Духовная жизнь начинается с себя


Мое воцерковление происходило в начале 90-х годов.

За это время в Церкви произошли большие изменения, в первую очередь внешние: отреставрированы многие храмы и монастыри, строятся новые. Другое дело - люди. Конечно, прихожане помолодели, особенно в городе. То поколение "старушек в платочках", во многом благодаря которым жила Церковь в советский период, уходит. Их осталось не так уж и много. На их место пришли люди либо с советской молодостью, либо поколение 90-х: они более грамотные - теперь молитвословы и духовная литература издаются в изобилии. Из этих новых людей состоит уже и большая часть духовенства.

Отпечаток эпохи, безусловно, сказывается. Пожилым священникам пришлось прочувствовать давление советского периода, поэтому и сейчас это осторожные люди. Запрет на проповедь и миссионерство, однако, не мешал им общаться с прихожанами. Да, среди пожилого духовенства редко встретишь активного проповедника, зато личные советы часто носят разумный и опытный характер. У молодых священников часто можно видеть именно внешнее стремление к проповедничеству, но не хватает терпения, осторожности в суждениях, чуткости к людям. Духовная жизнь начинается с себя - это правило не всегда исполняется молодым духовенством.

За последние 20 лет изменились и политический строй в нашей стране, и образ жизни россиян. Рекламируется и культивируется потребительский образ жизни. Влияние чувствуется, конечно, и в земной Церкви. Духовная жизнь православного, добродетели христианские приходят сейчас через горнило этих потребительских искушений. В этом смысле раньше было проще.

Пожилые прихожане живут не так сложно: домашние дела, молитва в храме и дома свой строй жизни. Духовную литературу читает далеко не каждый. Как бы накатанная дорога. Есть некоторые штампы мышления, далеко не всегда духовно грамотные. Современные прихожане более молодого возраста читают, стараются как раз неправильные штампы мышления пожилых разобрать и исправить. Из-за отсутствия системы в подборе и чтении духовной литературы задают вопросы, которые зависят от степени воцерковления. Для людей, только приходящих к вере, это вопросы в основном вероучительного характера. Для православных "в Церкви" - советы в духовной и личной жизни. Для людей, иногда заходящих в церковь, - вопросы обрядового характера (что надо для крещения или отпевания, кому поставить свечку и так далее). Конечно, радуют больше вопросы первых двух категорий. Но к сожалению, большая часть ищет ответы не на главные вопросы бытия - веры, спасения, христианского образа жизни, - а обрядовые, внешние. Совет задуматься о серьезном опять же часто не находит отклика.

Несмотря на стремление к грамотности современных православных, остается много вопросов. Искушения окружающего мира "колеблют" прихожан - либо в вере, либо в вопросах духовно-нравственных. Часто наблюдается какая-то парализация воли. Так, человек знает, что с ним происходит, знает выход, но не находит сил и понуждения исправить ситуацию. Здесь много зависит от примера и совета священника.

В советский период искусственные рамки помогали в воспитании христианского терпения, была духовная связь поколений. Сейчас эта связь разрушена, духовное воспитание идет по пути добровольного избрания и понуждения. Сегодняшнее преподание свободы в обществе есть произвол, духовное же понятие свободы - это добровольное следование за Христом, что в обществе потребительском не ценится.

В 90-х годах вера у россиян была как дань моде, сейчас во многом ситуация изменилась. Есть разделение на действительно верующих, церковных людей и "равнодушно верующих", которым не важны богословские утверждения. Бог у них "в душе". Задача пастыря - разрушить этот безразличный абстрактный идол и показать человеку красоту и полноту жизни во Христе.

Иеромонах
МАКСИМ (Лапыгин)
 

Воронеж Православный №7 (116) 2008