Православный взгляд
на проблему личной жизни
Когда на то нет Божьего
согласья,
Как ни страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...
(Федор Тютчев)
Кое-кто, прочитав заголовок
этой статьи, может улыбнуться и сказать:
«Личная жизнь - это разве проблема?
Проблема - когда ее нет». Но, думается,
таких людей немного. Большинство же
чувствует, что проблема здесь есть.
Все начинается с
предрассудков. Первый предрассудок
состоит в том, что считается, будто
существует так называемое земное
счастье.
В жизни любого человека
бывают времена влюбленности, бывают
хорошие дни в семейной' жизни - и в
детстве, и в своей семье, бывают дни
веселья или комфорта -все это бывает. И
когда такие минуты бытия сорастворены в
правильной перспективе вечной жизни,
человек живет в гармонии с собой и
ближними, он уверен, что так будет всегда.
Но как только сознание
человека выделяет из потока жизни так
называемое земное счастье и
переориентируется исключительно на
него, когда «земное счастье» становится
идолом, тут же душа его «охлопывается»,
задыхается и омрачается тягостной
картиной смертей, болезней и разлук,
взаимных обманов и разочарований, ссор и
бессонниц, неудовлетворенности друг
другом и т.п. Вот и все «земное счастье».
И тут, даже если человек достиг немалых
степеней власти и благополучия, его
неизбежно ожидает крах.
* * *
Второй предрассудок состоит в том,
что «любви все возрасты покорны, ее
порывы благотворны».
Это поистине бедствие. Здесь
извращено все. Человек -существо падшее
и чреватое смертью. И поэтому вкусы его
тоже превратны. В обществе же фактически
идет непрерывная пропаганда
чувственности и поклонения ей то в
грубых формах, то в «изящных», романы
культивируют всяческого рода томления
и мучительства, так называемые муки
любви. И общий эротический фон
современной городской жизни таков, что
человек к концу дня оказывается
совершенно обессиленным только за счет
выпитой из него тонкой энергии
паразитирующими в городе демонами. И в
результате человек начинает думать, что
зарождающиеся в нем влечения или
влюбленности и есть настоящая любовь.
Разрушительное воздействие «новой
культуры» испытывают на себе даже люди,
состоящие в браке, если не имеют
поддержки в посте и молитве. Когда
блудным демонам не удается совратить
молодых, то они применяют другую тактику
-вызывают у них холодность или бессилие («работу»
беса Асмодея являет нам библейская
книга «Товит»).
Что способно укрепить сипы
людей, устранить болезненные влечения в
чувственной сфере, наполнить семейную
жизнь содержанием? Пост и молитва.
Пожалуй, без них вряд ли и верность друг
другу можно сохранить. Разве что муж
станет работоголиком или просто
алкоголиком, а жена найдет удовольствие,
например, в третировании детей и мужа.
Любовь есть дар Божий. И
получить любовь, выстрадать ее, затем и
приумножить - все это возможно лишь для
верующего человека. Это трудно. Иногда
даже очень трудно. Но только на этом пути
собираются все силы души, и человеку
становится доступным истинное счастье.
Никакими «порывами любви»
счастье никогда не обреталось, это
ленивые и прекрасные фантазии. И не
станет счастливее он или она оттого, что
начнет гоняться за такими порывами.
Наоборот, уныние и истощение от раза к
разу будут нарастать.
Третий предрассудок состоит
в том, что человек мыслит об устройстве
личной жизни, сам при этом не будучи
личностью. А ведь каков ты как личность,
такова будет и твоя так называемая
личная жизнь. Даже психология понимает,
что современный человек есть существо,
исполненное страхов, неврозов,
неудавшихся амбиций, тягостных детских
впечатлений и т. п. И если в сердце своем
такой человек не имеет теплого и мирного
уголка, то его непременно поджидают
кошмары.
Ярчайший тому литературный
пример-Отелло, шекспировский герой. Он
обнаруживает полную неспособность быть
счастливым. В душе его не было мира,
гнездились чудовища самолюбия и мнительности,
и он с ходу поверил клеветнику, затем
насладился клеветой, затем, ни о чем не
спросив свою невиновную жену (иначе все
бы испарилось, и его змеи были бы
разочарованы), совершил убийство и
самоубийство - тягчайший грех.
Любовь не состоялась. Она
оказалась побеждена ревностью, жаждой
обладания и жестокостью, которой полна
всякая человеческая душа.
* * *
Четвертое недоразумение: «А
как же удовольствия?!»
Удовольствия даны человеку
для наслаждения земной жизнью и
прославления Творца. Если они законны,
сообразны и в меру, тогда все
благополучно. Но чем сильнее
удовольствие, тем оно опаснее, так как
при этом увеличивается опасность потери
свободы.
Известно, что инстинкты,
связанные с функцией размножения,
сопровождаются особого рода
удовольствиями, которые наша слабая
человеческая природа не всегда способна
контролировать, особенно в раннем
возрасте. Демоны блуда с настойчивостью
подталкивают человека к разврату, так
что
ни один современный человек (особенно
нецерковный) не может сам ясно осознать,
где естественное желание и где
провокация демонов. Демоны беспрестанно
внушают своим жертвам
самооправдательные подсказки: «это мое
личное, интимное дело», или «что хочу со
своим телом, то и делаю», или «а что здесь
такого?», или «так сейчас все живут» и т.
п.
«Сексуально» сейчас многое
вокруг нас: и голос телеведущих, и
витрины магазинов в городах, и обложки
журналов - все это незаметно разъедает и
опустошает душу. На обложке модного
журнала 40-х годов изображена
манекенщица:
стоит женщина, одетая в
рекламируемое пальто, пытается
улыбнуться, стесняется, это заметно - и
сейчас она выглядит странно. Ныне из
модного журнала на тебя набрасывается
существо-женщина, которая продала уже
все - на ней нет живого места...
Современному человеку
следует напомнить, что так называемая
сексуальность есть порок. Половая
развращенность
непременно уродует душу и
является грехом по отношению к
жизнодавцу Богу. Потому Церковь предупреждает:
не гоняйтесь за удовольствиями, это
очень опасно! Когда же человек не в себе
от возбуждения, что это - его «личная»
жизнь? Она уже никакая не личная. Он раб
общественной атмосферы, ему навязаны
предрассудки и ненормальные аппетиты,
его существование есть просто процесс
умирания от рождения до смерти,
проживание данных ему сил.
Но если жить правильной и
внутренне наполненной жизнью, то и
удовольствия не преминут посетить вас, и
не захочется за ними гоняться. Богу
ничего не стоит, чтобы ваша жизнь «сложилась»,
от вас требуется только поворот к Тому,
от Которого уже все было в вашей судьбе.
* * *
...Так есть ли все-таки счастье?
Обманывает ли нас порой ощущение того,
что счастье где-то рядом? Счастье есть.
Вот только ищем мы его совсем не там и не
так.
Где же эта заветная дверь?
Сам Спаситель мира, Бог и
человек в одном лице, дает ответ на этот
вопрос, возглашая: «Я есть дверь».
Что означают эти таинственные
слова? Они означают, что целью
Боговоплощения и было - дать людям
счастье, снизойти к их воплю и искупить
из безысходности, влив в них Свои силы. И
истинная вера в Бога после множества
ошибок, тупиков и страданий человека
непременно выведет его к заветной Двери,
где отпускаются грехи и предощущается
рай.
Во святом крещении из сердца
человека изгоняются наваждения, и
входит Божественная теплота, которую
надлежит тщательно хранить. На
взращивание теплоты Духа направлена вся
обстановка церковной жизни. Это и есть
начинающаяся настоящая личная жизнь.
Господь хочет, чтобы люди
питались Духом, оживали, радовались и
освящались. Что же требуется от человека?
Вера. Потому-то вера или неверие - вот
реальная проблема личной жизни.
Иеродиакон ИЛЛАРИОН (Соколовский)
|