Мы живем в удивительную по своей сути
эпоху. Лицом нашего времени является забвение смысла человеческой
жизни. Самым страшным заблуждением для человека всегда было смешение
понятий добра и зла. Именно этим сознательным заблуждением наше
время и грешит.
Наша реальность большинством
воспринимается как абсолютная и безусловная, как та, в пространстве
которой проходит единственная жизнь, данная человеку. Однако всем
прекрасно известно, что реальность эта по всем своим качественным
характеристикам ограничена: пространство – своей трехмерностью,
время – своим свойством конечности, материя – изначальной тенденцией
к тлению, прочие объекты окружающего мира тоже являются лишь
условными, а не абсолютными. Как подзаконное и конечное может быть
абсолютным? И вот здесь возникает вопрос: а что же в нашей жизни, в
жизни всей поверхности земного шара, в жизни всего космоса
абсолютно? Каким воздухом мы должны дышать, чтобы жить и не умереть?
Только веяние объективной реальности может вселить в нашу жизнь
«душу живую», наполнить нашу жизнь кислородом полнокровного бытия.
Но что же в таком случае может быть этой реальностью? Вечность.
Именно она является дивным садом, в котором взращиваются наши жизни.
От личности человека, от уровня его духовной чуткости зависит то,
чем станет для него столкновение с этой реальностью. Для некоторых
эта встреча становится началом Жизни, для других это краткое
озарение, впоследствии исторгаемое из памяти, для прочих же эта тема
закрыта.
Христианство – свидетельство о Вечности, свидетельство о Боге,
следовательно – свидетельство об этой абсолютной реальности, ибо
«все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что
начало быть» (Ин. 1, 3). Поэтому цель христианской жизни уже здесь,
на земле, – осуществление в рамках этой временной земной жизни
вечных непреложных законов совершенного бытия.
Тема мученичества для нас становится очевидной только в рассмотрении
смысла христианской жизни. Смысл же христианской жизни заключается в
умирании во Христе, по слову апостола Павла: «Ибо мы, живые,
непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова
открылась в смертной плоти нашей» (2 Кор. 4, 11). В чем же состоит
это умирание?
Вся наша жизнь – крестоношение. Таков мир, в котором мы живем: все
розы его окружены шипами. Невозможно прикоснуться к благоухающей
розе вечности, не соприкоснувшись с шипами смерти. Посеянное зерно
должно умереть, чтобы родилась новая жизнь в виде растения на
поверхности земли. Единство с Вечностью, единство со Христом
достигается никак иначе, кроме как несением своего собственного
креста на свою собственную Голгофу.
Мученический подвиг – это наиболее яркое и очевидное проявление
самой сути христианской жизни. В греческом языке слово «мученик» –
синоним слова «свидетель». Мученик есть тот, кто своей смертью
свидетельствует о вечной жизни, ради которой он и претерпевает
страдания. Мученичество есть факт, олицетворяющий всю глубину
духовной жизни претерпевшего страдания от начала до перехода в
вечность. Более того, сам подвиг мученичества является кульминацией
духовного пути человека.
В древние времена жизни Церкви, как, впрочем, и в нашей
современности, присутствие мученического подвига всегда доказывало
существование людей, для которых невидимое и неощутимое плотью
измерение было абсолютно реальным, почти что бытовым. Завеса между
временем и вечностью открывалась перед ними, давая возможность
окрыляющей Божественной Благодати прикоснуться к духу и заставить
его гореть, попаляя всякий страх.
Мученики, если так можно выразиться, – самые достоверные свидетели
той реальности, которую нынешнее человечество вычеркнуло из своего
существования. Эти свидетели во все времена словно светочи не дают
тьме забвения полностью поглотить род людской, потому что кровь
мучеников – семя Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст гимном воспевает подвиг мученичества:
«Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение Церкви,
утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство
воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение любомудрия,
внушение презрения к благам настоящим и путь стремления к (благам)
будущим, утешение в постигающих нас бедствиях, побуждение к
терпению, руководство к мужеству, корень, и источник, и матерь всех
благ».
Нам, русским людям, живущим ныне на земле, обагренной кровью
христианских мучеников, есть над чем задуматься. Исповеднический ХХ
век наряду с торжеством атеизма и материализма являет нам абсолютную
реальность инобытия, реальность торжества Вечности над
сиюминутностью земных человеческих ценностей в сонме пострадавших и
отдавших свои жизни единственно за свидетельство об этом. По словам
митрополита Антония Сурожского, «мученики, исповедники Российские
являются славой Русской земли перед лицом Божиим, свидетелями того,
что в самые страшные, темные годины истории, издревле и до сих пор,
были сонмы людей, мужчины, женщины, дети, которые так Ему поверили,
так отдали себя в Его руку на служение, что до смерти остались Ему
верными».
Отблеск мученического подвига лежит на жизни каждого христианина.
Крестоношение есть бескровное мученичество. «Кто-то из святых нашего
века сказал, что мы обретаем венец мученичества каждый день, если
посвящаем все свои неприятности и скорби в течение дня Богу», –
говорит в своем докладе о новомучениках и исповедниках Российских
протоиерей Александр Шаргунов.
Шествуя к Богу, мы должны помнить о том, что иного пути кроме как
через Голгофу и Крест не существует. Однако, несмотря на это,
несмотря на увещание апостола Павла, даже верующие люди остаются
беспечными, безразличными по отношению к свидетельству о вечности и
ее законах. Прекрасно и очень точно по этому поводу говорит Владыка
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Сейчас борьба добра
со злом разрастается, принимает новые формы. Наступило время борьбы
с общечеловеческими ценностями добра». «Не обманывайтесь: худые
сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33), – предупреждает
апостол и говорит страшные слова: «К стыду вашему скажу, некоторые
из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 34). Каждый день, который мы хотим
все-таки прожить, мы должны помнить об этих словах апостола Павла.
Единственной существующей реальностью, в которой мы можем и должны
пребывать, является Вечность. Изменяя этой реальности Жизни, мы
наполняемся реальностью смерти, поэтому не нужно пенять на зеркало
объективности, отражающее нас такими, какие мы есть на самом деле.
Вновь и вновь мы слышим вопль, рассекающий дебелую пелену времени и
призывающий нас к подлинной Жизни. Жизни, наполняющей все во всем, к
Жизни, которую Христос в беседе с самарянкой назвал «водою живой». И
мученики, как подлинные свидетели этой истинной и единственной
Жизни, с пространства вечности бросают новый вызов смерти,
вдохновляя нас: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор.
15, 55).
Священник Кирилл ДАНИЛИЧЕВ
|