главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


РАСПЯТОЕ КОСОВО

Восстанет народ на народ, и царство на царство.
Евангелие от Матфея 24, 7

Отвергаем любую тенденцию к нацио­нализму или расизму,
стремящемуся из­менить Православную Экклезиологию.
Соборное рождественское послание Предстоятелей всех Православных Церквей
 

Косово - древняя и много­страдальная земля.

Изначально заселенная племенами фракийцев и илли­рийцев (предки албанцев), в V-VI вв. она была захвачена сла­вянами. В VIII – XII вв. Косово -ядро Сербского государства. Здесь же был центр церковной жизни сербов. В городах Рас и Призрен возникли первые епархии, а город Печ был резиденцией сербского Патриар­ха (с 1346 г.). На косовской земле подвизались многие сер­бские святые (Савва Сербский, Стефан Первовенчанный и др.) и расположены святыни сер­бов: монастыри Студеницы, Грачаница, Дечаны, Жича (все­го более 1400 храмов и обите­лей). В ХIVV вв. Сербия была захвачена Османской импери­ей. Турки-мусульмане в XVI-XVIII вв. вытесняли сербов из Косово и край заселили албан­цы, которые ранее исповедо­вали христианство, но под дав­лением турок почти все пере­шли в ислам. В XIX в. народы Балканского полуострова в ходе серии освободительных войн и восстаний добились независимости от Турции. Свобо­ду они обрели в эпоху полного господства в Европе идеологии национализма. С тех пор наци­оналистический принцип «один народ - одно государство – одна территория» является оп­ределяющим в политике бал­канских стран. Пока порабо­щенные народы боролись с турками, их национализм имел какое-то оправдание. Но вско­ре он показал свое истинное лицо и стал причиной яростной вражды между новыми государ­ствами. Возникли видения «ве­ликой Болгарии», «великой Сербии», «великой Румынии»... В условиях этнически пестрых Балкан национализм породил много бедствий, в их числе и косовский кризис.

До 1913 г. Косово остава­лось под властью Турции. В том же году Сербия, Черногория, Болгария и Греция (их поддер­жали албанцы мощным восстанием 1912 г.) нанесли пораже­ние туркам и решили поделить между собой всю Албанию. Но вмешались действительно ве­ликие державы - Англия, Франция, Россия и Австро-Венгрия, - которые имели на Балканах свои интересы. Албанцы же требовали создания собствен­ного национального государ­ства, включавшего и Косово. В итоге пошли на компромисс: со­здали независимую Албанию, а Косово отдали Сербии и Черно­гории. Албанский народ оказал­ся разделенным и возмечтал о национально однородной «великой Албании». С 1918 г. Югосла­вия повела изнурительную борь­бу с косовскими албанцами, из­гоняя их в Турцию и поощряя за­селение края сербами и черно­горцами, но - без особого успе­ха. В коммунистической Югосла­вии Косово получило статус ав­тономии и по Конституции 1974 г.

имело большую самостоятель­ность. Широкая автономия под­толкнула процесс развития наци­оналистических идей у албанцев. Кроме того, албанцы уже соста­вили большинство населения края: из 1,5 млн. чел. на их долю приходилось 90%. Когда Югосла­вия стала распадаться, прави­тельство С. Милошевича в 1989 г. лишило край автономии. Ал­банцы ответили созданием Ос­вободительной Армии Косове (ОАК) и повели открытую борьбу за отделение от Югославии и присоединение к Албании. Сер­бы тоже ответили насилием. Пер­вая попытка удержать Косово силой была предпринята сербами в 1998 г., но она не удалась. ОАК продолжала партизанскую войну и террор. Сербы перешли к обычной тактике борь­бы с партизанами - к массовым изгнаниям населения и ответному террору. Дипломатичес­кое вмешательство Рос­сии, США и стран НАТО не смогло остановить конфликт. В марте 1999 г. сербы начали новую операцию, преследуя две цели: уничтожение ОАК и изменение этни­ческого баланса в Косо­во путем выселения ал­банцев. В результате почти 90% албанцев бежали из Косово (900 тыс. чел.), более 4,5 тыс. было убито. Пользуясь случаем, НАТО вмешалось и в конце марта на­несло военные удары по Сербии и Косово, не прекращавшиеся даже на Пасху, а затем оккупи­ровало край, создав «миротвор­ческие» силы (КФОР).
С уходом сербской армии и полиции и с возвращением ОАК край погрузился в полный хаос. Косоварские сербы, цыгане, тур­ки, неугодные албанцы подвер­глись жестокой дискриминации и террору со стороны албанских экстремистов. Убиты и похище­ны свыше 1400 сербов и десят­ки цыган. Изгнаны и преврати­лись в беженцев 180 тыс. сер­бов, тысячи цыган, турок, чер­ногорцев и албанцев.

Для национализма никакая религия не является святыней. Сербские полицейские и солда­ты грабили, изгоняли и убивали мусульман-албан­цев, мусульман-славян и славян-католиков, не го­воря уже о том, что убивали без различия пола и возраста. Извест­ны случаи, когда они вырезали кресты на телах убитых. Теперь албанцы из ОАК преследуют сер­бов. Они разрушили и осквер­нили свыше 80 православных храмов и монастырей, оскорби­ли мощи святых, изуродовали и уничтожили иконы, фрески, мно­гие из которых созданы еще в XIV – XVI вв. Насилию подвергают­ся и католики, и славяне-мусуль­мане, и цыгане, и албанцы, не угодные новому режиму.

В ходе войны и натовских бомбежек почти все города и села края разорены, тысячи до­мов сожжены и разграблены. В Косово воцарилась ненависть, беззаконие и запустение. «Ми­ротворцы» не в состоянии из­менить ситуацию или прямо по­творствуют ОАК.

Для нас особенно важно ус­лышать мнение Сербской Пра­вославной Церкви, которая се­годня несет крест страданий и гонений в Косово. Епископ Рашко-Призренский Артемий, пас­тырь православных косоваров, считает, что главную вину за происходящее несет режим Милошевича, который принес веру и христиан Косова в жертву на­ционализму, только бы удержать власть в Югославии в руках сво­ей семьи. Развязав вой­ну и спровоцировав НАТО на агрессию, Ми­лошевич бросил право­славных сербов и мир­ных жителей края на ра­стерзание экстремис­тов. Со своей стороны, НАТО преследует цели, ничего общего не име­ющие с интересами ка­кого-либо народа или религии - показать миру свою власть над ним и создать «новый мировой порядок

«Единственный выход из поло­жения, - полагает еп. Артемий, - нейтрализация экстремистов с албанской и с сербской сто­роны. Но кто этим займется?»

Патриарх Сербский Павел также заявил, что «в Косово не будет правды и мира до тех пор, пока одно зло меняют на дру­гое». Патриарх обратился с при­зывом к США и НАТО остано­вить террор и разрушение хри­стианских святынь. Священный Синод Сербской Церкви при­звал всех православных сербов во время Великого поста мо­литься о покаянии и о свободе мнения. Синод и Патриарх обес­покоены ухудшением ситуации в Сербии (разорение, нищета, изоляция страны, нарушение свободы граждан). Уже неоднок­ратно Сербская Церковь и ее Предстоятель выступали с рез­кой критикой и прямым осужде­нием авторитарного националистического режима Милошеви­ча, который подвел страну к краю гибели. Кроме того, пра­вославное духовенство Сербии беспокоится о духовном состо­янии самого сербского народа. Вспомним, что во время натов­ских налетов на Белград мно­гие его жители предпочитали грабить магазины «Макдо­нальдс» и слушать рок-концер­ты, чем молитвенно призывать милость и помощь Божию.

Спустя 2000 лет от Рожде­ства Христова в центре хрис­тианской Европы возник край торжествующего, совершенно языческого национализма, где ради борьбы за «целостность государства», за «культурную самобытность», за «мир и гу­манность» попираются все за­поведи Христовы ,распинается еще и еще раз Сам Христос. Там многие возлюбили свой народ до полного презрения ко Христу и вот - «земля сия пол­на крови» (Иез. 9:9), «земля их полна грехами» (Иер. 51:5) и «сделалась земля ваша пусты­ней» (Иер. 44:22). Но грехи этой «земли неочищенной» (Иез. 24:24) искупают страдания православных христиан и невинно преследуемых и убиваемых беззащитных жителей края Ко­сово и Метохии, как все грехи мира искупаются невинной Жертвой Христовой. Право­славные христиане, те, что пра­вославные не только по име­ни, выше всех «национализмов» и «гуманизмов». Православная семинария во имя святых Ки­рилла и Мефодия в Призрене спасает от террора, голода и нищеты более 1000 человек. Тут и сербы, и албанцы, и тур­ки, и цыгане, и мусульмане, и православные, и католики. Мо­нахи косовских монастырей дают приют и помощь бежен­цам и гонимым, не различая их национальности и веры, молят­ся и за врагов своих.

Наше мученичество в Косо­во - наш крест, но Крестом по­беждено зло мира сего, и Хри­стос торжествует победу даже в краю «торжествующего» национализма.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии