Каждый христианин, каждый воцерковленный обязан нести миру Свет
Христов, обязан защищать свою веру. Это не секрет. Как это делать?
Наше человеческое рвение обычно подсказывает простой способ –
указывать собратьям их грехи, обличать. Если мы грамотные и наш язык
подвешен, то окружающие пугаются нашей воцерковленности. Мы уже
узнали, как отличить грех от праведности, и ревностно бичуем
человеческие пороки. Одному Богу известно, сколько людей своими
бичеваниями мы оттолкнули от Церкви Христовой. Здесь, наверное,
стоит задуматься о том, надо ли людям настойчиво говорить о грехе?
Грех – такая вещь, которая и так каждому из нас хорошо известна и, к
сожалению, близка, тогда как праведность и святость всем нам, увы,
мало знакомы. А между тем общество ждет от христиан именно
праведности и святости.
Наши поступки говорят о нас гораздо красноречивее, чем мы сами
говорим о себе. Отсюда следует, что поступки нас, как христиан,
говорят о нашем, так сказать, христианстве больше, чем мы сами.
Диакон Андрей Кураев говорит: «Люди пробуют приблизиться к нам
(верующим), присматриваются – и вдруг понимают, что чего-то главного
в нас нет». «Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла; не
были бы нужны учителя, если бы мы творили дела благая, – писал
великий святитель Иоанн Златоуст. – Если бы мы соблюдали заповеди
Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, то никто
не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истинной вере. Один был
Павел, и столько людей привлек к себе...». Мы не имеем права
скрывать это. Люди – не слепые, христианство для них уже давно не
новинка и не диковинка. Наши болячки им знакомы, и более того:
болячки эти заслоняют от них ту Истину, которую мы храним у себя».
Для действенной апологетики нам нужно бы самим узреть Свет Христов,
просветиться Им и воспринять Его, а потом уже Им делиться.
На практике бывает полезнее рассуждений о вреде сквернословия просто
купить на свои кровные бутылочку моющего средства и свести матерные
надписи в своем подъезде. Чем разглагольствовать об абстрактном
очищении, действеннее потратиться на банку краски и выкрасить давно
обшарпанные перила на своей лестничной клетке.
История Церкви знает немало способов ненавязчивой, весьма
действенной проповеди и апологетики. Достаточно вспомнить
немногословного старца Серафима из Сарова. Огородный инвентарь в его
руках просветил Светом Истины гораздо больше людей, чем наши
трибунные апологетические речи в кругу близких. Сколько ни говори
«халва, халва», во рту слаще не станет. А наше личное христианство
чаще всего сводится именно к разговорам и далеко-далеко отстоит от
дел, без которых, по апостолу Павлу, «вера мертва есть».
Исходя из всего изложенного о защите веры за двадцать последних
столетий, можно уже начинать апологетическую и проповедническую
практику. Утро. Просыпайся. Господь с тобой! Молитвенное правило,
завтрак, пора на работу. В подъезде с соседями здоровайся первым и
улыбайся. Безбожники учат: «Улыбайтесь всем назло. Это всех
раздражает».
Призыв всем улыбаться очень полезен, к тому же его можно по-христиански
переиначить: «Улыбайтесь всем во благо. Это может вызвать ответную
добродушную улыбку». В маршрутке уступи место старшему, оплати
проезд за собрата, который кошелек в спешке дома забыл. Кто-то
сделал похабную надпись на стекле маркером – достань платочек и
сотри ее. В очереди на проходной или к лифту в офисном здании
пропусти вперед своего соперника. Господь с тобой! К тому же,
оказывается, он и не соперник вовсе, а соратник, соработник. Кризис:
работы больше, зарплата меньше… Возложи на Господа печаль твою, и
Той тя препитает… Не ропщи, все исправится Божией рукой. В перерыве
собираются сплетники – не участвуй. «Блажен муж, иже не иде на совет
нечестивых».
На дворе пост, а в столовой ну никак не хотят угостить тебя одним
гарниром, котлету навязывают. Не скандаль, угости котлетой своего не
постящегося соседа по столику. Не забудь улыбнуться. Впереди еще
половина рабочего дня. Трудись с Господом. Не забывай, что ты –
христианин. По твоему поведению, по твоим поступкам окружающие судят
обо всей Христовой Церкви. Ты споткнешься – скажут: «Церковь
споткнулась». Ты достигнешь горних высот – о Церкви скажут, что она
Святая и Горняя…
Такая вот занимательная наука – апологетика.
Священник
Алексий ЛИСНЯК
|