ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первое воскресенье Великого поста
называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь
вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление
иконопочитания. Сегодня Церковь особым чином порицает и отрицает
всякую ересь и всякое заблуждение, грех, ложь и неправду, которые
прокрадываются в историческую и общественную реальность христианства.
Вместе с тем мы прославляем истину, открытую в почитании св. икон и
утверждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св.
Писании, сотворен человек, каждый из нас.
Думая о Торжестве Православия и совершая благолепный чин Торжества, мы
часто склонны предаваться погружению в историческую память, вспоминать
великие события и победы, облекать эти воспоминания во все доступные
формы церковной торжественности.
Все это нужно, и даже необходимо. Однако следует помнить, что наше
нынешнее торжество – это не только почитание церковной традиции,
которая берет свое начало с середины IX века. В этот день происходит
нечто более глубокое и важное, чем лишь историческая память. Красота и
благолепие богослужения этого дня напоминают нам о той реальности,
которая незримо совершается в Церкви Божией с самого момента ее
существования или, лучше сказать, с момента Боговоплощения, с тех пор,
как в пустыне иорданской и на горах палестинских зазвучала проповедь
Евангелия, призыв войти в Царство Божие, с того момента, когда Царство
Божие во всей полноте и силе вошло в земную жизнь. Именно тогда
началось торжество победы истины над ложью, добра над злом, тогда,
когда Богочеловек Христос трижды подвергся искушению в пустыне от
диавола и победил его. В то время многие, услышав божественный призыв в
Царство Божие, покаялись, сумели победить себя, изменить и стать
святыми. Тогда, когда Христос на кресте воскликнул: «совершилось» и ввел
в Царство Божие разбойника благоразумного. Именно в этом заключается
торжество Православия или, лучше сказать, торжество Христианства. И
эта победа всегда совершается в Церкви в каждом из нас, кто стремится
ко изменению себя, ко спасению. Происходит это зачастую незримо даже в
те моменты, когда истина гонима и попираема, когда кажется будто в мире
сем торжествует зло. И Святая Церковь, собирая нас вместе в этот день,
являет ту реальность, которая порой невидима, сокрыта от иных очей,
показывает красоту или, вернее сказать, доброту и лепоту, в которую «облечеся
Господь», и тем самым укрепляет нас в наших трудах на нашем нелегком
жизненном пути. Ведь всякий стремящийся ко спасению не имеет права
надеяться на спокойную жизнь здесь, на земле. «В мире скорбны будете, -
сказал некогда Христос, - но Я победил мир». И мы должны побеждать мир,
преодолевать те искушения, которых нам не избежать и не обойти, а можно
преодолеть, но только лишь с помощью Божией, и эта всепобеждающая Божия
поддержка подается нам в Церкви через ее богослужения и молитвы, через
общение друг с другом и святыми.
Царство Божие трудом берется, и тот, кто трудится, входит в него. Об
этом говорит Господь. И мы в дни Великого поста вступили на путь этого
подвига. Но Господь в прощальной беседе с учениками учил их: «Истинно,
истинно говорю вам, вы восплачете и возжаждете, а мир возрадуется, вы
печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает,
терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже
не помнит скорбь от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы
теперь имеете печаль, но я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и
радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20-22).
Эту радость мы ожидаем, к ней стремимся, и она открывается нам и здесь,
на земле. Радость общения с Богом, красоту Царства Небесного являет
нам Св. Церковь своим богослужением, молитвенным восторгом, который
открывается нам во всей полноте прежде всего в Божественной Литургии, в
таинстве Евхаристии, где мы снова и снова встречаемся с Богом, как бы
приступая, по словам апостола Павла, к Сионской горе...
Вот почему все в Церкви: слова, чтения, песнопения, священнодействия,
иконы, колокольный звон - не просто детали религиозного церемониала, не
только ритуал, но явление и изображение той небесной красоты, которую
мы называем Царством Божиим. Оно входит в нашу бытийность уже здесь на
земле, где мы готовимся войти в Него и бесконечно торжествовать с Богом
и святыми.
Совершая чин Торжества, Св. Церковь помогает нам обрести опыт Царства
Небесного, опыт непрерывного торжества, радости и восторга в Нем. Не
случайно эта служба совершается именно в дни Великого поста, дни
подвига воздержания и молитвы, дни особого покаяния. Церковь укрепляет
нас, показывая то, что ожидает нас впереди. Если мы до конца будем
верными Богу, сохраним правую веру в Него, пребудем в этом
спасительном ковчеге, в Церкви Христовой, побеждая в себе всякий грех,
всякое разделение, ложь и неправду, то радость Торжества будет
неотъемлемой частью нашей природы, свойством нашей бессмертной души,
нашим состоянием, а это и есть Царство Божие, пришедшее неприметным
образом, то Царство Божие, о котором св. апостол говорит: «Царство
Божие и радость о Духе Святом».
Аминь.
Протоиерей Василий Попов
|