Под покровительством святого Митрофана


Вот уж где суета – так это у Крытого рынка в Саратове. Одно слово – базар! Проходя здесь, люди крепко держатся за сумки и кошельки, пробегая взглядом по прилавкам пестрых от товара палаток; редко кто посмотрит выше… Голова кругом идет от броуновского движения толпы. Но если поднять глаза, сразу обнаруживается «точка опоры»: аккуратный белый купол с крестом, что возвышается над старым двухэтажным домом в самом центре базарной площади. Это – храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского.

 

 

Метровые стены надежно защищают от городского шума. Высокие кирпичные печи работают исправно: в храме тепло, уютно. Только что закончилась служба, прихожане, тихо переговариваясь, не торопятся расходиться. Кто-то чистит подсвечник, кто-то у свечного ящика пишет записки…

– Вот здесь новая история храма и начиналась; тут была комнатка размером два на три метра, – настоятель храма священник Геннадий Пастухов рукой прочерчивает в воздухе границы помещения, первоначально выделенного под храм. – А буквально за стенкой студенты были, пока кафедра (кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского медуниверситета. – М.К.) не выехала. Народ шумный, беспокойный. Тяжело было…

Батюшка рассказывает, а я смотрю на большую то ли картину, то ли фотографию на дальней стене: на фоне по-саратовски светлого, словно выцветшего неба – большой и надежный, как хороший корабль, белоснежный храм. Такой была Митрофановская церковь сто лет назад.

Трудно поверить и невозможно представить, но когда-то в Саратове на этом месте было обширное болото, заросшее лесом. Даже дикие утки водились в зарослях! В начале XIX века болото осушили. А в 1838 году на образовавшейся пустоши выстроили каменную церковь в честь Вознесения Господня. Вскоре к ней был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, по которому церковь в народе стали называть Митрофановской. От нее пошло и название близлежащей площади с базарными рядами – их также стали называть Митрофановскими. В 1864 году к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1910 году выстроена часовня.

Примечательно, что колорит этого места с позапрошлого века, похоже, не сильно изменился. В середине XIX века от Митрофановского базара по Михайловской улице (ныне Вавилова) выстраивался «тележный ряд»: здесь всегда торговали телегами, санями, пролетками, скотом, сеном и различной упряжью. В противоположной стороне продавали дрова – маленькую улочку, идущую от церкви и площади, так и прозвали: Дровяная (ныне Дзержинского), а позднее переименовали в Грошовую (когда там обосновались продавцы кустарных грошовых товаров). К началу XX века Митрофановский рынок стал самым крупным в Саратове. Грязный и неухоженный, он доставлял властям массу проблем и служил рассадником инфекций. К тому же, несмотря на осушение, здесь долго застаивались талые и дождевые воды, из-за чего весной и осенью пешеходное сообщение происходило с большими препятствиями. Для того чтобы придать площади благопристойный вид, решено было выстроить здание крытого рынка. Его строительство началось в 1914 году по революционному по тем временам проекту Василия Люкшина и было закончено через два года.

После революции, в годы гонений на Церковь, Митрофановский храм подвергся разрушениям. Осталось лишь одно строение. Новая власть старую площадь назвала сначала именем Чернышевского, потом – Кирова. Ни первое, ни второе название в народ не пошло – саратовцы именуют все это место Крытым рынком.

В ноябре 2005 года уцелевшее храмовое строение было передано Саратовской епархии Русской Православной Церкви, и 6 декабря, в день престольного праздника, первую Божественную литургию в возрождаемой Митрофановской церкви совершил ее настоятель священник Геннадий Пастухов. В 2007 году в храме начались ремонтно-реставрационные работы и установлены купол, крест и барабан.

Отец Геннадий рассказывает о планах: должны быть построены колокольня и пристройка-притвор. Эта пристройка призвана решить многие коммунальные проблемы храма: отопление, водоснабжение… Но, как рассказывает батюшка, эти работы могут начаться только после переоформления земельного участка, числящегося в парковой зоне, под строительство. К сожалению, в нашем городе это процесс не простой и не быстрый.

Как формировался приход? Мне почему-то казалось, что рынок, окружающий плотным кольцом храм, накладывает свой отпечаток на специфику этого прихода. Отцу Геннадию вопрос явно не нравится.

– Никакой специфики, – говорит он, – люди такие же, как и в других храмах, – верующие.

Священник рассказывает, что в этот храм ходят большими семьями: не только дети и родители, но и племянники, двоюродные братья и сестры… А еще среди прихожан много тех, кто связан с Воронежем: или жил когда-то в этом городе, или фамильные корни из тех краев.

– Запишите: в этот храм ходят те, кто любит святителя Митрофана Воронежского, – батюшка строго следит за пометками, которые я делаю в блокноте. – Это святой, который при жизни своей отвечал за паству по всей строгости и призывал к благочестию.

Храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Саратове – единственный в Саратовской епархии, освященный во имя этого святого. Его настоятель отец Геннадий считает: то, что старинное храмовое здание сохранилось на столь востребованной с точки зрения рыночного использования земле в самом центре города до наших дней и вновь было возвращено Церкви, – свидетельство помощи и покровительства самого святого Митрофана Воронежского.

М. КРЮЧКОВА
Православная вера
 

Воронеж Православный №4 (125) 2009