршество как «монархический и контрреволюционный способ
руководства Церковью». Большевики ликовали. «Молитвы Тихона не дошли до
Бога, они перехвачены ГПУ», - писала «Правда». Суд над Патриархом
продолжался и должен был завершиться казнью Святителя. Однако, давление
западных стран, волнения среди верующих, известность и авторитет
Патриарха у народа не позволили осуществиться этому замыслу. Сам св.
Тихон тяжело переживал происходящее. С одной стороны, ему желанна была
мученическая кончина, но, с другой стороны, он видел, что без
патриаршего управления Церковь терпит крайние бедствия и внутренние
раздоры. 16 июня 1923 г. он с нелегким сердцем подписал заявление, в
котором говорил: «Я действительно был настроен к Советской власти
враждебно... Признавая правильность решения суда о привлечении меня к
уголовной ответственности за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь
в своих поступках против государственного строя... При этом я заявляю,
что я отныне Советской власти не враг...» Патриарх был отпущен, но
остался под строгим наблюдением ГПУ. Не все поняли и приняли этот
поступок Патриарха. Сам он объяснил его так: «Пусть погибнет имя мое в
истории, только бы Церкви была польза».
Первым
делом Патриарх призвал к уврачеванию раскола и покаянию. Многие
раскольники вернулись в лоно Православной Церкви. Это вызвало
беспокойство властей. Они старались всячески парализовать деятельность
Патриарха по восстановлению церковного мира. «Я ведь только считаюсь на
свободе, а ничего делать не могу», - с горечью признавался Святитель.
ГПУ организовало третье покушение на жизнь Патриарха, но без успеха.
Последний год жизни св. Тихон жил в Донском монастыре. Сюда к нему со
всей страны приходили верующие. «Спокойный, умный, ласковый, – писал
один очевидец, – широко сострадательный, очень просто одетый, без
всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх
лишен пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей,
рабочих и крестьян, которые приходят к нему. В нем под образом слабости
угадывается крепкая воля и непоколебимая вера. Постоянные изъявления
сочувствия и преданности, которые он получает со всех концов России,
делают его сильным и терпеливым». Св. Тихон продолжает заступаться за
Церковь и невинно страдающих перед властями. Власти взамен требовали
различных уступок. Делая эти уступки, Патриарх все больше убеждается,
что предел требований Советской власти лежит за границей верности
Христу и Церкви. Однако, он не оставляет трудов и надежды. «Умереть
нынче немудрено, нынче труднее научиться, как жить», - говорил он.
В
начале 1925 г. Патриарх серьезно заболел и 25 марта (7 апреля) в день
Благовещения Пресвятой Богородицы скончался. Последними его словами
были: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Действительно, Русская
Церковь скоро вошла в новую полосу испытаний и бедствий, но - уже без
святого Патриарха.
9
октября 1989 г. Святитель Тихон причислен к лику святых. Память его
совершается в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
|