Современная семья деградирует, потому что не имеет опыта любви
Наша жизнь – это текст, который нужно уметь читать. У этого текста
есть свои авторы – это мы и те, кто жил до нас, оставившие
многотомные наследия своих жизней. Библиотекой является вся история
человечества.
Порой текст жизни бывает сложен и даже очень, но тем не менее мы
должны уметь его понимать и анализировать. При вдумчивом прочтении
этого текста наши биографии могут приобрести оттенок большей полноты
и изящной содержательности. Жизнь будет литься подобно прекрасной
мелодии, дарящей радость всему соприкоснувшемуся с ней. И наоборот.
При небрежном прочтении довольно сложного текста нынешней жизни
появляются темные и грязные тона на палитре нашей истории – это
изуродованные судьбы. Судьбы, центростремительной точкой которых
была смерть. Позвольте сказать о той реальности, о которой обычно
молчат, потому что реальность эта – наша интимная жизнь, жизнь наших
душ и сердец, ведомая каждой личности наедине с собой.
Из опыта современной пастырской практики можно узнать, что время
наше не отличается особой грамотностью по отношению к тексту жизни,
несмотря ни на какие формы просвещенности: информационные,
культурные, технологические и другие. На одной плоскости бытия
современного человека лежат и высокая рациональная развитость
(прагматизм во всех сферах жизни), и личностная деградация
(качественное разложение человеческой личности). Самой яркой
иллюстрацией этого процесса является положение, сложившееся в
наиглавнейшем институте человеческих взаимоотношений – в институте
семьи.
Обычно в таких случаях сразу же начинают приводить статистические
сведения (а статистика здесь действительно ошеломляющая: более
половины семей после регистрации распадаются), однако же нас
интересуют причины происходящего. Причиной всего, что с человеком
происходит, является сам человек, его личность, его внутреннее
содержание. По схеме развития человеческой личности идет развитие
любого института, связанного с человеком. Состояние одного можно
проверить по состоянию другого: какова отдельно взятая личность,
таков и институт. Меняются лишь степень и масштабы. Личность
определяет все. Не будем давать оценок личности нашего современника,
поскольку за нас это красноречиво показывают плоды деятельности этой
личности: массовая безрелигиозность сознания, культ материальных
благ, оценка жизни по критерию «А что я с этого буду иметь?»,
узаконенное детоубийство, разврат, стихийная поверхностность
мышления. Все это представляет собой в совокупности вектор,
направленный в сторону развития вышеперечисленного в современной
личности. Если математически просчитать, к какому итогу эта
траектория движения выведет современный мир, то мы увидим в финале
глухой тупик – смерть. Но смерть уже не частную, а всеобщую,
вселенского масштаба, то есть именно то, о чем и говорит книга
Откровения апостола Иоанна Богослова.
Но вернемся к затронутому нами глобальному вопросу современности –
вопросу семьи.
Семья… Каким смыслом наполнено это слово сегодня? В.Н. Тростников,
профессор университета имени апостола Иоанна Богослова, отвечая на
поставленный перед самим собой вопрос о том, как представляет себе
брак сегодняшняя примитивная масс-культура, пишет: «Встречаются
двое, он и она. Между ними возникают взаимная влюбленность и
взаимное физическое влечение. Чтобы иметь возможность постоянно
выражать друг другу свои чувства и соединяться телесно, они
съезжаются и начинают жить вместе». Образование семьи сводится,
таким образом, к чисто квартирному вопросу.
Далее все происходит по совершенно банальной схеме: в процессе
близкого бытового контакта ложные идеальные образы друг друга
рушатся под гнетом объективной реальности, происходит разочарование,
а затем все определяет то, насколько это разочарование было сильным,
и то, какой мерой чувства влюбленности и способностью к
рассудительности обладают двое. Чаще всего подобные ситуации
завершаются разводом.
Когда же на исповеди спрашиваешь этих людей о причинах разрушения их
браков, то, как правило, звучит ответ: «Он оказался таким негодяем»
или «Она такая стерва». На самом деле единственной объективной
причиной такой ситуации является изначальное ложное представление о
семье.
Очень верно и точно суть семейных отношений определил прекрасный
русский мыслитель и филолог С. Аверинцев: «Благословенная трудность
семьи – в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко
подходит к самому важному персонажу нашей жизни – к другому».
Если вдуматься в смысл этих слов, то сердце наполняется
благоговейным трепетом, восторгом. Именно «быть другим» является
уникальным специфическим свойством брака. «Тайна любви к человеку
начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им
обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то
ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью –
только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась», –
говорил митрополит Антоний Сурожский.
Полюбить по-настоящему можно лишь в том случае, если ты в человеке
видишь самостоятельную личность, отличную от тебя, обладающую своим
самостоятельным сознанием, имеющую свой внутренний мир. Только на
таком фундаменте понимания сущности супружеской любви можно
построить прекрасное здание, именуемое семьей.
Нынешнее время отличается глубоким эгоизмом, который никогда не даст
зародиться даже подлинной влюбленности, не говоря уж о любви. Обе
половины видят друг в друге какие-то свои черты, и фактически
получается, что, по сути, влюбленность адресована самим же себе.
Дальнейший кризис обусловлен крушением этого чудовищного стереотипа,
поскольку личность каждого начинает проявляться более отчетливо и,
следовательно, терять те ложные призрачные черты и качества,
которыми была наделена. «Самости» трудно примириться с волей
другого, с правами другого, с самим бытием другого», – пишет С.
Аверинцев. Вот она, коренная причина нынешнего кризиса семьи, да и,
пожалуй, всего общества в целом. Современная личность деградирует
потому, что эгоистична, а следовательно, законсервирована в самой
себе и не имеет положительного развития. Современная семья
деградирует потому, что не имеет опыта любви. Без любви семейная
жизнь являет уродливые черты и теряет смысл. Отсюда нежелание иметь
детей, супружеские измены, конфликты...
В процессе реставрации института семьи в настоящее время
доминирующим фактором должно быть привитие культуры семейных
отношений. Именно эта культура вмещает в себя такое фундаментальное
качество человеческой личности, как целомудрие, где личность являет
себя целостно, во всей своей полноте и красоте.
Христианский брак имеет своим основанием именно целомудренную
любовь, то есть любовь личности к личности, а не добровольную игру
друг в друга на почве сексуального влечения. Священное Писание
говорит о браке в самых высоких образах, приравнивая любовь мужа и
жены к отношениям Христа и Церкви. Брак является выражением
предельной радости, предельной полноты. Это полнота не
психологического состояния, а полнота в любви. Семья есть малая
Церковь, в центре которой Христос. Бог – источник жизни, и если в
центре семейных отношений находится Бог, то такая семья будет
сопричастна жизни. Эта иерархия имеет естественный порядок,
основанный на духовных законах, которые в свою очередь сходны с
законами физическими. Сходство состоит в том, что и те, и другие
законы объективны и их нельзя отменить или обмануть. Отличие
заключается в том, что объекты, к которым относятся законы физики, –
электроны и атомы – не могут их не исполнять, а объекты, к которым
относятся законы духовные, – люди и Ангелы – могут, поскольку
являются свободными субъектами. Но, не выполняя эти духовные законы,
они вредят себе и внешнему миру. Так и законы брака существуют в
единственном варианте, и других нет – это христианский брак, тайна
которого раскрыта в Священном Писании. Этот брак исполнен любви и
света, радости и святости, вечного блаженства в Боге. Но только
избрать его должны сами супруги и только добровольно.
Священник Кирилл ДАНИЛИЧЕВ |