После многолетних гонений на Церковь Христову по милости Божией
настало время, благоприятное для духовного возрождения народа.
Кресты на куполах многочисленных храмов, колокольный звон все чаще
напоминают нам о вечном среди мира временного.
Еще совсем недавно как святыню передавали из рук в руки потертые
тетрадки с переписанными в них молитвами, акафистами, поучениями
святых отцов. В наше время мы можем без труда приобрести духовную
литературу, иконы, церковную утварь. Но, к сожалению, человек
устроен так, что чем легче ему что-то дается, тем меньше он этим
дорожит. Нередко люди, приобретая Священное Писание, не читают его,
оправдывая себя тем, что это сложно, непонятно, говорят: «Я еще не
доросла до этого». Но потребность души в общении с Творцом остается,
и человек нередко пытается заполнить этот духовный вакуум чтением
более легкой, доступной и часто сомнительной литературы.
Быть христианином нелегко. Все мы сотворены по образу и подобию
Божию. Образ Божий в человеке – это дар Творца Своему творению. К
подобию Божию мы должны стремиться сами, прикладывая личный труд, «в
поте лица» добывая хлеб небесный, «потому что тесны врата и узок
путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14).
Однако можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Не изменяя
своей жизни через покаяние, молитву, дела милосердия, жертвенность,
многие считают возможным войти в Царство Небесное через обрядоверие,
суеверие, паломничество по святым местам и к новоявленным
«святыням». Безусловно проще, легче заказать молебны в 12 храмах,
привезти святую воду из 20 источников и купить «свечу от нечистой
силы», при этом обвесив себя образками, поясками и прочим, чем
постичь умом и сердцем глубину хотя бы одной молитвы, одной
заповеди.
Войти в храм женщине в брюках или без платка нельзя – «смертный
грех». А годами и десятилетиями стоять в храме на богослужении,
ничего при этом не понимая и не желая понять, грехом не считается.
Наоборот, нередко можно услышать, как кто-нибудь с гордостью
говорит: «Я двадцать лет в храме отстояла!».
В наше время духовное невежество недопустимо. Господь щедро
открывает нам пути для спасения, но идем ли мы этими путями?
Сектанты без труда цитируют Священное Писание. Старушка-иеговистка,
опираясь на палочку, идет с Библией в руках проповедовать. А многие
православные в это время с упоением читают «Откровения Ангелов
Хранителей», «Старца Антония», «Отрока Вячеслава»...
В Воронеже находятся мощи великого угодника Божия святителя
Митрофана, а многие воронежцы ничего не знают о своем небесном
заступнике и покровителе. У них даже не вызывает интереса, не говоря
уже о благоговении, рака с мощами святого. Однако, не жалея времени,
сил, денег, целые автобусы с паломниками отправляются на всенародное
покаяние на могилку 11-летнего мальчика Вячеслава за тридевять
земель.
Отрок Вячеслав – новоявленный «святой». Церковью, правда, пока еще
не прославлен, но акафист и иконы уже продаются. Почитание отрока в
народе велико. Да это и не удивительно. Если мы возьмем в руки одну
из книг, наиболее полюбившуюся православным, то не без удивления
сможем узнать о новом «пророке» и «чудотворце».
В книге Л. Емельяновой «Бог говорит избранникам своим...» читаем: «А
еще он говорил, что знает мысли нашего и американского президентов.
Да и вообще мысли всех людей знает, где, какие ядерные ракеты стоят
и сколько, секретов для него на земле совершенно нет» (с. 33).
«Любого человека он видел сразу. Мог сказать, сколько грехов у
него...» (с. 91).
«Тайна сотворения времени для материального мира – непостижимая
человеческому уму загадка Промысла Божиего. Мы не сомневаемся, что
Славику эта тайна была открыта» (с. 151). Создается впечатление, что
речь идет о свойствах Божиих. Бог всеведущий. «И нет твари,
сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему
дадим отчет» (Евр. 4, 13).
Другое свойство Божие – Бог всемогущ. «И встав Он запретил ветру и
сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая
тишина» (Мк. 4, 39). Апостолы боялись погибнуть и воззвали к
Господу. А теперь давайте сопоставим это чудо с чудом, которое
сотворил отрок Вячеслав. «В один из таких дней Славочка играл с
ребятишками рядом с домом на полянке, а там жарко, душно, нет ни
малейшего ветерка. Ребята ему пожаловались, и вдруг у них на полянке
появился ветерок, нигде его не было, только у них, где они играли»
(с. 71).
Комментарии излишни.
«Славик часто и много говорил об устройстве ада, а про рай
рассказывал только некоторым людям» (с. 137). «Славик сказал, что
есть в аду место, где главный большой червь и множество других
червей лезут человеку в нос, в рот, в глаза, в уши, и это очень
больно. Еще говорил Славочка, чтобы я одна не ходила на кладбище,
так как червь очень умный и хорошо слышит и, высовываясь немного
наружу, хватает и утаскивает под землю ходящих в одиночку» (с. 139).
Можем ли мы что-то подобное прочитать в Священном Писании или у
святых отцов? В Священном Писании об аде говорится символично,
прикровенно, а в книге преподобного Иоанна Дамаскина «Точное
изложение православной веры» имеется только глава «О сошествии во
ад», в которой совершенно отсутствует какое-либо описание ада.
Вероятно, отрок Вячеслав дружил и с той старушкой-иеговисткой. Когда
жизни мальчика угрожала опасность, то «Славочка не разрешал вливать
ему чужую кровь... Славик говорил, что с чужой кровью в человека
входят и чужие грехи...» (с. 113). Для верующего человека великой
добродетелью является смирение. Патриарх Авраам говорил о себе: «Я –
земля и пепел». Царь Давид сказал: «Я – червь, а не человек».
Апостол Павел писал: «Я – наименьший из апостолов, я недостоин и
называться апостолом». Отрок Вячеслав говорил: «Когда вы узнаете,
кто я, то сильно испугаетесь, потому что вольно обращались со мной,
а потом будете радоваться и гордиться мною» (с. 288).
Не менее «скромно» сказал отрок и о своем служении. «Главным
предназначением Славика была борьба со злыми духами, он так
несколько раз сам говорил» (с. 149). «Этой борьбы, бывало, не
выдерживали и великие христианские подвижники, десятками лет
подвизающиеся на духовном поприще, а отрок Вячеслав, несмотря на
свою божественную предопределенность и духовные дарования, был еще и
просто ребенком» (с. 179).
Нужно заметить, что «вышел на служение Славочка в пять с половиной
лет» (с. 288). Даже преподобный Сергий Радонежский, который трижды
прокричал в утробе матери и был постником от рождения, в этом
возрасте был еще просто ребенком и только путем многолетнего подвига
стяжал святость. При этом он почитал себя великим грешником и в
отличие от отрока Вячеслава не занимался предсказаниями о своей
канонизации.
Помимо всего сказанного в данной книге много места отведено
предсказаниям о судьбах мира во всех подробностях и деталях. Даже
святой апостол и евангелист Иоанн Богослов не удостоился такого
откровения! А сколько говорится об НЛО, динозаврах, о смерти Р.М.
Горбачевой, о болезни Б.Н. Ельцина, о развале армии и СОБРовцах!
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а
внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). Писать можно бесконечно
много, но и приведенных здесь фактов достаточно, чтобы вызвать
желание что-то переосмыслить, на что-то взглянуть по-новому. «Все
испытывайте, хорошего держитесь», – писал апостол Павел.
А. ЗУБКОВА |