главная

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ

ГОРОДСКИЕ

БЛАГОЧИНИЯ АВТОРСКИЕ

ИЛЛЮЗИЯ ЗЕМНОГО СЧАСТЬЯ

Православный взгляд на проблему личной жизни

Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...
(Федор Тютчев)

Кое-кто, прочитав заголовок этой статьи, может улыбнуться и сказать: «Личная жизнь - это разве проблема? Проблема - когда ее нет». Но, думается, таких людей немного. Большинство же чувствует, что проблема здесь есть.

Все начинается с предрассудков. Первый предрассудок состоит в том, что считается, будто существует так называемое земное счастье.

В жизни любого человека бывают времена влюбленности, бывают хорошие дни в семейной' жизни - и в детстве, и в своей семье, бывают дни веселья или комфорта -все это бывает. И когда такие минуты бытия сорастворены в правильной перспективе вечной жизни, человек живет в гармонии с собой и ближними, он уверен, что так будет всегда.

Но как только сознание человека выделяет из потока жизни так называемое земное счастье и переориентируется исключительно на него, когда «земное счастье» становится идолом, тут же душа его «охлопывается», задыхается и омрачается тягостной картиной смертей, болезней и разлук, взаимных обманов и разочарований, ссор и бессонниц, неудовлетво­ренности друг другом и т.п. Вот и все «земное счастье». И тут, даже если человек достиг немалых степеней власти и благополучия, его неизбежно ожидает крах.

* * *

Второй предрассудок состоит в том, что «любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны».

Это поистине бедствие. Здесь извращено все. Человек -существо падшее и чреватое смертью. И поэтому вкусы его тоже превратны. В обществе же фактически идет непрерывная пропаганда чувственности и поклонения ей то в грубых формах, то в «изящных», романы культи­вируют всяческого рода томления и мучительства, так называемые муки любви. И общий эротический фон современной городской жизни таков, что человек к концу дня оказывается совершенно обессиленным только за счет выпитой из него тонкой энергии паразитирующими в городе демонами. И в результате человек начинает думать, что зарожда­ющиеся в нем влечения или влюбленности и есть настоящая любовь.

Разрушительное воздействие «новой культуры» испытывают на себе даже люди, состоящие в браке, если не имеют поддержки в посте и молитве. Когда блудным демонам не удается совратить молодых, то они применяют другую тактику -вызывают у них холодность или бессилие («работу» беса Асмодея являет нам библейская книга «Товит»).

Что способно укрепить сипы людей, устранить болезненные влечения в чувственной сфере, наполнить семейную жизнь содержанием? Пост и молитва. Пожалуй, без них вряд ли и верность друг другу можно сохранить. Разве что муж станет работоголиком или просто алкоголиком, а жена найдет удовольствие, например, в третировании детей и мужа.

Любовь есть дар Божий. И получить любовь, выстрадать ее, затем и приумножить - все это возможно лишь для верующего человека. Это трудно. Иногда даже очень трудно. Но только на этом пути собираются все силы души, и человеку становится доступным истинное счастье.

Никакими «порывами любви» счастье никогда не обреталось, это ленивые и прекрасные фантазии. И не станет счастливее он или она оттого, что начнет гоняться за такими порывами. Наоборот, уныние и истощение от раза к разу будут нарастать.

Третий предрассудок состоит в том, что человек мыслит об устройстве личной жизни, сам при этом не будучи личностью. А ведь каков ты как личность, такова будет и твоя так называемая личная жизнь. Даже психология понимает, что современный человек есть существо, исполненное страхов, неврозов, неудавшихся амбиций, тягостных детских впечатлений и т. п. И если в сердце своем такой человек не имеет теплого и мирного уголка, то его непременно поджидают кошмары.

Ярчайший тому литератур­ный пример-Отелло, шекспировский герой. Он обнаруживает полную неспособность быть счастливым. В душе его не было мира, гнездились чудовища самолюбия и мни­тельности, и он с ходу поверил клеветнику, затем насладился клеветой, затем, ни о чем не спросив свою невиновную жену (иначе все бы испарилось, и его змеи были бы разочарованы), совершил убийство и самоубийство - тягчайший грех.

Любовь не состоялась. Она оказалась побеждена ревностью, жаждой обладания и жестокостью, которой полна всякая человеческая душа.

* * *

Четвертое недоразумение: «А как же удовольствия?!»

Удовольствия даны человеку для наслаждения земной жизнью и прославления Творца. Если они законны, сообразны и в меру, тогда все благополучно. Но чем сильнее удовольствие, тем оно опаснее, так как при этом увеличивается опасность потери свободы.

Известно, что инстинкты, связанные с функцией размножения, сопровождаются особого рода удовольствиями, которые наша слабая человеческая природа не всегда способна контролировать, особенно в раннем возрасте. Демоны блуда с настойчивостью подтал­кивают человека к разврату, так что

ни один современный человек (особенно нецерковный) не может сам ясно осознать, где естественное желание и где провокация демонов. Демоны беспрестанно внушают своим жертвам самооправдательные подсказки: «это мое личное, интимное дело», или «что хочу со своим телом, то и делаю», или «а что здесь такого?», или «так сейчас все живут» и т. п.

«Сексуально» сейчас многое вокруг нас: и голос телеведущих, и витрины магазинов в городах, и обложки журналов - все это незаметно разъедает и опустошает душу. На обложке модного журнала 40-х годов изображена манекенщица:

стоит женщина, одетая в рекламируемое пальто, пытается улыбнуться, стесняется, это заметно - и сейчас она выглядит странно. Ныне из модного журнала на тебя набрасывается существо-женщина, которая продала уже все - на ней нет живого места...

Современному человеку следует напомнить, что так называемая сексуальность есть порок. Половая развращенность

непременно уродует душу и является грехом по отношению к жизнодавцу Богу. Потому Церковь предуп­реждает: не гоняйтесь за удовольствиями, это очень опасно! Когда же человек не в себе от возбуждения, что это - его «личная» жизнь? Она уже никакая не личная. Он раб общественной атмосферы, ему навязаны предрассудки и ненормальные аппетиты, его существование есть просто процесс умирания от рождения до смерти, проживание данных ему сил.

Но если жить правильной и внутренне наполненной жизнью, то и удовольствия не преминут посетить вас, и не захочется за ними гоняться. Богу ничего не стоит, чтобы ваша жизнь «сложилась», от вас требуется только поворот к Тому, от Которого уже все было в вашей судьбе.

* * *

...Так есть ли все-таки счастье? Обманывает ли нас порой ощущение того, что счастье где-то рядом? Счастье есть. Вот только ищем мы его совсем не там и не так.

Где же эта заветная дверь?

Сам Спаситель мира, Бог и человек в одном лице, дает ответ на этот вопрос, возглашая: «Я есть дверь».

Что означают эти таинствен­ные слова? Они означают, что целью Боговоплощения и было - дать людям счастье, снизойти к их воплю и искупить из безысходности, влив в них Свои силы. И истинная вера в Бога после множества ошибок, тупиков и страданий человека непременно выведет его к заветной Двери, где отпускаются грехи и предощущается рай.

Во святом крещении из сердца человека изгоняются наваждения, и входит Божественная теплота, которую надлежит тщательно хранить. На взращивание теплоты Духа направлена вся обстановка церковной жизни. Это и есть начинающаяся настоящая личная жизнь.

Господь хочет, чтобы люди питались Духом, оживали, радовались и освящались. Что же требуется от человека? Вера. Потому-то вера или неверие - вот реальная проблема личной жизни.

Иеродиакон ИЛЛАРИОН (Соколовский)

© Издание Покровского кафедрального собора г. Воронеж