Возрождающаяся
Воскресенская Белогорская обитель встречает третью Пасху. Несмотря
на все тяготы, невзгоды и искушения, не оскудевает милость Божия над
насельниками монастыря. "Буди, Господи, милость Твоя на нас".
Господь посылает и устраивает Сам все в свое время.
К сожалению, нам неизвестны подробные описания празднования Светлого
Христова Воскресения ни во времена первой устроительницы Белогорских
пещер Марии-пещерокопательницы, ни во времена действующего
монастыря. Лишь только краткие строки летописи гласят: "Пасху
встретили хорошо, радостно, спокойно: Богомольцы нас не забывали: На
Пасху народу было порядочно".
О том, как встречали Пасху еще до открытия монастыря, сейчас можно
только догадываться. Время, в которое начались копаться Белогорские
пещеры, было временем подъема на Руси православного аскетизма и
старчества. Как точно выразил суть подвига пещерокопания современник
Марии Шерстюковой преподобный старец Паисий Величковский: ":Мы
должны не только сидеть с безмолвием в келии, удерживать язык свой,
печься о душах своих и плакать на молитве о грехах своих, но и под
землю должны скрыться, заживо там рыдать о грехах своих и пожить,
умирая Бога ради в подвиге".
Первые пещерокопатели имели такой дух и такой подвижнический
настрой. Мария Шерстюкова, Иван Тищенко, монах Антоний
(Васильченко), Иаков-безмолвник - всего несколько известных имен
подвижников, дошедших до нас. В нижних пещерах сохранилось несколько
келий, которые свидетельствуют о суровости их подвига. Какой
поразительный контраст. С одной стороны, мир с его удовольствиями,
пышностью, красотами, удобствами, с другой - пещера-гроб с грубой
лежанкой, маленькой печкой и светом свечи. Почему они поменяли мир
на убогие пещеры? Трудно понять это человеку невоцерковленному.
Потому что за первым следует порабощение души страстями, ослепление
ума, отдаление от Христа и в конечном итоге погибель вечная, а за
вторым, наоборот, - освобождение души от рабства страстей,
просвещение ума Богом, приближение ко Христу и жизнь вечная.
"Буди, Господи, милость Твоя на нас". В недавнем времени в обители
произошли два радостных события. Первое из них - состоялся первый
постриг. 21 декабря 2007 года послушник Александр Гордеев пострижен
в рясофор с именем Антипа в честь преподобного Антипы Валаамского.
Помоги ему, Господь, стать хорошим монахом. Нелегок и труден путь
иноческий, но претерпевшему до конца, по обещанию Спасителя, будет
спасение в жизни вечной и многое вознаграждение.
Второе радостное и утешительное для нас событие - это то, что вновь
написана почитаемая в обители икона Божией Матери "Марие обрете
благодать у Бога". В 1830-х годах этот образ был принесен одной
странницей из Киева и пожертвован в пещеры. Более сорока лет икона
находилась в сыром пещерном воздухе в храме во имя святого
благоверного князя Александра Невского и не истлела, даже краски на
ней не потускнели, хотя остальные иконы самое большое 10 лет могли
сохраниться в пещерах. Когда все иконы в храме покрывались каплями
от влаги, то она была сухая, а когда все иконы высыхали, то этот
образ становился влажным и покрыт каплями воды. Потом она была
перенесена в наземный Вознесенский храм.
После революции икона пропала и до 2007 года неизвестно было даже,
как выглядит этот чтимый образ Богоматери. Долго искали хотя бы
описание или репродукцию ее и священники, и насельники монастыря.
Даже посылали запрос по интернет-почте в Киево-Печерскую Лавру и
семинарию, по знакомым спрашивали и искали ее в Киеве - все
безрезультатно. Только после того как, смирившись, решено было
ждать, пока Божия Матерь Сама не захочет явить этот Свой образ,
произошло долгожданное обретение. У одного жителя села Белогорье
репродукция (1903 года) иконы находилась дома. Он даже и не знал,
как она называется, но этой иконой он был благословлен на венчание
своей мамой более 50 лет назад.
По благословению владыки Сергия она теперь написана в каноническом
стиле и под праздник Благовещения была доставлена в село Белогорье.
В самый день Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил
Богородице: ":Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога" (Лк.
1, 30), совершилось освящение иконы "Марие обрете благодать у Бога".
Причем о совпадении названия иконы с вестью Архангела стало известно
только по прочтении Евангелия на Литургии. И теперь хотелось бы
пожелать, чтобы братия обители и паломники искали бы перед этим
образом Богоматери не чудес и явлений, а покаяния, смирения,
послушания, терпения и любви - ведь только через эти добродетели
можно и нам обрести благодать Божию.
Христос воскресе!
Иеромонах ТИХОН (Жданов)
|