НЕ РАЗЛУЧАЙТЕ НАС С БОГОМ
Святитель Григорий Палама и его учение о Божественных энергиях
Православие - это общение Бога и человека в любви.
Без реальности такого общения нет спасения. Поэтому Церковь всегда
защищала чистоту и действительность Богообщения от всех еретических
попыток разорвать связь человека с Богом.
Во второе воскресенье Великого поста Церковь празднует память св.
Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. И это не случайно, ибо
Великий пост - время усердного приготовления христиан к встрече
Воскресения Христова, которое есть совершенное деяние Божией любви.
Великий пост - восстановление в покаянии действительного и несомненного
общения человека со Христом. В далеком XIV веке св. Григорий отстаивал
- и своим богословием, и своей жизнью, - действительную возможность
человека стать причастником Божественной природы, защищал надежду на
открытость и реальность любви Христовой к человеку.
Родился св. Григорий около 1296 года в семье византийского чиновника.
Осиротев, он был взят на воспитание в дом императора Андроника II
Палеолога. Талантливый юноша получил глубокое образование, особенно в
философии и богословии, однако всегда считал, что светским наукам
хорошо посвящать себя в юности, но усыхать в них до старости – вредно
для души. Самому Паламе пришлось всю жизнь заниматься и философией, и
богословием. В 20 лет он удалился на гору Афон и стал монахом. Григорий
вел строгую жизнь и совершенствовался в «священном безмолвии» (исихии)
- особом роде молитвы. С 1334 года он начинает писать богословские
труды. Палама так и хотел провести всю свою жизнь - в тишине и
уединении, но случилось иначе.
Греческий монах Варлаам из Калабрии (Южная Италия), придававший
чрезмерное значение рационалистической науке и философии, для
оправдания своего рационализма стал широко распространять учение о том,
что Бог вовсе непознаваем и недоступен человеку, что все наши знания о
Боге - домыслы и гипотезы, что вера и разум совершенно противоположны
друг другу. Но главное, Варлаам усомнился в действительности общения
Бога с человеком. Бог так неприступен, что не может никак сообщать Себя
человеку. Между Ним и человеком Варлаам видел только бездну, через
которую невозможно никакое общение.
Когда Варлаам побывал на Афоне и узнал о том, что некоторые монахи
удостаивались видения Божественного света, который они считали
нетварным Фаворским светом, таким же, как свет Преображения Христова.
Варлаам, не веря вообще в возможность видения Бога, обвинил монахов в
ереси и заявил, что ничего они не видят, кроме своих галлюцинаций или, в
лучшем случае, мысленных образов.
Св. Григорий сразу же понял, что Варлаам посягает на самое дорогое и
сокровенное в Православии - на достоверность и реальность христианского
опыта Богообщения. Палама сначала попытался лично убедить Варлаама
оставить свое заблуждение, но в ответ Варлаам обрушился на него с
гневной критикой, обвинив самого Григория в ереси и невежестве.
Григорий был вынужден вступить в долгий богословский спор с Варлаамом и
его сторонниками, написал несколько богословских сочинений (самое
главное из них - «Триады в защиту священно-безмолствующих»), в которых
впервые раскрыл и развил православное учение об энергиях Божиих.
В общих чертах учение Паламы и ересь Варлаама сводились к следующему.
Варлаам считал, что Фаворский свет, виденный апостолами во время
Преображения Христова и созерцаемый подвижниками на высоте молитвенного
восхождения, есть тварный, вещественный свет или же просто мысленный
образ; что этот свет не есть энергия Божия, которая истекала бы из
сущности Божией и была бы сама божественной. Существо Бога непостижимо
и недоступно человеку, а если энергия - божественна, то Бог оказывается
делим - на сущность и энергию, что есть явное двубожие и ересь. С Богом
общаться можно только посредством мысли, науки и знания, через
гипотезы о Нем, а не с Ним Самим. Никакого более полного и реального
общения с Богом быть не может.
На эти хитросплетения Палама отвечал, что свет Фаворский не есть ни сама
сущность Божия (она не может быть сообщима человеку), ни тварное
вещество (тогда бы человек спасался и обоживался сам через себя, т.е. не
спасался бы вовсе), но присносущная энергия сущности Божией, отличная от
самой сущности, но неотделимая от нее. Энергия не вносит в Божество
никакого разделения, ибо сущность остается сама собой как носительница
энергий. Переходя к твари и освящая ее, энергия сама не становится
тварной, но остается неотделимой от Бога, т.е. остается Самим Богом.
Всякая энергия и все энергии вместе суть Сам Бог, но Сам Бог не есть
только Его энергии. Если сущность Бога не может быть сообщена человеку,
то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, от крывается
ему как Любовь. Поэтому возможно и должно быть всецелое общение Бога и
человека Оно ведет к преображению всего человека - и его разума, и
мысли, и воли, и чувства, и тела. Человек по сущности никогда не
станет Богом, ибо он - тварное существо. Но человеку сообщима энергия
Божия, которая есть Сам Бог, и поэтому человек может и должен стать
богом, но богом по причастию к Богу, а не по существу. Наш Господь
щедр, Он отдает нам не что-то от Себя, не всего Самого Себя, и только
поэтому мы и живем, и спасаемся. Все сложнейшее богословское учение
Паламы только и создавалось им для того, чтобы показать таинственную и
чудесную реальность преображающей любви Божией к человеку и
человеческой любви к Богу. Для него важны были не сами доказательства,
относительную силу которых он сам прекрасно сознавал, но утверждение
действительного общения Бога с человеком.
Варлаам же посягал
расторгнуть это общение и сделать его иллюзорным. Борьба шла не между
двумя учеными монахами по отвлеченному богословскому вопросу, но между
двумя образами жизни, один из которых вел человека к замыканию в самом
себе и вечной одинокой смерти, другой - к любви и спасению. Учение св.
Григория не сразу поняли и приняли даже многие православные того времени
(некоторые спорят о нем и до сего дня), не говоря уже о еретиках.
Многим оно казалось слишком смелым и безумным. В ту эпоху многие верили,
что все тайны Откровения Божия уже раскрыты и ничего нового нам уже в
них не рассмотреть. Оттого св. Григория не раз обвиняли в дерзости, в
нововведениях, в ереси, не раз ссылали, судили и отправляли в тюрьму.
Однако, Господь вновь посрамил мудрое мира сего божественным безумием.
Учение св. Григория об энергиях Божиих было признано учением Церкви на
соборах в Константинополе в 1341 и 1351 годах, поддержано монахами
Афона, святыми патриархами Константинопольскими Филофеем и Георгием
Схоларием, богословами св. Марком Эфесским, святыми Нилом и Николаем
Кавасилами, императором – богословом Иоанном Кантакузеном,
подтверждено всем духовным опытом Православной Церкви. Вскоре после
кончины Паламы (14 ноября 1359 г.) на соборе в Константинополе в 1368
г. он был причислен к лику святых.
Второе воскресенье Великого поста стало днем памяти св. Григория Паламы
в вечное напоминание нам о том, что человек живет любовью Божией,
всецелым общением со Христом. Утверждением действительности и полноты
этого общения живет и само Православие.
М.А. Прасолов
|