Протоиерею Борису Узаревичу, настоятелю Вознесенского храма села
Избище Семилукского района,
духовнику Воронежской епархии – 70 лет
Родился
Борис Хрисанфович Узаревич близ Почаева 26 апреля 1939 года в семье
крестьян Хрисанфа Петровича и Натальи Андреевны. В 1939 году отец
ушел служить в армию.
Война. Тяжелое ранение в голову и контузия. Чудом выжил. После
госпиталя он еще до 1948 года служил в войсках. Мечтал о священстве,
но с подорванным здоровьем об этом нечего было и думать. Стал читать
по покойникам. Никогда за это ни с кого не взял ни копейки. Молился
и всегда поминал погибших на войне своих шестерых братьев и двух
сестер.
– Во время войны мы нищенствовали. Были у нас какие-то дальние
родственники в Воронеже, к которым мы поехали... Помню от той
поездки одно – гул самолетов, разрывы снарядов, бомб и постоянное
желание есть...
Папа считал, что выжил благодаря не только мастерству врачей, но и
по молитвам старцев, которые подвизались тогда в Почаеве.
Вскоре мы с хутора Диброво переехали в Почаев и жили на улице
Липовой, деревья на которой посадил еще преподобный Иов, основатель
Почаевского монастыря...
С мамой случилась беда. Ее покусала собака. Врачи приняли решение –
ампутировать ногу. Но в это время приходит из монастыря отец и
говорит, что старец Иосиф (канонизирован с именем Амфилохий) сказал,
что больную надо быстрее везти к нему – он сам вылечит маму...
«Тяжело из жизни уходила бывшая активная коммунистка.
Говорили, что была замечательнейшим специалистом, но жила
без Бога, и от дочери даже слышать не хотела, что надо
пригласить батюшку. 96-летнему человеку стало совсем плохо.
Потеряла дар речи. И вот тогда она взяла лист бумаги и
написала: «Жду батюшку...».
Я ее пособоровал. Надо было видеть ее глаза. Они были
чистыми, просветленными, взгляд бесконечно благодарный...
Бежали слезы. Немощная старушка счастливо улыбалась и что-то
пыталась мне сказать. Я не выдержал – слезы сами побежали...
Через день она умерла. Близкие говорили, что перед уходом
никакой тревоги у нее не было. Умиротворенность и
спокойствие... |
|
Чудо свершилось. Буквально через день
стали затягиваться глубокие рваные раны – и никаких
последствий. Вот тогда я впервые всерьез задумался о
старцах, о Православии. Стал стремиться быть ближе к старцу
Иосифу. Под его духовным попечением и рос. С его
благословения поступил в Загорскую духовную семинарию. С ним
всегда советовался при принятии жизненно важных решений.
Старец стал главным человеком для всей нашей семьи. Родители
встречались с ним тайно – было великое хрущевское гонение на
монахов. Отец Иосиф был в опале. Его удалили из монастыря.
Жил он в маленькой избушке на кладбище. Меня часто посылали
к старцу – носил картошку, молоко... Двадцать пять лет он
прожил на том кладбище... Люди к нему шли и шли...
За веру нас притесняли постоянно. В школе надо мною смеялись
и сверстники мои, и преподаватели. В старших классах со мною
стали проводиться беседы. Директор школы надеялся, что буду
поступать в вуз, но я категорически заявил, что мой путь
только в духовную семинарию. Верил старцу Иосифу, который
сказал: «Все возродится, и работы тебе хватит. Боишься, что
будешь нищим? Это не беда. Нищенство – начало нашего
спасения. Жизнь во Христе – главное богатство».
Духовным отцом считаю и старца Сильвестра. Пятьдесят пять
лет прослужил в Почаевском монастыре. С боями прошел всю
войну. Был очень уважаемым. Свидетельством уровня этого
уважения является то, что именно он был допущен на встречу к
Сталину. В этой беседе отец Сильвестр спас монастырь от
закрытия. Затем подобную дорогу в Кремль довелось повторить
при Хрущеве – и во времена ярого противника Православия
монастырь также был оставлен в покое. |
От него постоянно слышал: «Не ленись. Если Господь дал силы – не
ленись, трать их во славу Божию. И всегда молись. Молись – силу
молитва не сокращает».
На собеседовании с членами приемной комиссии на вопрос, кем бы хотел
стать после окончания семинарии, ответил: «На все воля Божия, с
которой хотел бы в согласии прожить всю жизнь». И это очень
понравилось архимандриту Тихону (Агрикову). Он и стал мне близким по
духу человеком не только во время учебы, но и на все последующее
время. От него пришло убеждение: всегда надо стоять на позициях
справедливости и всегда отстаивать справедливость, говорить о ней во
всеуслышание...
После года обучения в семинарии написал заявление с просьбой
призвать меня в армию. Среди семинаристов оказался единственным,
который ушел служить добровольцем.
После армейской службы вернулся и продолжил учебу в духовной
семинарии. В учебе преуспевал. Однажды встретил девушку и понял –
воля Божия. Почти и не встречались. Нескольких бесед было
достаточно, чтобы понять – мы созданы друг для друга.
В день своего рождения в 1966 году, в Фомино воскресенье, был
рукоположен во священника. Учился и служил при трех патриархах. С
Патриархом Алексием I (Симанским) встречался неоднократно. До
патриаршества он нам преподавал. Как он выступал на наших вечерах!
Это были незабываемые встречи-беседы. Диплом по пастырскому
богословию писал под руководством иеромонаха (впоследствии игумена)
Марка (Лозинского). Личные качества пастыря-проповедника – такая у
меня была тема работы.
При распределении было учтено, что матушка Людмила родом из
Воронежа, поэтому после окончания семинарии за подписью Председателя
учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Таллинского и
Эстонского Алексия (будущего Патриарха Московского и всея Руси)
получил распоряжение: «...Вы направляетесь в распоряжение
Преосвященного Палладия, архиепископа Воронежского и Липецкого, для
прохождения пастырского служения во вверенной Преосвященному
архиепископу Палладию епархии».
Через полтора года появляется первый документ, свидетельствующий о
его отношении к службе. «16 января 1967 года. ...За усердную службу
Церкви Христовой и примерное поведение к празднику Рождества
Христова мною Вы удостоены награждения камилавкой... Архиепископ
Воронежский и Липецкий Палладий».
А через несколько дней – указ Управляющего Воронежской епархией. «26
января 1967 года. ...Вам дается благословение быть исполняющим
обязанности настоятеля Казанской церкви. Архиепископ Воронежский и
Липецкий Палладий».
В 1971 году Патриархом Пименом награжден наперсным крестом.
15 апреля 1977 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
Пименом ко дню Святой Пасхи удостоен сана протоиерея.
Недолго служил в Казанском храме Воронежа. Внезапно пропал голос.
Обратился к врачам. И хирург Михаил Петрович Абакумов обнаружил
серьезную болезнь. Выдал направление к специалистам-онкологам в
Москву. Все понял отец Борис – надо готовиться к худшему. Но не в
Москву поехал, а в Почаев, к старцам Амфилохию и Сильвестру. Нет,
сказали те, возвращайся в Москву. Первая операция будет неудачная.
Повторную сделают в Воронеже. Провидели, что «отдыхать» пошлют в
приход, забытый и «бесперспективный». Благословили: из этого прихода
никуда не выезжать.
Так оно и вышло. Владыка Палладий благословил служить в Избище.
...Приехал. На станции Курбатово одна монахиня встречает и
успокаивает: «Ничего, батюшка, у нас хорошо... Все батюшки, которых
к нам присылали, у нас и помирали...». Успокоила, так сказать.
...От былого величественного храма, одного из лучших в губернии,
после взрыва, организованного отступающими немцами, осталась одна
колокольня. За долгие годы запустения здесь и конюшня была, и склад,
и колхозные мастерские. Под службу была отведена сторожка –
маленькое помещение... Какое ведение службы?! Тут даже от дождя
невозможно было укрыться – худая крыша, стены всеми ветрами
продуваются.
Болезнь болезнью, но на все воля Божия – закинул веревку за остов
прогнившей крыши, забрался наверх. Вниз лопатой несколько дней
сбрасывал грязь, птичий помет. Договорился с водителем самосвала –
было сделано несколько ходок. К зиме ничего не успел сделать –
служил в той колокольне, а через проем в крыше на престол падал
снег...
Святитель Феофан Затворник говорил: «Тяни, пока Господь
не выпряжет». Моли Бога, чтобы не просить, а отдавать. Я
стараюсь больше Господа не просить, а благодарить. Он мне
очень многое дал. Мы все просим, просим, а благодарить Его
забываем. Надо трудиться, надо молиться и не сетовать на ту
участь, которую нам Господь дал. Главное – заботиться о
душе. Нельзя просить… Чего расписываться в бессилии своем?
Ты дерзай – Господь всегда поможет. А то не хотят перстом
шевельнуть, а получать одни блага – готовы. Так не бывает.
Надо трудиться. Я где-то читал: сам молись, сам и трудись.
Когда силы тебя покидают, ты усиль молитву к Богу, Господь
тебе поможет.
…Упаси Боже что-то выслеживать. Разве это христианская
любовь, разве это Православие, когда люди строят
взаимоотношения на страхе, лести… Надо жить и поступать по
Евангелию. Все. Богобоязненность должна быть. Знать должен –
грех в лености, придумывании отговорок при нежелании
трудиться. |
|
Время шло. Вскоре не только колокольню
отреставрировали, но в пристроечке освятил второй придел во
имя святого благоверного князя Александра Невского – влияние
его жития, его пример связываю с небывалым проявлением
величия духа, патриотизма нашего духовенства в годы Великой
Отечественной войны.
Терпение, труд и молитвы батюшки не остались незамеченными.
«Настоятель Вознесенского храма села Избище Семилукского
района Воронежской области протоиерей Борис Хрисанфович
Узаревич по моему представлению Святейшим Патриархом
Московским и всея Руси Пименом ко дню Святой Пасхи 1982 года
награжден Крестом с украшением. Епископ Воронежский и
Липецкий Ювеналий. 12 апреля 1982 года».
Как же часто бывает: приезжают и начинают умиляться – мол,
как же тут у вас хорошо молиться. Почти ежедневно приходится
напоминать притчу о рыбаке, который вышел в море только с
молитвой...
Жизнь, что лодка: чтобы дойти до какой-то цели, надо грести
двумя веслами. Одно весло – молитва, другое – труд. Ты живи
так, чтобы не ронять ни одно весло...
Всем говорю: не научились молиться – трудитесь. Когда
трудишься, меньше грешишь. Голова не занята глупыми думами.
Счастлив человек, если его с детства приучили совмещать труд
с молитвой.
«Будь со Христом, а не со грехом», – я это с детства от
старцев слышал – от отца Амфилохия, отца Сильвестра...
Э. ЕФРЕМОВ |
|