главная

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ

ГОРОДСКИЕ

БЛАГОЧИНИЯ АВТОРСКИЕ

"ЦЕРКОВНОЕ СЛОВО"

Возлюбленный ученик владыки Николая (Велимировича) о. Иустин Попович, прославленный ныне в Сербии как святой Иустин Челийский, написал в 1961 году, в день пятой годовщины со дня смерти Святителя Николая, такие слова:

«СЛАВА БОГУ—В НЕМ МЫ ИМЕЛИ НОВОГО АПОСТОЛА!

СЛАВА БОГУ—В НЕМ МЫ ИМЕЛИ НОВОГО ЕВАНГЕЛИСТА!

СЛАВА БОГУ—В НЕМ МЫ ИМЕЛИ НОВОГО ИСПОВЕДНИКА!

СЛАВА БОГУ—В НЕМ МЫ ИМЕЛИ НОВОГО МУЧЕНИКА!

СЛАВА БОГУ—В НЕМ МЫ ИМЕЛИ НОВОГО СВЯТОГО!»

 

Притча о фальшивом золоте

В одном большом парке было организовано народное гуляние. Однако на то веселье без входных билетов никого не пускали. Многие хотели бы пойти, но не могли заплатить за вход. Видя это, некий богач решил полюбоваться на страсти людские и взял да и бросил в толпу собравшихся детей полную горсть золотых монет. Но были то фальшивые золотые — блестящие жетоны. Дети, толкаясь и споря, бросились подбирать блестящие монетки, пока их все не собрали. На земле остался лишь один серебряный динар, ибо всякий полагал, что золото дороже серебра. Те, которым достались блестящие монетки, крепко держали их в руках и чувствовали себя совершенно счастливыми.

Однако вскоре их постигло неожиданное и горькое разочарование. Когда они подошли к кассе и хотели уже купить входные билеты, оказалось, что их деньги — фальшивые, и городские сторожа отвели их в темницу. И только один из них был мудрым: увидев, что случилось с его друзьями, он быстренько бросил фальшивый динар, побежал обратно и поднял тот, серебряный. На этот динар купил он входной билет и отправился в парк веселиться.

Веселье это — Царство Небесное, или царство бесконечного счастья. Фальшивые монеты есть телесные желания, земная суета и самообман, которые отдаляют людей от царства истинного счастья и ведут их в царство тьмы и мук. Чистое серебро представляет внутреннюю доброту и истину праведного человека. Дети, соблазнившиеся обманчивым сиянием этого света, — грешники. А тот последний ребенок, который отбросил фальшивое золото и взял настоящее серебро, есть образ раскаявшегося грешника.

Притча старца Дидима царевичу Катаяме

Царевич Катаяма спросил как-то старца Дидима:

— Когда человек становится совершенным в делах своих?

Старец Дидим ответил на этот вопрос так:

— Человек становится совершенным в делах своих, когда он творит добро, не сознавая этого, как дышит, не думая об этом.

И рассказал мудрый старец притчу об одном святом человеке, которого народ прозвал Святая Тень.

Некий святой человек построил себе лачугу и разбил около нее огород, чтобы обрабатывать его и жить плодами труда своего, проводя время в молитве и размышлении.

Однажды явился ему Ангел Божий и говорит:

— Послан я от Бога, чтобы исполнить любое твое желание, что только скажешь. Говори же, чего хочешь.

— Да вот, у меня есть все, что мне нужно, — ответил тот человек Ангелу Божиему. — У меня есть кров над головой, есть огород, есть свет и воздух, есть здоровье; есть сердце, которым люблю Творца своего, и язык, которым Его славлю. Не знаю даже, чего бы мне еще пожелать...

— Но все-таки подумай, — говорит ему Ангел, — подумай и скажи. И что пожелаешь, будет все по-твоему.

Тогда святой человек начал думать да думать. Долго он так думал, и, наконец, говорит:

— Я всегда старался и сейчас стараюсь творить богоугодные дела. И я знаю все добрые дела, что сам совершил. Одно я мог бы пожелать: сделай так, чтобы я мог творить добрые дела неосознанно, и не зная, что их делаю.

— Доброе пожелание, — ответил ему Ангел, — пусть будет по-твоему. И благословил Ангел Божий тень того человека — на что бы или на кого бы тень его ни упала, принесла бы тому и счастье, и здоровье, и радость, и удачу. После того Ангел Божий удалился, а тот святой человек остался на своем поле.

А была в то время великая засуха, и поля засохли от жажды, и родники иссякли, и колодцы высохли, и начались болезни людей и скота. Когда тот святой человек пошел по округе, тень его побежала следом по земле, по траве, по родникам, по колодцам, по людям и животным. И от его тени повсюду трава зазеленела, цветы расцвели, забили ключи, колодцы наполнились водой, скотина окрепла, больные поправились.

Но тот человек об этом не знал, ибо тень его падала за ним или перед ним, смотря куда он шел. Однако люди все это видели и сознавали, поэтому приглашали того Божиего человека пройти по их садам и нивам, ставили больных и скотину на том пути, которым он бы мог пройти, — из-за его тени. И прозвали его люди «Святая Тень»...

- Таким образом, - завершил старец Дидим притчу, - человек становится совершенен в делах своих, когда творит добро неосознанно, не зная о том, что творит его, как неосознанно и не задумываясь дышит.

Притча о стране праведных людей

Было это более тысячи лет назад. В то время правила в Китае очень строгая императрица, которую все люди боялись. Она презирала мужчин, как неспособных управлять народом, и назначала на все наиважнейшие должности в государстве только женщин. Это огорчало многих, однако никто не смел противиться строгой правительнице. Из-за этого некоторые китайцы оставили свою родину и переселились на жительство в чужие страны. Среди них был один молодой талантливый аристократ по имени Танг. Этот Танг покинул Китай вместе со своими двумя приятелями, и вся троица отправилась путешествовать по свету.

Странствовали они долго, были далеко, шли из царства в царство, из народа в народ и видели множество необычного и чудесного, неизвестного в Китае. После некоторого времени прибыли они в одну страну, которая называлась Царство Праведных.

Когда они вошли в столицу того царства, то весьма удивились поведению и взаимоотношениям тамошних граждан. Удивила их прежде всего необычная учтивость всех и каждого. По улице всякий шел осторожно, чтобы никому не мешать, и вежливо отходил в сторону, предлагая другому пройти.

Но дальше наших путников поджидали еще большие неожиданности. Когда они подошли к магазину, услышали, как продавец и покупатель о чем-то спорят, но благожелательно и с улыбками. Покупатель говорит продавцу:

— Дорогой мой, я в самом деле не могу решиться взять у тебя такой дивный товар по такой низкой цене. Прошу тебя, прими за него в два раза больше своей цены, иначе я уйду с уверенностью, что ты не хочешь мне продавать.

На это продавец отвечает:

— Прости, уважаемый; я стыжусь самого себя, что назвал тебе такую высокую цену за свой товар, ибо он, по правде говоря, не стоит и половины этой цены. Однако если ты настаиваешь, чтобы заплатить мне так много, тогда прошу тебя, почтеннейший, иди в другой магазин и покупай там.

Услышав такие слова, покупатель немного рассердился и говорит:

— Да какая ж это торговля, если вся прибыль будет на одной стороне, а все потери на другой!

После долгого разговора и объяснений с обеих сторон покупатель бросил на прилавок требуемую сумму, но взял себе только половину товара. Торговец не захотел принять деньги и побежал за покупателем на улицу, чтобы вернуть ему излишек. Назревавшую ссору предотвратили два пожилых господина, которые проходили мимо и поняли, в чем дело. Они помирили их, рассудив, что торговец примет все деньги, но покупатель возьмет только три четверти товара. Удивленный Танг пошел со своими друзьями в другой магазин, но всюду видел ту же картину: покупатель предлагает больше, чем просит торговец, а тот не хочет брать. Всюду покупатель хотел дать больше, и повсюду продавец брал меньше.

В другом месте Танг видел, как торговец кричит вслед клиенту:

— Господин, подожди, ты заплатил мне лишнее!

— Ничего, ничего, — отвечал покупатель, спеша к выходу, — прошу тебя, возьми все.

Три китайца, которые все это видели и слышали, едва верили своим глазам и ушам. И сердца их исполнились радостью, ибо сподобились они видеть страну праведных людей.

Это было Царство Праведных, где все давали больше, чем требовалось, и все были довольны и счастливы.

Ибо сказал Господь: "Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лк. 6, 38).

 

© Издание Покровского кафедрального собора г. Воронеж