главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Во имя Отца и Сына и Свято­го Духа!

Первое воскресенье Велико­го поста называется неделей Торжества Православия. В этот день Св. Церковь вспоминает свою победу над иконоборческой ересью и восстановление иконо­почитания. Сегодня Церковь осо­бым чином порицает и отрицает всякую ересь и всякое заблужде­ние, грех, ложь и неправду, ко­торые прокрадываются в историческую и общественную реаль­ность христианства. Вместе с тем мы прославляем истину, откры­тую в почитании св. икон и утвер­ждаем святость образа Божия, по которому, как сказано в Св. Пи­сании, сотворен человек, каждый из нас.

Думая о Торжестве Правосла­вия и совершая благолепный чин Торжества, мы часто склонны предаваться погружению в исто­рическую память, вспоминать ве­ликие события и победы, обле­кать эти воспоминания во все до­ступные формы церковной тор­жественности.

Все это нужно, и даже необ­ходимо. Однако следует помнить, что наше нынешнее торжество – это не только почитание церков­ной традиции, которая берет свое начало с середины IX века. В этот день происходит нечто более глубокое и важное, чем лишь исто­рическая память. Красота и бла­голепие богослужения этого дня напоминают нам о той реальнос­ти, которая незримо совершает­ся в Церкви Божией с самого мо­мента ее существования или, луч­ше сказать, с момента Боговоп­лощения, с тех пор, как в пусты­не иорданской и на горах палес­тинских зазвучала проповедь Евангелия, призыв войти в Цар­ство Божие, с того момента, ког­да Царство Божие во всей пол­ноте и силе вошло в земную жизнь. Именно тогда началось торжество победы истины над ло­жью, добра над злом, тогда, когда Богочеловек Христос трижды подвергся искушению в пустыне от диавола и победил его. В то время многие, услышав боже­ственный призыв в Царство Бо­жие, покаялись, сумели победить себя, изменить и стать святыми. Тогда, когда Христос на кресте воскликнул: «совершилось» и ввел в Царство Божие разбойни­ка благоразумного. Именно в этом заключается торжество Пра­вославия или, лучше сказать, тор­жество Христианства. И эта по­беда всегда совершается в Цер­кви в каждом из нас, кто стре­мится ко изменению себя, ко спа­сению. Происходит это зачастую незримо даже в те моменты, ког­да истина гонима и попираема, когда кажется будто в мире сем торжествует зло. И Святая Церковь, собирая нас вместе в этот день, являет ту реальность, которая порой невидима, сокрыта от иных очей, показывает красоту или, вернее сказать, доброту и лепо­ту, в которую «облечеся Господь», и тем самым укрепляет нас в на­ших трудах на нашем нелегком жизненном пути. Ведь всякий стремящийся ко спасению не имеет права надеяться на спо­койную жизнь здесь, на земле. «В мире скорбны будете, - сказал некогда Христос, - но Я победил мир». И мы должны побеждать мир, преодолевать те искушения, которых нам не избежать и не обойти, а можно преодолеть, но только лишь с помощью Божией, и эта всепобеждающая Божия поддержка подается нам в Церк­ви через ее богослужения и мо­литвы, через общение друг с дру­гом и святыми.

Царство Божие трудом берет­ся, и тот, кто трудится, входит в него. Об этом говорит Господь. И мы в дни Великого поста вступи­ли на путь этого подвига. Но Гос­подь в прощальной беседе с уче­никами учил их: «Истинно, истин­но говорю вам, вы восплачете и возжаждете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но ког­да родит младенца, уже не помнит скорбь от радости, потому что ро­дился человек в мир. Так и вы те­перь имеете печаль, но я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 20-22).

Эту радость мы ожидаем, к ней стремимся, и она открыва­ется нам и здесь, на зем­ле. Радость общения с Бо­гом, красоту Царства Не­бесного являет нам Св. Цер­ковь своим бо­гослужением, молитвенным восторгом, ко­торый откры­вается нам во всей полноте прежде всего в Божественной Литургии, в таинстве Евхаристии, где мы снова и снова встречаем­ся с Богом, как бы приступая, по словам апостола Павла, к Сион­ской горе...

Вот почему все в Церкви: сло­ва, чтения, песнопения, священ­нодействия, иконы, колокольный звон - не просто детали религи­озного церемониала, не только ритуал, но явление и изображе­ние той небесной красоты, которую мы называем Царством Божиим. Оно входит в нашу бытийность уже здесь на земле, где мы готовимся войти в Него и беско­нечно торжествовать с Богом и святыми.

Совершая чин Торжества, Св. Церковь помогает нам обрести опыт Царства Небесного, опыт непрерывного торжества, радо­сти и восторга в Нем. Не случай­но эта служба совершается имен­но в дни Великого поста, дни подвига воздержания и молитвы, дни особого покаяния. Церковь укрепляет нас, показывая то, что ожидает нас впереди. Если мы до конца будем верными Богу, со­храним правую веру в Него, пре­будем в этом спасительном ков­чеге, в Церкви Христовой, побеж­дая в себе всякий грех, всякое разделение, ложь и неправду, то радость Торжества будет неотъемлемой частью нашей природы, свойством нашей бес­смертной души, нашим состояни­ем, а это и есть Царство Божие, пришедшее неприметным обра­зом, то Царство Божие, о кото­ром св. апостол говорит: «Цар­ство Божие и радость о Духе Свя­том».

 Аминь.

Протоиерей Василий Попов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии