Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия на
Прощеное воскресенье
По милости Божией наступила та торжественная минута, когда мы
входим во время Великого поста.
Сегодня богослужение носило уже постовой характер: мы слышали
постовые напевы, мы видели на священниках темные одежды, - все
направлено к тому, чтобы наша душа воскорбела о своих согрешениях и
возрадовалась о времени, которое Церковь предлагает всем нам, - о
времени покаяния.
Мы с вами знаем правила церковные, знаем, что пост необходим, что он
напоминает нам о сорокадневном посте Христа Спасителя в пустыне, и
подобно тому, как Христос постился перед Своим великим делом
служения человеку и перед началом Своего искупительного подвига, так
и мы должны подражать Христу и перед праздником Пасхи Христовой -
Светлого Христова Воскресения - принести плод, достойный покаяния.
Часто мы слышим, что поститься надо монахам, священнослужителям, а в
миру соблюдать пост невозможно, тому есть свои препятствия. Но эти
препятствия - кажущиеся. Мы должны полюбить Господа, Его Святую
Церковь, полюбить добро всем своим сердцем, чтобы всякое послушание,
которое налагает на нас Церковь, принималось нами с большой любовью,
с доверием и чтобы ничто не смущало нас. Мы должны, начав поститься,
сделать нашу жизнь евангельскиподобной, не грешить, не нарушать
пост, и страх обидеть Творца и Его творение, в том числе и себя
самого, у нас должен присутствовать всегда, потому что мы созданы по
образу и подобию Божию.
Многие думают, что пост - это воздержание от скоромной пищи. Трудно
воздержаться от скоромной пищи, но еще труднее соблюдать пост
духовный, а он-то и есть самый главный. Пост физический высвобождает
дополнительные духовные силы, и эти силы мы должны направить на
добро, на любовь, на доброделание, на то, чтобы быть сынами и
дочерьми Божиими. Если не будет духовного поста, то этот пост будет
даже во вред нам, потому что такие будут соблазны, как пребывание в
прелести, самолюбование, как у фарисея. Он пришел в храм и, не имея
поста духовного, то есть воздержания своей души, благодарил Бога за
то, что имеет возможность исполнить все написанное и что он не
такой, как мытарь, который стоял в притворе и даже очи свои боялся
поднять к алтарю, потому что чувствовал себя великим грешником, и
только повторял: "Боже, милостив буди ми грешному..."
Вот духовное состояние человека: или мы пребываем в гордыне, и
гордыня умножается, или мы пребываем в Духе Святом, в смирении, и
это самое важное условие для того, чтобы пост пошел нам на пользу.
И поэтому Церковь Святая предлагает в последнее воскресенье перед
началом поста чин прощения - чтобы мы просили прощения друг у друга
и чтобы это взаимное прощение было искренним. Если мы кого-то
чем-нибудь обидели, то, произнеся слова "Бог тебя простит, меня
прости" и излив в этих словах душу, мы не должны никогда больше
вспоминать старых обид. И этот союз, договор двух людей должен стать
началом исцеления больной души.
Пятьдесят дней нам предстоит провести в посте и молитве: сорок дней
Великого поста и отдельно - неделю Святых Страстей Господних.
Мы не должны бояться этого времени, но должны любить его, каждым
днем поста дорожить и работать внутренне над собой: без внутренней
работы невозможно спасение.
Мы должны заниматься самоанализом - перед сном представить себе
пройденный день и быть самому себе судьей. И когда мы научимся
осуждать себя, это будет еще один шажок к нашему исправлению.
Я хотел бы вместе с вами порадоваться наступающим дням и
поблагодарить Бога за Его великие милости, которые Он ниспосылает
нам, грешным, чтобы мы могли воспользоваться постом и хотя бы дважды
исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин - в начале поста и
в конце, перед Святой Пасхой. Очистить душу покаянием, излечить ее
подвигом молитвенным и работой над собой, очистить свое сердце,
чтобы оно стало жилищем Святого Духа и чтобы Христос обитал в нем.
А теперь, по нашей древней традиции, смиренно прошу прощения у всех
вас, дорогие отцы, братья и сестры, потому что как человек, может
быть, я неправильно что-то понимаю, неправильно трактую, кого-то
чем-то обидел - или резким словом, или поведением.
Бог простит и вас всех.
Покровский кафедральный собор,
город Воронеж,
22 февраля 2004 года |