Все апостолы далеко не сразу и с большим трудом поверили в то, что
их Учитель, Господь Иисус Христос, воскрес из мертвых. Даже им,
видевшим не раз, как Он воскрешал мертвых, нелегко было поверить в
то, что мертвец, недвижимый и бездыханный, в котором нет ни мысли,
ни чувств, может сам себя воскресить.
Это гораздо более непонятно, чем великое чудо воскрешения дочери
Иаира (см. Мк. 5, 40-43) или сына наинской вдовы (см. Лк. 7, 11-15).
Позже всех поверил в это святой апостол Фома. Ему до такой степени
трудно было вместить в свое сознание изумительный факт Воскресения
Господа Иисуса, что он категорически заявил: «Не поверю до тех пор,
пока не вложу перстов моих в раны от гвоздей и руку мою в рану на
груди Его» (Ин. 20, 25).
Почему же святому Фоме так трудно было поверить – труднее, чем
другим ученикам? Чтобы это понять, надо вдуматься в то, как вообще
люди относятся к слухам, ко всему новому и неожиданному. Люди
легковерные без рассуждения и критики воспринимают всякий слух и
всему легко верят. Люди серьезные и глубокомысленные все исследуют,
обдумывают и принимают за истину только то, что выдерживает критику.
Есть и такие, кто не верит совсем, кто не хочет верить, если им
что-то не по душе, кто охотно принимает лишь то, что соответствует
их собственным желаниям, мыслям, настроениям, и упорно не принимает
несозвучное их представлениям, противоречащее их душевным свойствам.
Люди злые не хотят верить ничему доброму. Многие не поверили во
Христа и Его Воскресение именно по этой причине: им не нужно было
это Воскресение, оно мешало им жить своим умом, своим самолюбием. А
к третьему разряду недоверчивых людей относятся скептики,
сомневающиеся во всем.
К какому же из этих трех типов людей принадлежал святой Фома?
Конечно, не к последним двум, не к тем, кто не принимает ничего
святого. Он принадлежал к числу глубокомысленных и нелегковерных,
желающих во всем вполне и точно удостовериться. Разве это
отрицательное качество души? Нисколько. И Господь Иисус Христос не
обвинил святого Фому, а только, считаясь с тем, что ему трудно было
поверить, что ум его был настроен критически, предоставил ему
возможность удостовериться в Своем Воскресении через осязание.
Кто же такие «не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29), которых
ублажает Господь? Это то бесчисленное множество христиан, живших и
ныне живущих силою Воскресения Христова, всем сердцем поверивших в
Господа Иисуса, не видев Его. А нам легко ли, не видев Господа
Иисуса Христа, уверовать в Него? Гораздо легче, чем было апостолам,
потому что со времени Воскресения Его проповедь святого Евангелия
покорила весь мир, угасила злой огонь язычества и просветила
языческую тьму. Свет Христов воссиял над миром. И мы верою знаем,
что Господь жив и пребывает со Отцом Своим, и обитает в каждом
любящем Его чистом сердце, и ныне Он среди нас, в храме, и внимает
нашим молитвам.
Но наша вера гораздо слабее веры апостольской, хотя нет для нас
никакого сомнения в том, что Христос воскрес; в то же время она
требует постоянного укрепления и возгревания. Чем же мы укрепим веру
нашу? Чем согреем ее? Тем, что, подобно апостолу Фоме, осяжем язвы
Христовы. Ведь, хотя мы и не можем вложить в них персты свои, но
можем мысленно припасть к этим язвам и духовным осязанием упрочить
веру.
Посмотрим же со страхом на окровавленные руки Господни. Посмотрим на
ноги Христовы.
Обратим мысленные взоры свои и к страшной ране на груди Христа...
Будем насыщаться любовью Христовой, которая бесконечным потоком
изливалась из Его сердца.
В древние времена евангельские заповеди, проповедь Иисусова жили в
сердцах людей и руководили их жизнью. Во всем и всегда, во всех
делах: и государственных, и общественных, и личных – люди
руководствовались духом христианства. На все свои труды они
призывали благословение Христово.
Люди с молоком матери впитывали любовь ко Христу и веру в Него. Все
было овеяно духом христианского благочестия.
Обратимся к людям, среди которых мы живем, и спросим: «Чем ты
живешь?» Ученый ответит: «Я живу наукой». Политические деятели
скажут: «Мы живем, чтобы преобразовать жизнь человеческую, проводить
реформы, которые сделают ее счастливее». Простой человек скажет:
«Моя жизнь – в заботах о семье, о хлебе насущном, об одежде». А мы
напомним ему: «Разве ты никогда не слышал, что ни о хлебе насущном,
ни об одежде не стоит печься? Ведь «не хлебом одним будет жить
человек» (Мф. 4, 4, Лк. 4, 4), и Бог знает обо всех твоих нуждах,
так что если будешь всем сердцем служить Ему, то не надо будет
заботиться о завтрашнем дне».
Итак, с течением времени все больше и больше появлялось людей, изо
всех сил старавшихся угасить свет Христов, все сильнее и сильнее в
народах развивалось неверие. Появилась ожесточенная, лживая критика
Евангелия, возникли якобы научные теории, которые, на первый взгляд,
совершенно опровергают веру в Бога. Теперь все труднее и труднее
становится стяжать веру во Христа. Но стоит ли нам унывать,
смущаться? Обратимся всем сердцем к язве сердца Христа, да воспримем
из этого вечного источника святую любовь! Он любит всех, кто ищет
Его; Он дает Свою благодать всем, кто помнит о Кресте Его и духовно
его лобызает. Он явится тому, кто с горячей любовью всегда припадает
к язвам Его и в духовном восторге вместе с апостолом Фомой
восклицает: «Господь мой и Бог мой!». И те, кто глубоко вникает в
святое Евангелие, чьи сердца озарены благодатью Божией, очищены
долгими молитвами и постом, до конца мира сохранят свою святую веру,
ибо Господь сказал, что Святую Церковь Его не одолеют и врата адовы
(см. Мф. 16, 18).
Пойдем же за Христом, будем верить в Него, никогда не допуская
сомнения. И тогда вселится в нас Сам Господь Иисус Христос со Отцом
Своим и обитель Свою в нас сотворит (см. Ин. 14, 23). Аминь.
Святитель ЛУКА (Войно-Ясенецкий)
|