О церковном единстве и проблемах современной церковной жизни


24-29 июня в Москве в храме Христа Спасителя прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Одной из главных тем стала тема единства Церкви. Предлагаем вниманию читателей интервью митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия программе "Вести-Воронеж: события недели". С Владыкой беседовала журналист О. Соколова.

- Многоуважаемый Владыка, Вы принимали участие в пятой рабочей группе, которая как раз обсуждала тему "Внутрицерковное единство и вызовы современности". Насколько остро, на Ваш взгляд, стоит сегодня для Православной Церкви проблема утраты единства?

- Вопрос о единстве Церкви всегда стоит на повестке дня остро. В Церкви всегда есть разномыслие. Это нормально, так как улучшает жизнь Церкви, способствуя развитию богословия, канонической, догматической, практической сторон ее жизни. Но когда эти разномыслия углубляются и вступают в противоречие с общепринятыми нормами церковной жизни, тогда появляется раскол.

В 2007 году мы объединились с Зарубежной Церковью, поэтому главной темой Собора была тема единства. С одной стороны, не все вопросы единства еще разрешены, и их нужно было совместно рассмотреть. Было очень важно присутствие иерархов Зарубежной Церкви на Соборе.

Вызовы современности не новы, но получают какую-то новую окраску, а так как церковный народ все еще недостаточно богословски образован, недостаточно, как мы говорим, воцерковлен, возникают разного рода недомыслия, слухи, перерастающие в действия. Есть большие вызовы и есть малые. К большим вызовам относится, к примеру, создание постхристианского пространства - это заявлено, слава Богу, не в России, но международными политическими силами. Но есть маленькие вызовы, которые тоже ведут к разделению и нарушают единство, - боязнь ИНН, боязнь штрихкодов, боязнь получать новые паспорта. Спекуляция на этих страхах доходит до такого момента, что мы ощущаем накопительную негативную энергию, они становятся опасными.

Подобное произошло с Владыкой Диомидом. Когда мы собирались на Собор, никто не думал лишать его сана. Мы с Владыкой Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, вместе руководили работой пятой группы. Уже состоялась предварительная беседа с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом, а позже я подходил к Святейшему Патриарху и спрашивал его мнение. Мы не получили от них никаких инструкций относительно епископа Диомида. Оба пожелали нам помощи Божией в решении вопросов, поставленных перед рабочей группой. На рабочей группе был заслушан доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета о деятельности возглавляемой им Богословской комиссии. Во второй части доклада был дан богословский и канонический анализ того, что проповедует епископ Диомид. Завершался доклад рекомендацией применить к епископу Диомиду самые строгие канонические меры, потому что он нарушил канонические принципы жизни Церкви, взяв на себя полномочия, которые принадлежат Патриарху, и практически подготовив раскол в Церкви.

- Можно ли говорить о том, что за ним кто-то стоит, что это не личная его идея, не личная его инициатива?

- Об этом говорил он сам, особенно поначалу, касательно первого обращения: что ему текст подготовили, а он его не видел, что обращение не должно было пойти в прессу, так как готовилось в качестве предисловия к книге, и он бы его обязательно поправил. Владыку Диомида мы очень хорошо знаем. Я не буду говорить, какой он богослов или какой он практик. Скажу только одно: он любит уединение, он полюбил север, и он с любовью нес несколько лет послушание в качестве священника, потом стал епископом. В начале иноческого пути он был старшим иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия, то, о чем епископ Диомид сейчас говорит, он видел. И если он такой ревнитель чистоты Православия, мог бы сан епископа не принимать, а сказать, что все это ему как-то претит, и что он других убеждений. После смерти Владыки Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, группа, которая была около него, долгое время искала нового лидера. Думаю, что в лице Владыки Диомида они нашли такого человека: Он, как человек искренне верующий, но не до конца понимающий те вопросы, которые ему предложили для озвучивания, взял на себя такой крест, который был не по его силам, и к тому же он ни в чем не желает разобраться.

С моей точки зрения, для епископов, которые имеют богословское образование, имеют опыт служения в Церкви, те "острые" проблемы, которые озвучивал епископ Диомид, не являются вопросами, на которых нужно заострять внимание, тем более бить в колокола и призывать к тому, чтобы не общаться со Святейшим, не поминать его имя во время богослужений, выйти из подчинения Матери Церкви. На комиссии мы сначала были настроены побеседовать с Владыкой Диомидом, вызвать его и как-то наставить на путь мира. Но в итоге во время дискуссии мы совершенно свободно пришли к мнению, что его нужно лишать сана, потому что он учинил раскол. Мы проголосовали: из 29 голосовавших епископов (всего принимали участие 35 человек, викарии не имеют права голоса, их было 6 человек в нашей группе) 1 проголосовал против, 2 человека воздержались. Потом я докладывал о результатах заседания нашей рабочей группы на пленарном заседании Собора. Дискуссия по Владыке Диомиду повторилась. Она была свободная, и если в группе мы три часа обсуждали этот вопрос, то на пленарном заседании - час, но по существу результаты практически остались те же: 2 человека против, 4 воздержались, остальные все проголосовали за то, чтобы епископа Диомида лишить сана.

Собор дал епископу Диомиду возможность до очередного заседания Священного Синода все взвесить и обдумать. Если он принесет покаяние, то архиерейский сан его будет сохранен. Если он этого не сделает, не придет на Синод или придет на Синод, но будет упорствовать в своих воззрениях, тогда автоматически вступит в силу решение Архиерейского Собора, и Владыка Диомид будет простым монахом.

- Можно ли говорить о том, что требования признания Киевского Патриархата, украинской автокефалии - это первый шаг на пути раскола?

- Что касается Киевского Патриархата, то это уже оформившийся раскол. Кроме Киевского Патриарха есть еще одна ветвь, она возглавляется митрополитом Мефодием, (не путайте с нашим митрополитом Мефодием, который был моим предшественником, а сейчас несет свое архипастырское служение в Алма-Ате). Такая же практически группировка по мощности, как и у так называемого "Патриарха" Филарета. Обе раскольнические церковные группировки провозглашают себя национальными Церквами и добиваются автокефалии. К сожалению, правительство Украины является инициатором таких идей.
- Владыка, какие способы укрепления внутреннего единства были предложены на состоявшемся Соборе?
- Мы, архиереи, все загружены работой, и очень часто Соборы проходят, а их решения мы в жизнь как-то не торопимся вводить. Было подчеркнуто, что это следует неукоснительно делать. К таким моментам относятся Соборные решения о запрете рукополагать в священный сан людей без семинарского образования, о жизни в Церкви в новых условиях наступающего глобализма и другие.

Мы не должны забывать о национальных языках, и Собор в связи с этим подчеркнул, чтобы вся официальная документация, которая выходит из Чистого переулка в Москве, в том числе и послания Святейшего Патриарха, были переведены на местные языки, дабы они были понятны народу.

Это нашло понимание и поддержку. Епископ должен быть близок и со священниками, и с народом, чтобы чувствовать пульс жизни. Если мы не будем таким образом строить наше служение - не будет этого внутреннего единства.

- На Соборе прозвучала мысль о необходимости жесткой вертикали власти. Как это понимать: как следование тенденциям современной системы государственной власти в России или как ответ угрозе утраты единства и вызовам современности?

- Я бы не связывал это с политической жизнью нашей страны по одной простой причине - потому что с самого начала бытия Церкви первым ставился вопрос о единстве. Если мы откроем Послания апостола Павла или любого другого апостола, все они говорят о вертикали власти в Церкви: епископ - это глава Церкви, без епископа нет Церкви, и за все он несет ответственность перед Богом и народом Божиим.

Если мы вспомним, как формировались каноническое право Церкви и законодательство Византии, то увидим, что принципиально они имеют много общего и это обеспечивает симфонию церковной власти и государства. Никогда Церковь не работала на развал ни одной политической системы, включая и советский строй в нашей стране. Мы всегда поддерживали власть, памятуя, что нет власти, которая не от Бога. Но и вертикаль своей церковной власти мы всегда очень четко и строго поддерживали.

Централизованные общецерковные и епархиальные структуры власти оформлены юридически. К сожалению, на Украине этого нет. Законодательно в России закреплено, что Русская Православная Церковь является структурой с вертикалью власти, начиная с Патриарха и кончая приходом - это с одной стороны, а с другой - каждая епархия организована по этому принципу, начиная с епископа и спускаясь до прихода. Вот эта вертикаль власти - от прихода до Патриарха - должна быть нерушима, даже если ее не признает государство: если этого не будет - будет раскол в Церкви. Вертикальную власть мы как раз и поддерживаем.

- Впервые в Соборе принимали участие представители Русской Православной Церкви Заграницей. Каковы первые результаты объединения?

- Это первый опыт нашего совместного служения. В воскресенье, 29 июня, в храме Христа Спасителя первый раз мы все вместе причастились Святых Христовых Таин. До этого просто разово кто-то с кем-то сослужил и все. Мы воочию друг друга видели, не было каких-то противоречий, разногласий, не было такого обособления, чтобы во время перерыва где-то стайкой свои проблемы решали, - мы были как одна семья.

Слово главы Зарубежной Церкви Митрополита Илариона было очень спокойным и доброжелательным. Единственное, на что он обратил внимание, что нам нужно принимать какие-то решения по отношению к Всемирному Совету Церквей.

Думаю, что Собор явился платформой сотрудничества и соработничества друг с другом. Дай Бог, чтобы такое мирное настроение сохранилось, чтобы мы были церковными людьми в решении многих современных проблем.
 

Воронеж Православный №7 (116) 2008