Вот уж где суета – так это у Крытого рынка в Саратове. Одно слово
– базар! Проходя здесь, люди крепко держатся за сумки и кошельки,
пробегая взглядом по прилавкам пестрых от товара палаток; редко кто
посмотрит выше… Голова кругом идет от броуновского движения толпы.
Но если поднять глаза, сразу обнаруживается «точка опоры»:
аккуратный белый купол с крестом, что возвышается над старым
двухэтажным домом в самом центре базарной площади. Это – храм во имя
святителя Митрофана, епископа Воронежского.
|
|
|
Метровые стены надежно защищают от городского шума. Высокие
кирпичные печи работают исправно: в храме тепло, уютно. Только что
закончилась служба, прихожане, тихо переговариваясь, не торопятся
расходиться. Кто-то чистит подсвечник, кто-то у свечного ящика пишет
записки…
– Вот здесь новая история храма и начиналась; тут была комнатка
размером два на три метра, – настоятель храма священник Геннадий
Пастухов рукой прочерчивает в воздухе границы помещения,
первоначально выделенного под храм. – А буквально за стенкой
студенты были, пока кафедра (кафедра микробиологии, вирусологии и
иммунологии Саратовского медуниверситета. – М.К.) не выехала. Народ
шумный, беспокойный. Тяжело было…
Батюшка рассказывает, а я смотрю на большую то ли картину, то ли
фотографию на дальней стене: на фоне по-саратовски светлого, словно
выцветшего неба – большой и надежный, как хороший корабль,
белоснежный храм. Такой была Митрофановская церковь сто лет назад.
Трудно поверить и невозможно представить, но когда-то в Саратове на
этом месте было обширное болото, заросшее лесом. Даже дикие утки
водились в зарослях! В начале XIX века болото осушили. А в 1838 году
на образовавшейся пустоши выстроили каменную церковь в честь
Вознесения Господня. Вскоре к ней был пристроен придел во имя
святителя Митрофана Воронежского, по которому церковь в народе стали
называть Митрофановской. От нее пошло и название близлежащей площади
с базарными рядами – их также стали называть Митрофановскими. В 1864
году к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1910 году
выстроена часовня.
Примечательно, что колорит этого места с позапрошлого века, похоже,
не сильно изменился. В середине XIX века от Митрофановского базара
по Михайловской улице (ныне Вавилова) выстраивался «тележный ряд»:
здесь всегда торговали телегами, санями, пролетками, скотом, сеном и
различной упряжью. В противоположной стороне продавали дрова –
маленькую улочку, идущую от церкви и площади, так и прозвали:
Дровяная (ныне Дзержинского), а позднее переименовали в Грошовую
(когда там обосновались продавцы кустарных грошовых товаров). К
началу XX века Митрофановский рынок стал самым крупным в Саратове.
Грязный и неухоженный, он доставлял властям массу проблем и служил
рассадником инфекций. К тому же, несмотря на осушение, здесь долго
застаивались талые и дождевые воды, из-за чего весной и осенью
пешеходное сообщение происходило с большими препятствиями. Для того
чтобы придать площади благопристойный вид, решено было выстроить
здание крытого рынка. Его строительство началось в 1914 году по
революционному по тем временам проекту Василия Люкшина и было
закончено через два года.
После революции, в годы гонений на Церковь, Митрофановский храм
подвергся разрушениям. Осталось лишь одно строение. Новая власть
старую площадь назвала сначала именем Чернышевского, потом – Кирова.
Ни первое, ни второе название в народ не пошло – саратовцы именуют
все это место Крытым рынком.
В ноябре 2005 года уцелевшее храмовое строение было передано
Саратовской епархии Русской Православной Церкви, и 6 декабря, в день
престольного праздника, первую Божественную литургию в возрождаемой
Митрофановской церкви совершил ее настоятель священник Геннадий
Пастухов. В 2007 году в храме начались ремонтно-реставрационные
работы и установлены купол, крест и барабан.
Отец Геннадий рассказывает о планах: должны быть построены
колокольня и пристройка-притвор. Эта пристройка призвана решить
многие коммунальные проблемы храма: отопление, водоснабжение… Но,
как рассказывает батюшка, эти работы могут начаться только после
переоформления земельного участка, числящегося в парковой зоне, под
строительство. К сожалению, в нашем городе это процесс не простой и
не быстрый.
Как формировался приход? Мне почему-то казалось, что рынок,
окружающий плотным кольцом храм, накладывает свой отпечаток на
специфику этого прихода. Отцу Геннадию вопрос явно не нравится.
– Никакой специфики, – говорит он, – люди такие же, как и в других
храмах, – верующие.
Священник рассказывает, что в этот храм ходят большими семьями: не
только дети и родители, но и племянники, двоюродные братья и сестры…
А еще среди прихожан много тех, кто связан с Воронежем: или жил
когда-то в этом городе, или фамильные корни из тех краев.
– Запишите: в этот храм ходят те, кто любит святителя Митрофана
Воронежского, – батюшка строго следит за пометками, которые я делаю
в блокноте. – Это святой, который при жизни своей отвечал за паству
по всей строгости и призывал к благочестию.
Храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Саратове –
единственный в Саратовской епархии, освященный во имя этого святого.
Его настоятель отец Геннадий считает: то, что старинное храмовое
здание сохранилось на столь востребованной с точки зрения рыночного
использования земле в самом центре города до наших дней и вновь было
возвращено Церкви, – свидетельство помощи и покровительства самого
святого Митрофана Воронежского.
М. КРЮЧКОВА
Православная вера
|