Отменить празднование Пасхи в школах
Безбожная власть, стремясь создать безбожное
государство, направило свои усилия на воспитание в новом духе детей
и молодежи, рассчитывая на податливость первых и легко направляемый
энтузиазм последней.
Руководители народного образования сделали крупный шаг по пути
искоренения религиозных, настроений среди молодежи тем, что ввели
антирелигиозное воспитание в школе. Результаты уже сказываются. Дети
стали чаще посещать школу в дни религиозных праздников по старому
стилю. Дни отдыха переносятся с воскресенья на другие дни недели.
Однако то, что школьные каникулы приурочены к религиозным
праздникам, говорит об одном: далеко не все еще сделано для
уничтожения влияния религии на школу.
Надо заметить, что отдельные губернии и области уже в этом году
отказались от этих традиционных каникул. Наконец на днях
постановление Наркомпроса уничтожает это наследие старого
религиозного быта.
Согласно этому решению с будущего учебного года в школах I и II
ступени, школах крестьянской молодежи, профшколах, техникумах, на
спецкурсах и в дошкольных учреждениях отменяется празднование
рождества, пасхи и вознесения. Дни этих религиозных праздников
объявляются рабочими днями. Устанавливаются следующие 4 перерыва:
осенний – с 7 по 15 ноября (годовщина Октябрьской революции), зимний
– с 21 по 31 января (ленинские дни), краткий – с 12 по 18 марта
(свержение самодержавия в день Парижской коммуны) и десятидневный
весенний перерыв между 10 апреля и 10 мая с таким расчетом, чтобы он
не совпал с пасхой.
Свой удар по религиозному быту Наркомпрос, однако, не довел до
конца: каникулы высших учебных заведений не перестраиваются. Эта
уступка старому совершенно нетерпима. Мы должны добиться перенесения
каникул также в вузах. Ячейки и кружки безбожников наших вузов и
рабфаков должны мобилизовать общественное мнение студенчества и
потребовать перенесения каникул в вузах на дни революционных
праздников.
Решение Наркомпроса будет проводиться с будущего учебного года. Как
же быть с пасхой в нынешнем году? Союз безбожников выдвигает
предложение об отмене празднования пасхи в школах уже в нынешнем
году. Ряд местных органов народного образования уже принял такие
решения. Ленинградский облисполком, Воронежский горОНО и другие
установили весенние каникулы с 27 апреля по 2 мая, а дни пасхи 4, 5
и 6 мая объявили рабочими днями.
Примеру этих организаций должны последовать все органы народного
образования нашей области. Школы ЦЧО в пасхальные дни должны
работать нормально. Обязанность партийных, комсомольских,
профсоюзных и безбожных организаций – создать среди трудящихся
сочувственное отношение этому нововведению.
П. ЗАРИН
«Коммуна»,
16 апреля 1929 года
Пасха ознаменовалась ростом безбожия
Разоблачение «чудес» в рабочих клубах.
Восьмитысячная антирелигиозная демонстрация.
Дни «пасхи» 5 и 6 мая ознаменовались упорной борьбой религиозных
традиций с поднимающейся волной безбожия. Церковный праздник вышел
комом. В ряде пунктов фронт церковников был прорван перешедшими в
наступление безбожниками.
«Заутреня» привлекла значительно меньшее число молящихся, чем в
прошлом году. К этому следует добавить, что многие шли в церковь или
послушать концертное пение (Смоленский собор), или посмотреть на
кукольную комедию митрополичьей службы (Митрофановский монастырь).
Традиционное освещение куличей и пасх тоже проходило без особенного
подъема. Приготовленные для них в церквах полки пустовали.
Традиционный крестный ход также прошел бледно, без обычной пышности.
В заключение всего около Смоленского собора, поперек пути
демонстрации, находчивые безбожники перекинули громадный
антирелигиозный лозунг.
Неудача праздника объясняется отходом от Церкви значительных масс
трудящихся и довольно энергичной работой клубов.
В боях с религиозным дурманом
Самая «пасха» также вышла не очень праздничной.
Во всех школах шли занятия. В ряде школ явка была нормальной. Только
в Чижовской школе I ступени явка учащихся достигала 60 процентов (а
по отдельным группам значительно выше). Характерно, что на детский
вечер в этот день явилось уже 80 процентов учащихся.
По инициативе служащих и рабочих работал ряд магазинов и
парикмахерских. Две парикмахерских ЦРК заработанные в эти дни деньги
передали целиком МОПРу.
Работа магазинов, отсутствие трезвона придали празднику весьма
будничный характер.
На фоне этого убогого праздника развернул широкую работу союз
безбожников. Прежде всего он выступил с рядом «вечеров чудес».
Научные работники ВГУ и ветинститута продемонстрировали в рабочих
клубах ряд самых настоящих «чудес». Здесь были и самозажигающиеся
свечи, и превращение воды в вино, и обновление икон. В одном из
клубов было показано действительно незаурядное «чудо». На глазах у
всей аудитории у богородицы стала вырастать борода. Все эти чудеса
тут же объяснялись, причем, конечно, «чудесного» ничего не
оказывалось…
Помимо этих вечеров был поставлен ряд докладов. Только по одному
второму району союз безбожников провел 104 доклада.
Энергичная работа безбожников вызвала известное сопротивление со
стороны церковников. Впрочем, в открытую они не выступали,
ограничиваясь распространением всевозможных вздорных слухов. На
праздниках было обнаружено довольно интересное явление. Один
катающийся на реке гражданин нашел в воде плывущую по течению
небольшую деревянную икону «святой царицы Анны». Икона эта в
результате попала в антирелигиозный музей, но в реке-то она
оказалась далеко не зря. Очевидно, кто-то подготавливал очередное
«чудо».
Кое-где было отмечено крайне отрицательное явление – хулиганство.
Лица, не имеющие никакого отношения к союзу безбожников, позволяли
себе в отношении верующих грубые и оскорбительные поступки.
Разумеется, такая борьба с религией не только бесцельна, но и
вредна. Она на руку церковникам.
С большим успехом и подъемом прошла организованная союзом
безбожников антирелигиозная демонстрация. В ней участвовало до 7–8
тысяч человек, главным образом молодежи.
Вместо креста – красное знамя
2 мая был торжественно снят крест с церкви
бывшего Девичьего монастыря. Несмотря на то, что монашки и попы
распускали бессмысленные слухи и угрожали «божьим гневом», снятие
креста привлекло многотысячную толпу. Водружение над куполом
красного знамени было встречено дружными аплодисментами.
Клубы в пасхальные дни
4 мая в клубах состоялись антирелигиозные вечера.
Руководили вечерами ячейки безбожников.
В клубе имени Коминтерна после доклада «Был ли Христос» состоялся
вечер самодеятельности.
В клубе имени Карла Маркса были концерт, постановки драмкружка и
танцы.
Хорошо прошел вечер в клубе имени Ленина.
«Коммуна», 8 мая 1929 года
Развернутым фронтом против религии
Безбожники старались вытравить из быта людей все,
что хотя бы напоминало о Боге и Церкви, но с главным праздником
христиан Пасхой и даже с еврейской Пасхой боролись любыми
средствами.
Антирелигиозная пропаганда в нынешнюю антипасхальную компанию
развернулась широко. В беседе с нашим сотрудником председатель
облсовета безбожников Зарин сообщил следующее:
– В этом году антипасхальную неделю мы отмечаем целым рядом
значительных достижений. Прежде всего удалось добиться запрещения
колокольного трезвона в пасхальные дни не только в Воронеже, но и в
ряде других городов области.
Мы проводим также переименование улиц, которые до сих пор носили
поповско-церковные названия. Этим улицам будут присвоены имена
Тимирязева, профессора М. Рейтнера, Степанова-Скворцова, Дарвина, в
связи с его 120-летним юбилеем. Глухой Покровский переулок
переименовывается в «переулок Безбожников», Ануфриевский – в
«переулок Атеистов», Троицко-привокзальный переулок – в «переулок
Привокзально-пролетарский», Вознесенский переулок – в «переулок
Инвалидов».
Большим достижением мы считаем работу, которую провел союз
безбожников против празднования еврейской пасхи. Мы сумели отвлечь
от празднования еврейской пасхи большие массы трудящихся евреев.
Приняты резолюции о закрытии синагоги. Число безбожников в эти дни
выросло за счет еврейской массы, организованы новые ячейки.
Показателем большого интереса трудящихся к антирелигиозным вопросам
является рост числа заявок на безбожные доклады. В этом году впервые
мы привлекаем к антирелигиозной работе научных работников Воронежа.
Организована группа научных работников химиков, задача которых –
обслужить вечера физико-химическими опытами. При ветинституте
создана передвижная лаборатория, которая будет обслуживать так
называемые «вечера чудес». При ботаническом кабинете СХИ организован
специальный антирелигиозный отдел, который будет обслуживать
указаниями и справками студентов, отправляющихся на практику в
пасхальные дни в деревню.
3 и 4 мая ботанический, геологический и химический кабинеты СХИ с 11
до 2 часов дня будут открыты для широких экскурсий. В кабинетах
установлены дежурства научных сотрудников.
Мы провели большую работу против изготовления пасхальных изделий, в
частности мацы и куличей. Количество распроданной мацы в этом году
вдвое меньше прошлогодней. Ни один кооператив не изготовляет
куличей. Мы провели ряд собраний работниц и женщин с докладами
против изготовления пасхальных изделий на дому.
По инициативе учащейся молодежи, педагогов и рабочих в пасхальные
дни будут работать все школы, техникумы и вузы. На ряде предприятий
организуются воскресники. Такие воскресники организуют Воронежский и
Отрожский заводы, завод имени Ленина и другие. Заработок пойдет в
культурный фонд. Между прочим, надо отметить нежелание отдельных
педагогов и даже профессуры работать в пасхальные дни.
Для антирелигиозной пропаганды в пасхальные дни привлекаются
студенты университета, совпартшколы и рабфаковцы, прошедшие
антирелигиозные семинары. Для массовой работы совпартшкола в эти дни
выделяет 25 человек.
По сравнению с прошлым годом лучше к антипасхальным дням
подготовились наши клубы, хотя сделать можно было бы больше. Клубы
отдают преимущества художественной работе в первомайские дни,
затушевывая подготовку антирелигиозных вечеров.
«Коммуна»
1 мая 1929 года
(Орфография
оригинала) |