Мироточение икон в восприятии современников


Мироточение икон продолжается на Русской земле уже второе десятилетие.
Как воспринимает эти знамения народ, прежде всего церковный?

Милость Божия

Вначале обратим внимание на одну из особенностей явления. Большинство чудес Божиих - отклик на молитву, дарование милости, о которой просит человек. Великое знамение - чудо нисхождения Благодатного огня, но ведь оно происходит по молитве патриарха и предстоящих в храме Гроба Господня. Однако массовые, повсеместные мироточения - знак, подаваемый через тысячи икон помимо человеческого прошения. Если это глас Божий, он означает что-то очень важное для людей. Иногда этот смысл очевиден, но часто он остается предметом самых различных противоречивых толкований.

Аксиома святоотеческой мудрости: чудеса Божии всегда имеют очевидную благую цель - ободрить, исцелить, вразумить. Ясность цели - приближение человека к спасению - остается критерием Божественности сверхъестественного явления. "Истинное чудо никогда не бывает случайным, но является в силу внутренней духовной необходимости, и смысл его вовсе не в принудительном овладении волей человека путем воздействия на него внешнего эффекта, а в раскрытии ему внутренней духовной стороны жизни", - писал А.Б. Салтыков в работе "О чуде".

Когда случаи мироточений были единичны (то есть до рубежа 1990-х годов), такая цель была понятна. Об Иверской Монреальской иконе знали и в России, и во всем православном мире. Этот образ являл великое откровение Божие, через источаемое миро исцелялись сотни болящих.

Случаи исцелений есть и сегодня. Например, когда в Параскево-Вознесенском монастыре, что недалеко от города Рузаевка, зимой 1998 года замироточила икона "Благодатное Небо", священник собрал миро и помазал всех прихожан в храме. И неожиданно исцелился глаз у двенадцатилетнего школьника. Что можно сказать о таких случаях? Наверное, самые точные слова: милость Божия. Мы не знаем, воздыхал ли к Богу мальчик, родители ли его просили исцеления или нет, но Господь даровал здоровье Ему угодным способом - через целебное миро. Чудо, конечно, принесло духовную пользу и окружающим.

При чем здесь спасение души?

Но порой возникают недоумения. В ноябре 2001 года в поселке Таборы под Екатеринбургом в доме приходского старосты замироточили 27 икон. Мироточение отразилось на здоровье домочадцев. "По словам отца Сергия, у Галины Петровны скачет давление, головные боли, у внука тоже неважное самочувствие: от всеобщего внимания и праздного любопытства голова уже идет кругом. Его мама даже хочет на какое-то время отвезти Дениса в монастырь... чтобы там, укрывшись от суеты, он смог восстановить силы", - сообщала екатеринбургская "Православная газета". Не укрепление, а нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон - как можно осмыслить такой результат?

Сегодня все чаще приходят сведения о появлении своеобразных гнезд мироточений, где одновременно или последовательно начинают источать миро множество икон. До конца 90-х годов такие явления происходили в храмах. Сейчас локальными точками становятся дома, квартиры, монастырские кельи, в которых мироточат и приносимые туда иконы. Кстати, один из первых таких известных случаев в XX веке - это квартира православных греков в Нью-Йорке, где в 1960 году замироточила небольшая бумажная икона Божией Матери "Страстная". Хозяева квартиры отдавали икону в храм, взамен ее покупали новую. Икона, отдаваемая в храм, переставала мироточить, а та, которая у них появлялась, тоже начинала источать миро. И так повторялось снова и снова - несколько раз. Такие случаи требуют серьезного анализа: почему иконы переставали мироточить в храме? Свидетельствует ли это о неистинности чудесного явления или о чем-то другом?

Наблюдается определенный типологически схожий процесс: вначале начинает мироточить одна икона (Тихвинская в келье ивановского Свято-Введенского монастыря, святителя Николая в доме в селе Державино, блаженной Матроны в одной московской квартире и другие), затем - еще несколько икон, находящихся рядом, а затем - и те, которые приносят в эту комнату.
Очень смущает этот автоматизм, как бы гарантированность чуда, какая-то механистичность процесса, напоминающего уже просто неизученное природное явление, которое непонятно как действует, но которое можно приспособить на "благо" людям. Но при чем здесь спасение души?

Понятия "заряжать", "воздействовать", конечно же, не православные, скорее оккультные, но в сознании многих превалирует именно магическое понимание чуда. В Свято-Введенском женском монастыре в Иваново бытует термин "отдать икону на мироточение", словно бы образ - это аккумулятор, который "отдают на подзарядку". Когда "станция" не работает, на двери загадочной кельи появляется табличка: "Сегодня мироточения нет".

Святой сувенир?

К эти фактам, смущающим церковное сознание, добавляются сегодня новые. Широкую огласку получил феномен, возникший в одном из домов села Державино. После того как там замироточила репродукция, приложенная к образу святителя Николая (что в Бари), стали мироточить другие иконы, а с 2000 года образ Спасителя источает кровь. Несколько икон привозили в Иваново, "проездом" посетили они и столичные храмы. Можно понять, для чего уникальный кровоточивый образ стремятся явить людям, но каков смысл ношения по церквам икон, если единственное чудо от них - мироточение? В Москве ведь и так немало храмов, где мироточат образа, что же касается Иваново, то зачем чудесные иконы везут именно туда, где, по официальным источникам, уже стало мироточить десять тысяч икон? Это, кстати, означает, что примерно столько же человек стали обладателями мироточивых образов. На православных конференциях уже звучал вопрос: зачем верующему христианину собственная мироточивая икона? Не превращается ли подобная погоня за чудом в коллекционирование, а святой образ - в своего рода сувенир? Вновь и вновь напомним, что Спаситель и святые отцы запрещали людям самим добиваться чудес и знамений.

Но вот уже не только отдельные миряне, но и приходы из других городов отправляют образа, например, в Державино. Это труднопостижимо. Святой образ (все иконы святы!), пребывающий в Доме Господнем, снимают, направляются с ним в дом мирянина... Такое "поднятие икон" часто практиковалось в прежние эпохи, когда образ приносился в дом по просьбе хозяев, перед ним служился молебен, и образ освящал жилище. Но нынче храмовый образ приносят в избу с целью прямо противоположной: чтобы его самого еще как-то дополнительно освятить, "подзарядить". Есть ли на это Божие произволение?

"В падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подделать сатана..."

Типичный, наиболее распространенный комментарий, который чаще всего можно услышать от священников, встречаем, например, в интервью с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. 23 июля 1995 года в храме замироточили одновременно десять икон, причем одна была репродукцией на бумаге, одна металлическая. Явление продолжалось два года. "Я воспринимаю мироточение со страхом, конечно, и трепетом - тому же учу паству, - говорит отец Сергий. - Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче истерика. Ясно, что явление это таинственное, а вот к добру оно или к худу - неизвестно. ...К нему следует относиться сдержанно, без экзальтации".

Отец Виктор П. признается: "Когда я слышу про очередное чудо мироточения, у меня возникает боль в сердце. Боль от того, что столь многие из нас остаются лишь зрителями - и при чудесах, и на Божественной литургии... Подлинное чудо должно внутри, в сердце совершиться. Вот слышишь, как иной батюшка говорит какому-нибудь маловеру: там-то мироточит икона, мол, поезжай, посмотри - и уверуешь. Он увидит. Он поверит. Но не произойдет главного - чуда внутри, перерождения души!".

Протоиерей Алексий М. на вопрос радиослушателя, как относиться к знамениям от икон, отвечает: "В "Прологе" описан один человек, который не имел истинной веры. Христиане долго пытались наставить его на истину, но не добивались успеха, и тогда ему явился Ангел и сказал: "Послушай православных, они говорят истину". Тот спросил у Ангела: "Почему же раньше не было небесного явления, которое отвело бы меня от погибельного пути?". На что Ангел ответил: "Человек должен быть научаем от человека". Это значит, что далеко не каждое наше неправомыслие должно врачеваться сверхъестественными явлениями, которые могут ведь носить и совершенно прелестный характер. Истина изложена в учении святых отцов, она хранится в традиции, в самом духе жизни Святой Церкви".

О том, для кого дается чудо, размышляет игумен Дамаскин: "Что касается знамений, чудес и мироточений многочисленных, которые и сейчас происходят и происходили задолго до того, то я смотрю на этот вопрос как на чудеса и знамения, обращенные не к верующему миру, а как раз к миру неверующему. Никакой радости вот эти знамения как знамения грядущих событий у меня лично не вызывают совершенно. Потому что я вижу, что они обращены во внешний мир как миссионерская деятельность Бога через Церковь".

О необходимости крайней осторожности предупреждает диакон Андрей Кураев: "Стоит помнить, что подобные чудеса есть и в сектах. Например, в Твери "Богородичный Центр" похваляется своей мироточивой статуей Марии. А в Киеве есть бабуля, у которой, если на ночь оставить любую икону (хоть католическую литографию), наутро гарантировано мироточение... Вообще, в нашем падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подделать сатана... Поэтому лучше не уподобляться тому роду, что ищет знамений и чудес".

Диакон Павел Солдатов в своей статье "О спасительной осторожности в отношении к чудесам" также напоминает о существовании чудес истинных и ложных, то есть демонических, и ссылается на святых отцов: святитель Игнатий Брянчанинов советует "соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность", а преподобный Амвросий Оптинский по поводу благоухания от иконы Божией Матери, которое ощутила одна монахиня, замечает: "По совету преподобного Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без значения, не доверяя им, потому что, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, они бывают тоже от прелести вражией". Вывод: "...Православный христианин должен занимать ...нейтральную позицию по отношению ко всем необычным сверхъестественным явлениям независимо от того, относятся ли они к нему лично или же к другим членам Церкви".

Мы не должны покидать почву православного мироосмысления и поэтому не можем следовать различным нехристианским мистическим школам и исследованиям, которые заводят человека во власть ложных и подчас душевредных представлений. Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста ("игра духов" - нем.). Ряд фактов вынуждает задуматься о существовании неких таинственных закономерностей, духовная природа которых не может быть определена наукой: здесь "различить духов" способны лишь святые боговидцы.

Мы, конечно, далеки от того, чтобы везде видеть происки лукавых, но мы обязаны со всем трезвомыслием проанализировать все "странности", все предположения, чтобы не впасть в искушение почитания лжечудес.

А. ЛЮБОМУДРОВ
Даниловский
благовестник
 

Воронеж Православный №7 (116) 2008