Повсюду на земле царит смерть: умирают и дряхлые
старцы, и сильные мужи; умирают в утробе матери и чуть только
появившиеся на свет. Умирает художник у незаконченной картины и
артист на полуфразе; умирает невеста накануне венца и полководец
после славной победы. Лишь иногда смерть посылает вестников –
недуги, болезни, иногда она хватает свои жертвы неожиданно. Ничто не
спасает от смерти: ни самая воздержанная, правильная жизнь, ни
врачи, ни даже самая религия: и праведники умирают наравне с
грешниками.
Откуда же произошла смерть? Она есть следствие удаления от Бога.
Смерть есть следствие греха, оброк греха, наказание человеку. Смерть
– это разлучение души с телом и возвращение тела земле. Наконец,
смерть – конец жизни земной и начало загробной, вечной.
Готовься же к ней, христианин. Не забывай, что после нее – Страшный
суд, на котором выявятся все дела, все чувства и мысли наши.
О, как для каждого из нас страшна и ненавистна смерть! Почему же
милостивый Бог не уничтожил смерть теперь, когда уже и Сам Сын Божий
пришел на землю, искупил человечество и спас его?
Для бессмертного человека нужен и бессмертный мир. Грех же так
растлил физическую и духовную природу мира, что в нем все стало
смертно и тленно. Бессмертие и нетление есть уже закон нового,
вечного бытия. Оставив смерть на земле, Бог этим соделал огромное
благодеяние грешному человечеству, ибо смерть для многих есть
средство спасения от духовной гибели. Смерть сокращает сумму общего
зла на земле. Что представляла бы собой жизнь, если бы вечно
существовали каины, замышляющие вечно на душу брата своего, иуды,
предающие Господа и Учителя, нероны, мучающие христиан, и другие
звери-люди?
Смерть побуждает людей к нравственному усовершенствованию: она
вещает о ничтожестве земной жизни и заставляет думать о загробной.
Она муками умирающего человека дает нам некоторое представление о
загробных страданиях непокаявшегося грешника.
Загробная жизнь, учит Церковь, есть продолжение и развитие земной
жизни, а не новая жизнь. Господь воздаст каждому по делам его.
Загробная жизнь состоит из двух периодов: жизнь до всеобщего
Страшного суда и жизнь после него. Состояние души праведной – это
блаженство, радость, мир, ликование. Источником сего является
близость такой души ко Господу, созерцание Его, общение со святыми и
ангелами и собственное духовное состояние блаженства вследствие
духовного совершенствования, отсутствия борьбы с грехом, отсутствия
мук совести.
До Страшного суда за гробом человек не живет полной жизнью, а как бы
половинчатой, без тела. Участь же его окончательно и бесповоротно
решается на Страшном суде. Посему молитесь!
Но не вечно будет царить смерть. Победивший ее Своим славным
Воскресением Сын Божий уничтожит ее окончательно. Он воссоздаст этот
мир. И ты, человек, телом и душой станешь бессмертным и будешь
гражданином вечности. Священномученик
АРКАДИЙ (Остальский)
|