Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться.
Например, общение с другими людьми – это уже труд. Как приучить
ребенка к труду? Об этом корреспондент журнала «Виноград» Ф.
Савельева беседует со старшим духовником Московской епархии
протоиереем Валерианом Кречетовым.
– Отец Валериан, многие подростки сегодня не хотят учиться, не могут
учиться, не могут заставить себя трудиться.
– Когда не хотят и не могут – это как раз паралич воли, поэтому
трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно ребенка приучать. С
младенчества нужно давать задания, которые воспитывают, например:
«Вот уберешь игрушки – тогда получишь, а нет, значит, не получишь!».
Приучать к тому, чтобы с трудом, заслуженно он получал то, что ему
нравится, то, что ему нужно.
– Как быть, если уже пропустили момент, если ребенок уже ленив?
– Ну, голод не тетка! В основном-то ему всегда чего-то хочется.
Принцип тот же: вот сделаешь дело – и получишь. Как мы росли? У нас
всегда было какое-то задание: вот прополешь грядку – побегаешь. А
так просто – никаких игр. Должна быть последовательность в
воспитании.
– Уже давно в родительской практике появилась такая «воспитательная
мера» – платить детям за выполнение домашней работы и за оценки в
школе…
– Не-е-ет! Этого нельзя делать! Ни в коем случае! Ни в коем! Деньги
до сознательного возраста не должны участвовать в воспитании. В
отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных
вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы
обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба – их обязанность. У
нас, к несчастью, и родители-то не всегда понимают свои обязанности.
Нужно внушать ребенку понятие долга.
– Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок понял необходимость
духовного труда и смог воспроизвести опыт самостоятельного духовного
делания?
– Родители должны приложить все усилия, чтобы как-то показать,
рассказать, разъяснить, как жить и как трудиться, а все остальное
делает Господь. И нужно усердно молиться за своих детей, тогда
Господь создает обстоятельства, через которые ребенок начинает
понимать, что и как.
Я с детства вырос в Церкви и вроде бы привык к молитве. Но вот я
поступаю в институт, а мой брат мне говорит: «Вот к такому-то
преподавателю математику не ходи сдавать – не поступишь». Я
готовился: математика профилирующая. Прихожу на экзамен, сажусь,
готовлюсь по билету. А подготовлен я был неплохо, думаю: сейчас
сдам. А тут приходит как раз тот самый человек, к которому лучше не
попадать. Он смотрит на меня и говорит: «Ну, идите отвечать».
Поначалу все шло неплохо, а потом просит построить отрезок функции.
Сижу и ничего не соображаю! Кто-то рядом тоже «сыплется», я прошу:
«Разрешите подумать». Он: «Пожалуйста, пожалуйста!». А что тут
думать, когда в голове ничего нет? Вот тут я взмолился! И Господь
послал мне решение. Я получил у этого преподавателя пятерку и на ней
въехал в институт, потому что у этого преподавателя получить
«отлично» было сверх всякого. Я понял, что нужно молиться. Да, на
своем опыте я убедился в этом.
– Как научить ребенка молиться?
– Это, по-моему, самое сложное. Во-первых, самому нужно молиться. Я
многих людей знал, которые в старости, вспоминая своих родителей,
говорили: «Открою глаза – а папа или мама стоят, молятся!». Я тоже
всегда вспоминаю, как молилась моя мама.
В семье, я бы так сказал, должна быть молитвенно-трудовая атмосфера,
и главное, во всем нужен личный пример, а в молитве особенно,
ребенок потом поймет!
– К сожалению, подростки начинают реже ходить в храм. Что можно
сделать, чтобы они не избегали посещения храма?
– Общего рецепта нет. Правда, во всех случаях нужно стараться слегка
удерживать ребенка рядом с храмом. Сколько ты удержишь, это вопрос…
Не надо забывать, что мы живем в духовном мире, он совершенно
реально существует и действует на каждого, враг воюет, старается
детей с родителями столкнуть, нужно видеть действие другой силы.
Иногда ребенок не то чтобы не хочет в храме быть, его просто
подзуживают, выталкивают. Иногда надо просто поддержать: устал –
посиди. Иногда отвлечь ребенка от сосредоточенности на своем усталом
состоянии. Помнится мне, как я был духовником в одной паломнической
поездке. Мы плыли на пароходе, была качка, всех укачало, побежали за
таблетками. Тут я что-то интересное стал рассказывать и пока
рассказывал, уже забыли про качку. Рассказать, быть может, о понятии
«второе дыхание», которое есть у спортсменов: вот уже падаешь, уже
нет сил – ничего подобного, не упадешь, дотянешь… Так и тут.
Но когда появляется «не хочу» – нужно понуждать.
– Связан ли сегодняшний кризис с отношением современного человека к
труду?
– Кризис – это суд системы. Кроме того, экономический кризис – это
производная от духовного кризиса. В сущности, получается, что
безработица, сокращение учебных заведений – это результат того, что
никто не хочет ни трудиться, ни учиться: «да даст тебе Господь по
сердцу твоему». Бог попускает это, чтобы люди смогли оценить
по-настоящему труд и учение. Не будешь учиться, не будешь трудиться
– жизнь станет каторгой. Чем ближе человек к Богу, тем труд для него
радостнее, а чем дальше, тем невыносимее.
|