С момента 1000-летия Крещения Руси прошло 20
лет. Что за эти годы изменилось в храмах,
в прихожанах, в духовенстве? Как люди стали относиться к Церкви?
Мы попросили поделиться своими наблюдениями священнослужителей
Воронежской епархии
Жизнь в согласии
с Богом
Наш собеседник - настоятель
Свято-Вознесенского храма села Избище протоиерей Борис Узаревич. С
ним беседует наш корреспондент А. Александрова.
- Отец Борис, вспомните, как праздновалось 1000-летие Крещения
Руси.
- Наверное, на всю жизнь запомнится тот праздник. Впервые так
широко, открыто в стране после долгих десятилетий атеизма было
продемонстрировано Торжество Православия. Та юбилейная дата явилась
как бы смотром состояния духа народного, его верности тем духовным
ценностям, которые формировали уникальное государство - Россию.
Россию православную, поэтому и загадочную для граждан многих
зарубежных стран. И для большинства верующих это празднование,
шествие Торжества Православия, продолжается. У истинно верующих во
Христа состояние праздника Пасхи, как говорил преподобный Серафим
Саровский, должно быть постоянным.
- Прошло 20 лет, что за эти годы изменилось? Изменилась ли вера,
как люди стали относиться к Церкви?
- Православная вера на то и есть православная - единожды и до
скончания века нам дана она от Самого Господа и Его учеников. Что
можно изменить в Евангелии? Неокрепшие души поддаются попыткам
осовременить преподнесенную Богом истину. Православие в отличие от
других религиозных конфессий никогда не воспитывало наступательность,
агрессию. Учило одному - стоянию в вере, спокойствию, мудрости.
Отношение граждан государства - я не имею в виду по-настоящему
воцерковленных людей - к Церкви разное, непростое, весьма и весьма
сложное. Наверное, мы сейчас находимся в особом переходном периоде,
отпущенном Господом нам для покаяния и окончательного выбора своего
дальнейшего духовного пути. Как мы распорядимся и распоряжаемся этой
свободой? Спасемся ли сами и спасем ли других? Есть Церковь земная и
Небесная, и эту Церковь никогда не одолеют никакие враги, она будет
жить вне зависимости от нашего отношения к ней. Каждый из нас
является свидетелем - в храмы стало ходить гораздо больше людей, чем
это было в начале девяностых. Но далеко не каждый переступивший
порог церкви по-настоящему осознает себя православным. Он идет
просить Господа, но не благодарить... Идущий ныне к вере не всегда
готов понудить себя чтением трудов святителей Игнатия Брянчанинова,
Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Луки (Войно-Ясенецкого), не
потрудится изучить особенности церковной службы. Господу и Его
Церкви нужны чистота твоей души, искреннее стремление жить не
погреховному, а иметь перед собой жизненный пример страждущего
стяжать Дух Святой.
- Что изменилось в храмах, на приходах? Изменилось ли
духовенство?
- Мне трудно судить. Я простой настоятель Вознесенского храма в
Избище, селе, которого практически нет. Мой приход не постоянный:
приезжают те, кто когда-то здесь родился, приезжают те, кто наслышан
о святости здешних мест, о старце Сергии, о старице Хариессе,
создавших нашему приходу ту всеобщую любовь, то православное
почитание, в котором он пребывал и пребывает. Своих прихожан очень
люблю. Уже за то их любить надо, что они находят время не ко мне, а
к Сергию и Хариессе приезжать из Воронежа, соседних сел, Белгорода,
Старого Оскола, Липецка, Москвы. Больше стало в храмах молодежи. Это
очень радует - есть, стало быть, у православной России будущее.
- А духовенство?
- Мне ли судить. Припомнилось такое стихотворение:
Ныне возрождается
Россия.
Бог благословляет
с небеси
Сергия, Андрея,
Алексия -
Богоносных
пастырей Руси.
Ум, и сердце доброе,
и силы
Даровал вам щедро
Бог Отец.
Дорогие пастыри России,
Берегите немощных овец.
Может, некоторым из них не хватает того духовного
опыта, который был у священников, окормлявшихся у старцев Сергиева
Посада, Почаевских, Оптинских... Но есть желание послужить на ниве
Христовой. "Где бы вы ни были, во что бы ни были одеты, как бы вы ни
скрывали, что вы батюшка, - все равно от вас ладаном пахнет" - эти
слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I
(Симанского) я услышал на одном из Филаретовских вечеров в
Московской духовной семинарии. И запомнил на всю жизнь: личный
пример священника на приходе очень много значит...
Особая духовность была у батюшек, прошедших с боями Великую
Отечественную войну. Их вера укреплялась теми чудесами, которые
являл Господь при их спасении, при одержании таких побед, которые
немыслимы при самых точнейших расчетах.
Жизненная простота, предание себя воле Божией - вот что было в том
священстве.
- С какими вопросами к Вам чаще всего обращаются?
- Раньше было проще, было больше догматических вопросов. И вопросы
простые задавали, и жить попроще стремились. Теперь много желающих
вступить с тобой в спор. Я не спорить, а беседовать люблю с такими
не окрепшими в вере.
Чаще всего обращаются с житейскими вопросами. О душе все же
заботится более малое стадо. Не понимают люди: обрати внимание на
свое духовное совершенство - и вопросы житейские сами собой отпадут,
твоя духовная сущность разрешит все проблемы. Жизнь в согласии с
Богом - ответ на все вопросы, решение всех проблем.
- Советского Союза нет. Но ведь в том прошлом было очень много
хорошего, того, о чем сейчас тоскуем. Так, может, мы тогда были
более православными, чем сейчас, когда в стране многое в упадке и
разорении?
- Согласен. Много было хорошего - бесплатное медицинское
обслуживание, бесплатное образование... Стремились жить "по
кодексу". Многое хорошее рухнуло, так как строить благополучие
стремились без Бога. Необходимо время, чтобы в Церковь осознанно
пришли и власть, и бизнес, и простой человек. Будет во всех слоях
общества настоящая вера - жизнь будет гораздо интереснее,
возвышеннее...
- Обретенная свобода - что мы с ней потеряли, всегда ли свобода
во благо?
- Есть свобода выбора: ты или с Богом, или против Него. Сказано:
познай Истину - и будешь свободным. Познание Истины, путь с Богом
требуют труда души. Нам нужна одна свобода - свобода от греха.
- Что за 20 лет произошло в Россией?
- С Россией происходит то главное, ради чего предназначено ее бытие
на земле, - происходят трудности воцерковления, осмысление народом
своей особенности. Мы не серость, не толпа... Мы станем
по-настоящему православными, и у России, как предсказывали многие
старцы, будет еще то золотое время, когда она по своей духовности
приблизится к былой Святой Руси.
|