О поминовении усопших по уставу Православной Церкви
В канун дня особого поминовения усопших – Радоницы (в этом году
она приходится на 28 апреля) – мы публикуем выдержки из
фундаментального труда выдающегося литургиста святителя Афанасия
(Сахарова; † 1962), епископа Ковровского.
Пасхальная панихида
Церковный устав не знает чина пасхальной
панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасху своих
дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на
проскомидии и тайное поминовение во время Литургии не возбраняется и
на Пасху; не встречает также препятствий и естественное желание
навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими.
Христосование с усопшими
В вере усопшие, оставаясь такими же членами
Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и
ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда
и весьма громогласно. Так в 1463 году чудотворцы Печерские на
пасхальное приветствие преподобного Дионисия: «Яко живи суще... и по
смерти...» от среды гробов отвечали: «Воистину воскресе».
Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным
христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас
на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос
воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу
прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут.
От грусти на могилке для нас, людей, и на Пасху трудно удержаться
совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную,
неосудительную и на Пасху печаль грустными заупокойными
песнопениями, которые по церковному уставу на эту седмицу совсем
устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.
Пасхальное посещение могил священнослужителями
Для людей церковных естественно желание, чтобы
священный обряд христосования с усопшими происходил при участии
священнослужителей, подобно тому как первое, самое радостное
христосование с живыми во время утрени первого дня Пасхи происходит
также при участии священнослужителей.
Кроме того, как для самих церковных людей отрадно и утешительно
посещение с молитвой в праздник их жилищ священнослужителями, так
естественно для них позаботиться о том, чтобы такую же радость и
утешение доставить и умершим. Но и пасхальное посещение могил
священнослужителями, соответственно особливому характеру праздника
праздников и торжества из торжеств, должно быть радостным,
праздничным, торжественным и совершенно отличным от посещения могил
во всякое другое время.
На Пасху на могилке священнослужителям приличнее всего совершить то,
что обычно совершается при посещении на Пасху священнослужителями
домов их живых духовных чад, то есть пропеть пасхальные песнопения,
какие где принято, и как там в конце может быть присоединена ектения
о здравии предстоящих, так и здесь может быть присоединена ектения
об усопших, разумеется, с красным, а не заупокойным «Господи,
помилуй».
Больше из заупокойного ничего – ни кондака, ни «Вечной памяти» не
должно быть.
Пасхальное погребение
У гроба скончавшегося во святые дни Пасхи может
быть более продолжительное служение, но не пасхальной панихиды, а
пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й,
6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми
упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как исключительное и
почти единственное отличие последования пасхального погребения.
Служение же полной панихиды должно быть отложено до Радоницы, когда
у нас обычно совершается поминовение усопших. Но и на Радоницу
должна быть не какая-либо особая пасхальная панихида, а самая
обычная великая панихида, изложенная в Типиконе и Октоихе,
предваряемая только после начального иерейского возгласа троекратным
пением тропаря Пасхи, как это делается на всех службах в
послепасхальные дни.
|