Будь со Христом, а не со грехом


Протоиерею Борису Узаревичу, настоятелю Вознесенского храма села Избище Семилукского района,
духовнику Воронежской епархии – 70 лет

Родился Борис Хрисанфович Узаревич близ Почаева 26 апреля 1939 года в семье крестьян Хрисанфа Петровича и Натальи Андреевны. В 1939 году отец ушел служить в армию.

Война. Тяжелое ранение в голову и контузия. Чудом выжил. После госпиталя он еще до 1948 года служил в войсках. Мечтал о священстве, но с подорванным здоровьем об этом нечего было и думать. Стал читать по покойникам. Никогда за это ни с кого не взял ни копейки. Молился и всегда поминал погибших на войне своих шестерых братьев и двух сестер.

– Во время войны мы нищенствовали. Были у нас какие-то дальние родственники в Воронеже, к которым мы поехали... Помню от той поездки одно – гул самолетов, разрывы снарядов, бомб и постоянное желание есть...

Папа считал, что выжил благодаря не только мастерству врачей, но и по молитвам старцев, которые подвизались тогда в Почаеве.
Вскоре мы с хутора Диброво переехали в Почаев и жили на улице Липовой, деревья на которой посадил еще преподобный Иов, основатель Почаевского монастыря...

С мамой случилась беда. Ее покусала собака. Врачи приняли решение – ампутировать ногу. Но в это время приходит из монастыря отец и говорит, что старец Иосиф (канонизирован с именем Амфилохий) сказал, что больную надо быстрее везти к нему – он сам вылечит маму...

 
«Тяжело из жизни уходила бывшая активная коммунистка. Говорили, что была замечательнейшим специалистом, но жила без Бога, и от дочери даже слышать не хотела, что надо пригласить батюшку. 96-летнему человеку стало совсем плохо. Потеряла дар речи. И вот тогда она взяла лист бумаги и написала: «Жду батюшку...».
Я ее пособоровал. Надо было видеть ее глаза. Они были чистыми, просветленными, взгляд бесконечно благодарный... Бежали слезы. Немощная старушка счастливо улыбалась и что-то пыталась мне сказать. Я не выдержал – слезы сами побежали...
Через день она умерла. Близкие говорили, что перед уходом никакой тревоги у нее не было. Умиротворенность и спокойствие...
 

Чудо свершилось. Буквально через день стали затягиваться глубокие рваные раны – и никаких последствий. Вот тогда я впервые всерьез задумался о старцах, о Православии. Стал стремиться быть ближе к старцу Иосифу. Под его духовным попечением и рос. С его благословения поступил в Загорскую духовную семинарию. С ним всегда советовался при принятии жизненно важных решений. Старец стал главным человеком для всей нашей семьи. Родители встречались с ним тайно – было великое хрущевское гонение на монахов. Отец Иосиф был в опале. Его удалили из монастыря. Жил он в маленькой избушке на кладбище. Меня часто посылали к старцу – носил картошку, молоко... Двадцать пять лет он прожил на том кладбище... Люди к нему шли и шли...

За веру нас притесняли постоянно. В школе надо мною смеялись и сверстники мои, и преподаватели. В старших классах со мною стали проводиться беседы. Директор школы надеялся, что буду поступать в вуз, но я категорически заявил, что мой путь только в духовную семинарию. Верил старцу Иосифу, который сказал: «Все возродится, и работы тебе хватит. Боишься, что будешь нищим? Это не беда. Нищенство – начало нашего спасения. Жизнь во Христе – главное богатство».
Духовным отцом считаю и старца Сильвестра. Пятьдесят пять лет прослужил в Почаевском монастыре. С боями прошел всю войну. Был очень уважаемым. Свидетельством уровня этого уважения является то, что именно он был допущен на встречу к Сталину. В этой беседе отец Сильвестр спас монастырь от закрытия. Затем подобную дорогу в Кремль довелось повторить при Хрущеве – и во времена ярого противника Православия монастырь также был оставлен в покое.


От него постоянно слышал: «Не ленись. Если Господь дал силы – не ленись, трать их во славу Божию. И всегда молись. Молись – силу молитва не сокращает».

На собеседовании с членами приемной комиссии на вопрос, кем бы хотел стать после окончания семинарии, ответил: «На все воля Божия, с которой хотел бы в согласии прожить всю жизнь». И это очень понравилось архимандриту Тихону (Агрикову). Он и стал мне близким по духу человеком не только во время учебы, но и на все последующее время. От него пришло убеждение: всегда надо стоять на позициях справедливости и всегда отстаивать справедливость, говорить о ней во всеуслышание...

После года обучения в семинарии написал заявление с просьбой призвать меня в армию. Среди семинаристов оказался единственным, который ушел служить добровольцем.

После армейской службы вернулся и продолжил учебу в духовной семинарии. В учебе преуспевал. Однажды встретил девушку и понял – воля Божия. Почти и не встречались. Нескольких бесед было достаточно, чтобы понять – мы созданы друг для друга.
В день своего рождения в 1966 году, в Фомино воскресенье, был рукоположен во священника. Учился и служил при трех патриархах. С Патриархом Алексием I (Симанским) встречался неоднократно. До патриаршества он нам преподавал. Как он выступал на наших вечерах! Это были незабываемые встречи-беседы. Диплом по пастырскому богословию писал под руководством иеромонаха (впоследствии игумена) Марка (Лозинского). Личные качества пастыря-проповедника – такая у меня была тема работы.

При распределении было учтено, что матушка Людмила родом из Воронежа, поэтому после окончания семинарии за подписью Председателя учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Таллинского и Эстонского Алексия (будущего Патриарха Московского и всея Руси) получил распоряжение: «...Вы направляетесь в распоряжение Преосвященного Палладия, архиепископа Воронежского и Липецкого, для прохождения пастырского служения во вверенной Преосвященному архиепископу Палладию епархии».
Через полтора года появляется первый документ, свидетельствующий о его отношении к службе. «16 января 1967 года. ...За усердную службу Церкви Христовой и примерное поведение к празднику Рождества Христова мною Вы удостоены награждения камилавкой... Архиепископ Воронежский и Липецкий Палладий».

А через несколько дней – указ Управляющего Воронежской епархией. «26 января 1967 года. ...Вам дается благословение быть исполняющим обязанности настоятеля Казанской церкви. Архиепископ Воронежский и Липецкий Палладий».

В 1971 году Патриархом Пименом награжден наперсным крестом.

15 апреля 1977 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом ко дню Святой Пасхи удостоен сана протоиерея.

Недолго служил в Казанском храме Воронежа. Внезапно пропал голос. Обратился к врачам. И хирург Михаил Петрович Абакумов обнаружил серьезную болезнь. Выдал направление к специалистам-онкологам в Москву. Все понял отец Борис – надо готовиться к худшему. Но не в Москву поехал, а в Почаев, к старцам Амфилохию и Сильвестру. Нет, сказали те, возвращайся в Москву. Первая операция будет неудачная. Повторную сделают в Воронеже. Провидели, что «отдыхать» пошлют в приход, забытый и «бесперспективный». Благословили: из этого прихода никуда не выезжать.

Так оно и вышло. Владыка Палладий благословил служить в Избище.

...Приехал. На станции Курбатово одна монахиня встречает и успокаивает: «Ничего, батюшка, у нас хорошо... Все батюшки, которых к нам присылали, у нас и помирали...». Успокоила, так сказать.

...От былого величественного храма, одного из лучших в губернии, после взрыва, организованного отступающими немцами, осталась одна колокольня. За долгие годы запустения здесь и конюшня была, и склад, и колхозные мастерские. Под службу была отведена сторожка – маленькое помещение... Какое ведение службы?! Тут даже от дождя невозможно было укрыться – худая крыша, стены всеми ветрами продуваются.

Болезнь болезнью, но на все воля Божия – закинул веревку за остов прогнившей крыши, забрался наверх. Вниз лопатой несколько дней сбрасывал грязь, птичий помет. Договорился с водителем самосвала – было сделано несколько ходок. К зиме ничего не успел сделать – служил в той колокольне, а через проем в крыше на престол падал снег...
 
Святитель Феофан Затворник говорил: «Тяни, пока Господь не выпряжет». Моли Бога, чтобы не просить, а отдавать. Я стараюсь больше Господа не просить, а благодарить. Он мне очень многое дал. Мы все просим, просим, а благодарить Его забываем. Надо трудиться, надо молиться и не сетовать на ту участь, которую нам Господь дал. Главное – заботиться о душе. Нельзя просить… Чего расписываться в бессилии своем? Ты дерзай – Господь всегда поможет. А то не хотят перстом шевельнуть, а получать одни блага – готовы. Так не бывает. Надо трудиться. Я где-то читал: сам молись, сам и трудись. Когда силы тебя покидают, ты усиль молитву к Богу, Господь тебе поможет.
…Упаси Боже что-то выслеживать. Разве это христианская любовь, разве это Православие, когда люди строят взаимоотношения на страхе, лести… Надо жить и поступать по Евангелию. Все. Богобоязненность должна быть. Знать должен – грех в лености, придумывании отговорок при нежелании трудиться.
 

Время шло. Вскоре не только колокольню отреставрировали, но в пристроечке освятил второй придел во имя святого благоверного князя Александра Невского – влияние его жития, его пример связываю с небывалым проявлением величия духа, патриотизма нашего духовенства в годы Великой Отечественной войны.

Терпение, труд и молитвы батюшки не остались незамеченными.
«Настоятель Вознесенского храма села Избище Семилукского района Воронежской области протоиерей Борис Хрисанфович Узаревич по моему представлению Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом ко дню Святой Пасхи 1982 года награжден Крестом с украшением. Епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий. 12 апреля 1982 года».

Как же часто бывает: приезжают и начинают умиляться – мол, как же тут у вас хорошо молиться. Почти ежедневно приходится напоминать притчу о рыбаке, который вышел в море только с молитвой...

Жизнь, что лодка: чтобы дойти до какой-то цели, надо грести двумя веслами. Одно весло – молитва, другое – труд. Ты живи так, чтобы не ронять ни одно весло...

Всем говорю: не научились молиться – трудитесь. Когда трудишься, меньше грешишь. Голова не занята глупыми думами. Счастлив человек, если его с детства приучили совмещать труд с молитвой.

«Будь со Христом, а не со грехом», – я это с детства от старцев слышал – от отца Амфилохия, отца Сильвестра...

Э. ЕФРЕМОВ

Воронеж Православный №5-6 (126-127) 2009