РАСПЯТОЕ КОСОВО
Восстанет народ на народ, и царство на царство.
Евангелие от Матфея 24, 7
Отвергаем любую тенденцию к национализму или
расизму,
стремящемуся изменить Православную Экклезиологию.
Соборное рождественское послание Предстоятелей всех Православных
Церквей
Косово - древняя и многострадальная земля.
Изначально заселенная племенами фракийцев и иллирийцев (предки
албанцев), в V-VI вв. она была захвачена славянами. В VIII – XII вв.
Косово -ядро Сербского государства. Здесь же был центр церковной жизни
сербов. В городах Рас и Призрен возникли первые епархии, а город Печ был
резиденцией сербского Патриарха (с 1346 г.). На косовской земле
подвизались многие сербские святые (Савва Сербский,
Стефан Первовенчанный и др.) и расположены святыни сербов: монастыри
Студеницы, Грачаница, Дечаны, Жича (всего более 1400 храмов и
обителей). В ХIV-ХV
вв. Сербия была захвачена Османской империей. Турки-мусульмане в
XVI-XVIII вв. вытесняли сербов из Косово и край заселили албанцы,
которые ранее исповедовали христианство, но под давлением турок почти
все перешли в ислам. В XIX в. народы Балканского полуострова в ходе
серии освободительных войн и восстаний добились независимости от Турции.
Свободу они обрели в эпоху полного господства в Европе идеологии
национализма. С тех пор националистический принцип «один народ - одно
государство – одна территория» является определяющим в политике
балканских стран. Пока порабощенные народы боролись с турками, их
национализм имел какое-то оправдание. Но вскоре он показал свое
истинное лицо и стал причиной яростной вражды между новыми
государствами. Возникли видения «великой Болгарии», «великой Сербии»,
«великой Румынии»... В условиях этнически пестрых Балкан национализм
породил много бедствий, в их числе и косовский кризис.
До 1913 г. Косово оставалось под властью Турции. В том же году Сербия,
Черногория, Болгария и Греция (их поддержали албанцы мощным восстанием
1912 г.) нанесли поражение туркам и решили поделить между собой всю
Албанию. Но вмешались действительно великие державы - Англия, Франция,
Россия и Австро-Венгрия, - которые имели на Балканах свои интересы.
Албанцы же требовали создания собственного национального государства,
включавшего и Косово. В итоге пошли на компромисс: создали независимую
Албанию, а Косово отдали Сербии и Черногории. Албанский народ оказался
разделенным и возмечтал о национально однородной «великой Албании». С
1918 г. Югославия повела изнурительную борьбу с косовскими албанцами,
изгоняя их в Турцию и поощряя заселение края сербами и черногорцами,
но - без особого успеха. В коммунистической Югославии Косово получило
статус автономии и по Конституции 1974 г.
имело большую самостоятельность. Широкая автономия подтолкнула процесс
развития националистических идей у албанцев. Кроме того, албанцы уже
составили большинство населения края: из 1,5 млн. чел. на их долю
приходилось 90%. Когда Югославия стала распадаться, правительство С.
Милошевича в 1989 г. лишило край автономии. Албанцы ответили созданием
Освободительной Армии Косове (ОАК) и повели открытую борьбу за
отделение от Югославии и присоединение к Албании. Сербы тоже ответили
насилием. Первая попытка удержать Косово силой была предпринята сербами
в 1998 г., но она не удалась. ОАК продолжала партизанскую войну и
террор. Сербы перешли к обычной тактике борьбы с партизанами - к
массовым изгнаниям населения и ответному террору. Дипломатическое
вмешательство России, США и стран НАТО не смогло остановить конфликт. В
марте 1999 г. сербы начали новую операцию, преследуя две цели:
уничтожение ОАК и изменение этнического баланса в Косово путем
выселения албанцев. В результате почти 90% албанцев бежали из Косово
(900 тыс. чел.), более 4,5 тыс. было убито. Пользуясь случаем, НАТО
вмешалось и в конце марта нанесло военные удары по Сербии и Косово, не
прекращавшиеся даже на Пасху, а затем оккупировало край, создав
«миротворческие» силы (КФОР).
С уходом сербской армии и полиции и с возвращением ОАК край погрузился в
полный хаос. Косоварские сербы, цыгане, турки, неугодные албанцы
подверглись жестокой дискриминации и террору со стороны албанских
экстремистов. Убиты и похищены свыше 1400 сербов и десятки цыган.
Изгнаны и превратились в беженцев 180 тыс. сербов, тысячи цыган,
турок, черногорцев и албанцев.
Для национализма никакая религия не является святыней. Сербские
полицейские и солдаты грабили, изгоняли и убивали мусульман-албанцев,
мусульман-славян и славян-католиков, не говоря уже о том, что убивали
без различия пола и возраста. Известны случаи, когда они вырезали
кресты на телах убитых. Теперь албанцы из ОАК преследуют сербов. Они
разрушили и осквернили свыше 80 православных храмов и монастырей,
оскорбили мощи святых, изуродовали и уничтожили иконы, фрески, многие
из которых созданы еще в XIV – XVI вв. Насилию подвергаются и католики,
и славяне-мусульмане, и цыгане, и албанцы, не угодные новому режиму.
В ходе войны и натовских бомбежек почти все города и села края разорены,
тысячи домов сожжены и разграблены. В Косово воцарилась ненависть,
беззаконие и запустение. «Миротворцы» не в состоянии изменить ситуацию
или прямо потворствуют ОАК.
Для нас особенно важно услышать мнение Сербской Православной Церкви,
которая сегодня несет крест страданий и гонений в Косово. Епископ
Рашко-Призренский Артемий, пастырь православных косоваров, считает, что
главную вину за происходящее несет режим Милошевича, который принес веру
и христиан Косова в жертву национализму, только бы удержать власть в
Югославии в руках своей семьи. Развязав войну и спровоцировав НАТО на
агрессию, Милошевич бросил православных сербов и мирных жителей края
на растерзание экстремистов. Со своей стороны, НАТО преследует цели,
ничего общего не имеющие с интересами какого-либо народа или религии -
показать миру свою власть над ним и создать «новый мировой порядок
«Единственный выход из положения, - полагает еп. Артемий, -
нейтрализация экстремистов с албанской и с сербской стороны. Но кто
этим займется?»
Патриарх Сербский Павел также заявил, что «в Косово не будет правды и
мира до тех пор, пока одно зло меняют на другое». Патриарх обратился с
призывом к США и НАТО остановить террор и разрушение христианских
святынь. Священный Синод Сербской Церкви призвал всех православных
сербов во время Великого поста молиться о покаянии и о свободе мнения.
Синод и Патриарх обеспокоены ухудшением ситуации в Сербии (разорение,
нищета, изоляция страны, нарушение свободы граждан). Уже неоднократно
Сербская Церковь и ее Предстоятель выступали с резкой критикой и прямым
осуждением авторитарного националистического режима Милошевича,
который подвел страну к краю гибели. Кроме того, православное
духовенство Сербии беспокоится о духовном состоянии самого сербского
народа. Вспомним, что во время натовских налетов на Белград многие его
жители предпочитали грабить магазины «Макдональдс» и слушать
рок-концерты, чем молитвенно призывать милость и помощь Божию.
Спустя 2000 лет от Рождества Христова в центре христианской Европы
возник край торжествующего, совершенно языческого национализма, где ради
борьбы за «целостность государства», за «культурную самобытность», за
«мир и гуманность» попираются все заповеди Христовы ,распинается еще и
еще раз Сам Христос. Там многие возлюбили свой народ до полного
презрения ко Христу и вот - «земля сия полна крови» (Иез. 9:9), «земля
их полна грехами» (Иер. 51:5) и «сделалась земля ваша пустыней» (Иер.
44:22). Но грехи этой «земли неочищенной» (Иез. 24:24) искупают
страдания православных христиан и невинно преследуемых и убиваемых
беззащитных жителей края Косово и Метохии, как все грехи мира
искупаются невинной Жертвой Христовой. Православные христиане, те, что
православные не только по имени, выше всех «национализмов» и
«гуманизмов». Православная семинария во имя святых Кирилла и Мефодия в
Призрене спасает от террора, голода и нищеты более 1000 человек. Тут и
сербы, и албанцы, и турки, и цыгане, и мусульмане, и православные, и
католики. Монахи косовских монастырей дают приют и помощь беженцам и
гонимым, не различая их национальности и веры, молятся и за врагов
своих.
Наше мученичество в Косово - наш крест, но Крестом побеждено зло мира
сего, и Христос торжествует победу даже в краю «торжествующего»
национализма.
|