Не отчаивайтесь в своем спасении


На первой неделе минувшего Великого поста я заметил в церкви одну женщину. Она выделялась между говеющими и обратила на себя внимание своими частыми усердными поклонами и плаксивым выражением лица. "Уж не горе ли какое постигло ее?" - думал я и положил в уме расспросить ее на исповеди, конечно, с тою целью, чтобы преподать утешение. Но на исповеди ее не оказалось. Женщина эта известна в нашем приходе под именем Дуньки Тепериковой. Она приемная дочь одного богатого крестьянина - Антона Петровича. От роду ей не более 25 лет. Живет она в доме своих воспитателей, бездетных добрых стариков, которые любят ее; имеет также доброго, кроткого мужа, который, кажется, и пальцем ее никогда не тронул.

Выходя из церкви по окончании вечернего правила причастникам, я встретил в ограде Антона Петровича, который также говел с своею старухою, и у меня явилось желание спросить, почему его приемная дочь не была на исповеди. На мой вопрос старик молча махнул рукой и грустно посмотрел на меня.

- Заболела, что ли? - спрашиваю.

- Нет. Она не жалуется на нездоровье. Мы со старухой посылали ее сегодня на исповедь, но она наотрез отказалась идти в церковь, говорит: "Недостойна принимать Святые Таины". И не пришла сегодня к вечерне. Я даже нарочно хотел дойти к вам посоветоваться, что нам делать с нею.

Я велел старику сейчас же прислать за мною лошадь, а сам вернулся в церковь, чтобы взять Святые Дары.

Через полчаса я был в доме Антона Петровича. Дунька сидела на полу. Она сильно изменилась: похудела, глаза ввалились, краска исчезла с лица и сама выглядела такой болезненной.

- Что у тебя болит? - спрашиваю.

- Ничего!

- И голова не болит?

- Не болит.

- Почему ж ты не пришла сегодня к исповеди?

Дунька не ответила и посмотрела на своих домашних.

Я велел всем выйти.

- Я недостойна приобщаться Святых Таин, - сказала она. - Я великая грешница, грешнее меня нет во всем свете, - бросилась мне в ноги.
Я поднял ее и усадил на прежнее место.


- Это хорошо, - сказал я, - что ты считаешь себя великой грешницей, так и следует. Апостол Павел и тот считал себя первым грешником в мире. Не следует только отчаиваться в своем спасении. Нет такого греха, который бы превышал милосердие Божие. Пусть будет у тебя бездна грехов, но у Господа бездна и милосердия. Все грехи наши, сколько бы их ни было и как бы они ни были велики, Господь простит. Нужно только покаяться.

- Я бы и рада покаяться, но не могу, не владею собою. Вы не знаете моих грехов! Мне стыдно признаваться в них: я страшная хульница! Меня даже и в церковь не следует пускать. Люди в церкви молятся, а у меня на уме такие срамные мысли, что и подумать страшно. Я молюсь, поклоны бью, а худые мысли так и лезут мне в голову - отбиться от них не могу:

Я понял болезнь Дуни. Она страдала навязчивостью мыслей, или, говоря по-церковному, приражением хульных помыслов. Бедняжка! Воспитанная в детстве в страхе Божием, приученная еще с малых лет с благоговением относиться к святыне, она желала бы во всю жизнь сохранить ангельскую чистоту своих мыслей. Но человек не ангел. Великие подвижники, обладавшие силой воли, сугубо наделенные дарами благодати (святитель Тихон Задонский), и те подвергались наплыву бурных плотских помыслов и нелегко справлялись с ними. Но Дуня - слабый сосуд. Раз, может быть и во время молитвы, взбрела ей в голову нечистая мысль, это произвело на нее сильное впечатление, мысли стали повторяться, и она уже не в состоянии была отделаться от них: чем больше отбивается, тем больше они лезут ей в голову.

- Вот что, раба Божия, мы сейчас станем с тобою на молитву; помолимся усерднее Богу, потом я тебя поисповедаю и приобщу Святых Таин, и ты больше не сокрушайся: Ведь худые мысли лезут тебе в голову против твоей воли, ты не желаешь их? Значит, тебе и не отвечать за них. Худые мысли, которые тебя так тревожат, не от тебя, а от врага - диавола. Это он внушает тебе разные хулы, чтобы произвести в твоей душе уныние, а потом и отчаяние. Враг хитер, он знает, на кого как нападать: чистой душе внушает нечистые помыслы. Но ты не унывай, не отчаивайся! Борись с врагом! О своих худых помыслах ты никому не говори, слышишь, - никому не говори, кроме духовника; люди тебе не помогут. Сама борись с врагом. Враг твой - тайный; отражай его и ты тайным оружием - молитвой. Явятся у тебя худые мысли против Спасителя, читай в своем уму: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную"; явятся худые мысли против Пресвятой Богородицы, читай: "Пресвятая Богородице, спаси меня, грешную"; явятся худые мысли против угодника Божия, читай: "Святый угодниче Божий (Николае, Митрофане, Тихоне), моли Бога о мне, грешной". Тверди эти краткие молитвы, и враг отступит от тебя: святыми молитвами ты заглушишь худые мысли.

Я повторил Дуне свои советы; заставил ее несколько раз прочесть краткие молитвы; потом, прочитавши молитвы к исповеди и исповедавши ее, я приобщил ее Святых Таин. Дуня просила меня наложить на нее епитимию, но я ей отказал, сказав, что она не заслуживает никакого наказания. Она успокоилась и повеселела.

Уходя от Антона Петровича, я сказал в присутствии Дуни, чтобы на следующий день меня известили о состоянии ее здоровья. И пожалел, что сказал. Я дал повод больной усомниться в твердости тех утешений, какие ей преподал, сам поколебал ее веру в силу преподанного духовного врачевания и не дал окрепнуть ее воле.

Мои опасения оправдались.

На другой день вечером пришла ко мне жена Антона Петровича и вот что сообщила мне. "Пришли мы с стариком из церкви, зажгла я пред образом свечи помолиться Богу, что Господь сподобил нас отговеться и принять Христовы Таины, зовем и Дуню; молись и ты, говорим, и ты спасенница; она как заголосит: вы спасенники, вы на том свете попадете в Царство Небесное, а я прямо в пекло". Я посоветовал свозить Дуню к доктору. Более месяца она лечилась и "не единые пользы обретши, но и паче в горшее пришедши". С каждым днем Дуня слабела все больше и больше. От худобы лицо ее почернело, и она совсем перестала выходить из дома. В четверг на Страстной неделе ее насильно затащили на Страсти. Что же она устроила? По окончании службы ее не оказалось дома. Бросились искать. Антон Петрович пошел в сад - и что же? Она прижалась к осине, а с ветки дерева спускался пояс с петлей: Старик так и обмер.

- Я не лучше Иуды, - говорила Дуня, когда домашние стали ее увещевать, - меня такая тоска грызет, что я не знаю, куда деваться:

Была середина апреля. На дворе стояла прекрасная теплая погода. Многие из моих прихожан собирались на богомолье: кто в Киев, в Святые Горы, а кто в Воронеж и Задонск. Я посоветовал Антону Петровичу приискать благонадежных попутчиков и снарядить Дуню на богомолье, и ее отправили с тремя товарками в Задонск.

В первых числах мая я виделся с женой Антона Петровича, и она мне передала слишком неприятные новости о Дуне, такие, что я раскаивался, что посоветовал им проводить ее на богомолье. Старуха с скорбью поведала мне, что две товарки, с которыми они отправили Дуню на богомолье, вернулись уже домой, а Дуню бросили на пути еще в Воронеж. Товарки рассказали, что в Дивногорске, куда они заходили поклониться чудотворной иконе, Дуня была в печальном расположении духа: все плакала и отказалась идти в церковь отслужить молебен и приложиться к чудотворной иконе; и что она так ослабела в дороге, что не в состоянии была идти с ними. Почему они и бросили ее, оставив на попечение третьей товарки, так как им нужно было поспеть домой.

Известие было неприятное. Раздумывая о Дуне, я стал опасаться за нее. Она могла и заболеть в дороге, и на чужой стороне умереть, а могло случиться с ней еще худшее. "Что, если в Задонске, где она будет исповедоваться, - думал я, - попадет она на такого духовника, который, не поняв ее болезненного состояния, примет ее грехи за действительные - за хулу на святыню, на Духа Святого, лишит ее причастия и наложит на нее епитимию? Ведь тогда ей несдобровать: она с отчаяния или покончит с собою, как Иуда, или с ней произойдет умопомешательство. Скажи только духовник-монах, что она грешница, да еще великая, - и ей конец. А кто будет ответственен в ее погибели?" - задавал я себе вопрос. Пред своею совестью я едва ли бы оправдался. Редкий день я не думал о Дуне и с нетерпением ждал ее появления домой или вестей о ней.

Как-то ехал я на пчельник. Смотрю - в поле семья Антона Петровича занимается прополкой; приглядываюсь - и Дуня там. Я остановил лошадь и позвал ее к себе. На вид она несколько поправилась: стала свежее и полнее. Я поздоровался с нею, она ответила мне приветствием и поклоном.

- Ну, как ты теперь?

Дуня сразу вспыхнула, лицо ее покрылось легкой краской, и она опустила глаза в землю.

"Перемена есть", - подумал я.

- Расскажи мне, как ты путешествовала, - обратился я к ней. - Говори мне все без опаски, что было с тобою.

На мои вопросы она мне передала следующее:

- Путешествие мое в Задонск было трудное: всю дорогу меня мучили худые мысли, грызла тоска. В Дивногорске мне было так тяжко, признаюсь вам, что я хотела утопиться в Дону. Но Господь хранил меня: люди мешали мне. В Воронеже не пошла приложиться к угоднику - худые мысли не выходили у меня из головы, и я боялась, чтобы угодник не встал и не ударил меня по лицу. В Задонск мы пришли вечером, и моя товарка повела меня прямо в собор: служили молебен угоднику. Я побоялась так же подойти к святителю Тихону, моя товарка подошла ближе к святым мощам, а я осталась сзади. И здесь увидела недалеко от себя духовника, мне как будто кто внушил подойти к нему. Я подошла, рассказала ему все о своих худых помыслах; он ласково посмотрел на меня и говорит: "Не бойся, чадо, твои помыслы - ничто. Господь не будет тебя судить за них, они от диавола, не ты первая страдаешь от них". И посоветовал мне, когда найдут помыслы, читать молитвы Спасителю и Божией Матери, как вы тогда меня учили. Я вспомнила тогда и вас, и радостно мне стало на сердце. От духовника я отошла, как будто вновь народилась на свет. Сейчас же подошла к угоднику, приложилась к нему. На другой день я приобщилась Святых Таин, и с тех пор радостен опять мне стал Божий мир:

Порою и теперь набегают на меня помыслы; но я по совету вашему и задонского духовника сейчас же их унимаю святыми молитвами.
- Ну и слава Богу, - сказал я, и мне стало легче на сердце.

Священник Александр Кременецкий
 

Воронеж Православный №2 (100) 2007