Тема милосердия, которая почти не поднималась в советское время,
вновь зазвучала сегодня в российском обществе, когда появились остро
нуждающиеся в помощи люди и те, кто готов им помогать.
В условиях дефицита финансирования и процессов дегуманизации
медицины милосердие становится популярным направлением социальной
политики государства и предметом социальной озабоченности.
Русскоязычное слово "милосердие" состоит из корней от "милость" и
"сердце", - понятий, довольно четко определяемых в догматическом
богословии Православной Церкви и ее Предании.
Милосердие - это внутреннее состояние, которое по способности
человека обладать милостью уподобляет человеческую личность Богу
(Лк. 6, 36).
Большую часть дня мы находимся в общении с людьми. Милосердие - это
реализация человека в общении. Нельзя быть милосердным и оставаться
абсолютно замкнутой индивидуальностью. Поэтому общение и любовь
являются ключевыми понятиями для раскрытия смысла слова
"милосердие".
Русская Православная Церковь, конструирующая
нравственно-аскетическое устроение человека, всегда ставила
милосердие центром образования и воспитания. Основание милосердия
Православная церковь видит в заповеди Спасителя о любви к Богу и
ближнему. Митрополит Киевский Иларион писал о милосердии крестившего
Русь князя Владимира: "И не могу сказать о всей его милости. Не
только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в
Киеве одном, но по всей земле Русской - и в городах, и в селах -
везде милостыню творил, всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя". До
конца XVII века благотворительность была прерогативой Церкви.
В XVIII веке благотворительность приобретает особые, новые черты. Ее
формы изменяются от монастырской к государственно-общественной, что,
как известно, иногда сопровождалось грубым вмешательством
государства в экономическую жизнь Церкви, которая вследствие
разорения государством иногда просто оказывалась неспособной
оказывать благотворительную помощь в широком масштабе. При Екатерине
Великой появляется медицинская коллегия, соединявшая
административные и финансовые функции управления благотворительными
учреждениями.
Особенно значительный рост числа благотворительных учреждений
возникает в период с 1861 по 1899 год. За это время создается 95
процентов всех благотворительных обществ и 82 процента всех
благотворительных заведений, имевшихся к началу XX века. В конце XIX
века возникает настоящий взрыв благотворительности, к которой были
причастны все сословия: священнослужители, дворяне, купцы, мещане,
ремесленники, крестьяне. А так как попечение о больных, спасение их
от смерти было главным в работе благотворительных учреждений, то
такая благотворительность требовала профессионально подготовленных
медиков, чем способствовала развитию в России здравоохранения,
медицинской науки и медицинского образования. Милосердие и
медицинская деятельность оказались неразрывны.
После 1917 года благотворительные учреждения прекратили свое
существование и функцию "медико-социальной защиты населения" взяло
на себя государство. Закон о религиозных культах 1929 года прямо
запрещал религиозным организациям любую благотворительную
деятельность. Однако социальная защита государства вряд ли может
быть названа милосердием и благотворительностью. Деятельность
органов социальной защиты населения совсем не обязательно нагружена
милосердием, доказательство этому - оценка их деятельности
населением сегодня. Раздача материальных предметов и денег бедным -
не синоним милосердия.
В настоящее время после семидесяти лет насильственного отчуждения
Церкви от полноценной социальной деятельности служение милосердия в
миру в полной мере возрождено. Монастыри и приходы осуществляют
комплекс социальных действий милосердия: лечение, реабилитация,
воспитание, обучение, вспомоществование, предоставление приюта,
посещение нуждающихся в больницах, тюрьмах. Появился целый ряд
диаконических организаций и инициатив: общества православных врачей
и сестричества, патронажные службы, церковные больницы и медицинские
программы, общества трезвости, благотворительные столовые и кухни,
программы по работе с беженцами и престарелыми и другие.
Милосердие - это степень совершенства любви в человеке как в подобии
Божием.
Быть милосердным для христианина значит еще и научить Боговедению.
Поэтому милосердие и благотворительность, действительно, не сводятся
к спонсорству и меценатству. Более того, благотворительность надо
начинать именно с души человека. Для этого не нужно иметь много
денег, для этого нужно иметь немного любви к другому.
А. САВЧЕНКО,
А. ШЕВЧЕНКО
Подробно на сайте Воронежской епархии www.vob.ru
|