Как выбрать имя для ребенка, какой святой является его небесным
покровителем -
об этом рассказывает священник Кирилл Даниличев
–
Как все-таки правильно выбрать имя ребенку?
– Наречение имени человеку и усвоение человеческой личностью своего
имени есть тайна. Имя является символом, вербальной иконой чего-то в
человеке, что присуще только ему. Как икона открывает нам
непостижимый духовный мир, так и имя выражает в человеке то, что не
видно глазу, но очевидно для духа, потому что человек – существо
духовное.
Однако имя ни в коей мере не несет в себе сущности носителя. Имя по
своей сути выражает главный, характерный признак отдельно взятой
личности. Оно указывает на индивидуальность, оно и есть образ этой
индивидуальности. Священник Павел Флоренский в своей работе «Имена»
так определяет феномен человеческого имени: «Поверьте, что тема
личности дается именем, и все остальное – лишь простая разработка
этой темы по правилам контрапункта и гармонии…». Также он писал:
«Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная
сущность».
Русский философ А.Ф. Лосев кратко выражал свое осмысление понятия
имени: «Имя есть жизнь». Главенствующим аспектом в решении
родителями вопроса о выборе имени своему ребенку должна быть молитва
к Богу, еще даже до рождения, чтобы имя само пришло к новорожденному
как Промысл Божий о нем.
Что же касается благозвучности и гармонии с отчеством, то это уже
свидетельство наличия культуры и развитости эстетического начала у
самих родителей. Приходится иногда сталкиваться с такими, мягко
говоря, оксюморонами, как Ева Ивановна, Роберт Петрович, Стелла
Семеновна.
– Народное поверье: если ребенок носит имя преподобного, то будет
счастлив, а если мученика – его ждут несчастья. Влияет ли выбор
имени на судьбу ребенка?
– Мы постоянно смешиваем понятия жизненного мучения и добровольного
подвига мученичества, мира духовного и блага житейского. Так
случается иногда, что внешне, действительно, жизнь человека чем-то
напоминает жизнь небесного покровителя. Но это только внешне,
поскольку здесь есть существенная разница: мученики добровольно
страдали за Христа, а мы часто расплачиваемся за свое неверие,
совершенный грех и просто глупость.
Счастье преподобных не всегда шло в ногу с благом в общечеловеческом
понимании. Поэтому и человек внешне удачливый, и при этом носящий
имя кого-то из преподобных, в духовном измерении может быть
абсолютно противоположен своему небесному покровителю, поскольку у
одного природа радости – Христос, а у другого – выгодная сделка и
новая дача на островах. Но все же изредка Господь удостаивал
праведных людей реального воплощения в их жизни тех духовных
подвигов, которыми прославились их небесные покровители. Но это
милость Божия и Промысл о человеке, а не сбывшееся суеверие, по
принципу которого люди ошибочно строят свою жизнь.
– Самые популярные имена девочек-мальчиков, которые выбирают для
своих детей жители Воронежа?
– По сведениям из Управления ЗАГС Воронежской области, самые
популярные в 2007 году мужские имена: Дмитрий, Никита, Александр;
женские – Анастасия, Дарья и Виктория.
– Отражает ли это стремление называть детей редкими русскими
именами?
– Редкими – да, но не русскими. Называют по-всякому. За последнее
время в Воронеже появились Доминика, Султан, Мирослав, Сильва. Из
более знакомых народных имен – Иннокентий, Влас, Иларион, Ефим,
Лика, Любава.
– Наши предки называли детей по святцам. Сейчас эта традиция
возвращается?
– Вряд ли, если только на уровне глубоко воцерковленных людей.
Однако есть и исключения, но, как правило, среди них доминирует
просто обычай, нежели осмысленное следование церковной традиции.
– Как священник, что Вы посоветуете молодым: выбирать любимое имя
(но не православное), выбирать имя по святцам, прислушиваться к
пожеланиям дедушек и бабушек (свекрови)?
– На Руси было несколько традиций наречения имен. В одних местах
было принято давать имя святого, память которого совершается в день
рождения младенца. В других местах соотносились со святцами дня
крещения младенца. Одобряя первую и вторую практику, святитель
Феофан Затворник также благословлял руководствоваться еще и святцами
промежуточных дней от рождения до крещения, а также святцами трех
последующих дней после крещения. Такой выбор имени младенцу, по
словам святителя Феофана, совершается «по-Божиему».
Негодуя на обычай некоторых руководствоваться при выборе имени
житейскими соображениями, зачастую суетными, святитель Феофан
добавлял: «Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как
Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих». Также в семьях верующих
людей существует добрая традиция давать имена младенцам в честь
чтимых в этой семье святых.
Так или иначе, выбор имени должен осуществляться с молитвой и
благоговением перед Промыслом Божиим о новорожденном младенце. Выбор
имени – это не прерогатива отдельно взятой традиции, которую можно
выбрать, а плод личной культуры и духовного развития родителей.
|