Великий пост: путь к Пасхе


Задолго до начала самого поста Церковь возвещает о нем и зовет нас вступить в приготовительный период.

К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, посту Церковь готовит нас предпразднствами, или приготовительными неделями к посту, - это характерная черта православной литургической традиции. Почему? Потому что у Церкви глубокое духовное прозрение человеческой природы. Церковь знает недостаточную сосредоточенность и ужасное обмирщение нашей жизни, нашу неспособность быстро изменяться, переходить от одного переживания к другому. Поэтому задолго до начала настоящего подвига поста Церковь обращает наше внимание на его важность и призывает к размышлению о его значении. До начала действительного подвига поста нам объясняется его значение. Это приготовление продолжается в течение пяти недель, предшествующих посту, каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одному из основных моментов покаяния.

Первое возвещение о посте мы слышим в воскресном чтении Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1-10). Это история человека, который был слишком мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно было желание Закхея Его увидеть, что он влез для этого на дерево. Иисус ответил на его желание и вошел в дом его. Сильное желание побеждает природную ограниченность человека. Когда он страстно чего-нибудь желает, он делает вещи, на которые обычно не способен.

Вот каков первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, что заложено в самой глубине нашей души, жаждать абсолютного, которое в нас есть, сознаем ли мы это или нет. И если мы достаточно глубоко, достаточно сильно желаем, Христос сам ответит.

Следующая неделя называется "Неделя о мытаре и фарисее". Накануне этого дня, в субботу на вечерне, впервые открывается Триодь Постная, книга богослужений Великого поста, и к обычным воскресным стихирам и канонам прибавляются стихиры и каноны Недели о мытаре и фарисее. Они посвящены главным образом смирению, необходимому для истинного покаяния.

В евангельской притче (Лк. 19, 10-14) показан человек, всегда довольный собой, думающий, что он исполняет весь закон, все требования Церкви. Он самоуверен и гордится собой. Однако на самом деле он извращает и не понимает смысл этих требований. Он видит в них только требования исполнения внешних обрядов и оценивает свое благочестие согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом.

Как можно стать смиренным? Для христианина ответ прост: созерцая Христа, воплощенного божественного смирения, Того, в Котором Бог показал раз и навсегда всю славу Свою в смирении и все смирение Свое в славе.

Приготовление к посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение - это начало настоящего покаяния. Смирение - прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий. Корни этого порядка питаются смирением, и смирение, прекрасное божественное смирение, - его плод и завершение. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия), - говорится в кондаке это дня, - научимся высоте смиренных слов мытаря..."

В третье воскресенье, приготовляющее нас к Великому посту, мы слушаем чтение притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). В притче и в стихирах этого дня говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Нам рассказывается о блудном (морально заблудившемся) человеке, который ушел в далекую страну и там истратил все, что он имел. Далекая страна - это определение состояния человека, которое мы должны усвоить, когда приближаемся к Богу. Человек, который никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он удален от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говорит христианская вера.

Обряд покаяния часто превращается в равнодушное, объективное перечисление грехов и прегрешений как признание себя виновным перед судебным обвинительным актом. Исповедь и разрешение грехов рассматриваются как нечто юридическое. Но при этом забывается что-то существенное, без чего ни исповедь, ни разрешение грехов не имеют ни настоящего значения, ни силы. Это "что-то" и есть именно чувство отдаления от Бога, от радости общения с Ним, от настоящей жизни, данной нам Богом.

Но Церковь напоминает мне о том, что я покинул и потерял. И я в покаянии обращаюсь к Богу. "Я безумно удалился от твоей отеческой славы - с грешниками растратил данное мне богатство. Но взываю к Тебе голосом блудного сына: согрешил я перед Тобою, Отче щедрый, прими меня кающегося, прими меня как одного из наемников Твоих".

На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, мы поем полный скорби псалом 136. Это псалом изгнания. Он поется еще два раза, в последние два воскресенья перед Великим постом. Он открывает нам значение поста как паломничества, покаяния - возвращения в дом Отца.

Следующее воскресенье называется мясопустным, так как в течение недели за ним Церковь предписывает частичный пост, воздержание от мяса.

Тема мясопустного воскресенья - опять-таки любовь. Евангельское чтение этого дня посвящено притче Спасителя о Страшном суде (Мф. 23, 31-46). По какому закону будет Христос нас судить, когда настанет этот день? Притча отвечает: по закону любви, не только по гуманитарной заботе и отвлеченной справедливости к анонимным "бедным", но по конкретной, личной любви к человеку, любому человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути.

Христианская любовь - это "невозможная возможность" увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был, - в человеке, которого Бог по своему вечному и тайному Промыслу решил ввести в мою жизнь хотя бы на несколько мгновений не только как повод для "доброго дела" или филантропического упражнения, но как начало вечного общения с Самим Богом.

Бог любит каждого человека, потому что Он один знает бесценное и абсолютное сокровище, душу, человеческую личность, которую Он даровал каждому человеку. Таким образом, христианская любовь становится участием в этом Божественном знании и даром Божественной любви. Любовь не может быть безличной, она есть именно чудесное откровение личности в человеке, личного и единственного среди общего и обычного. Это откровение того, что достойно любви, того, что дано ему Богом.

Притча о Страшном суде говорит о христианской любви. Не каждый из нас призван работать для "человечества", но каждый получил дар и благодать любви Христовой. Мы знаем, что все нуждаются в этой личной любви, признании их личной, особой души, в которой все творение Божие отражается особым образом. И каждый из нас несет на себе ответственность за какую-то крошечную частицу Царствия Небесного, именно благодаря тому, что мы обладаем этим даром любви Христовой.

Пост по-настоящему начинается с вечерни Прощеного воскресенья: Великий прокимен возвещает начало поста: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю". В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. В то время как происходит этот "обряд прощения", так как пост начинается именно актом любви, единения и братства, хор поет пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Протоиерей
Александр ШМЕМАН

 

Воронеж Православный №2 (100) 2007