В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения
Господня, Церковь словами Самого Христа сурово и ясно нас
предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос
говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты
очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально.
Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую
надежную опору находим в евангельских словах, словах Самого Христа,
учении апостолов, нашей православной вере! И чем дольше мы живем,
тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся
богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но
спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая
постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но хотя Бог
подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны
принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны
распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает
смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, потому что он
так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам,
привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос.
Да, мы привиты, но сколько живоносных соков сможет проникнуть в
сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от
того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь
в них свободно, это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и
поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти
нас. Но Его приход – также и суд, потому что нельзя встретить Бога и
не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее,
роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся
любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и
сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, как человек из
притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли
мы как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались
прийти: один – потому что купил поле; он хотел стать
землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого
было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий
ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел
себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы
разделить радость царственного жениха?
Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым
приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше
и дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно,
попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к
причастию чаще обычного. Пост – это время, когда мы должны встать
перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести и
воздержаться от причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А
приобщиться достойно означает, что перед каждым причащением мы
должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны
остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в
измене Богу и неверности людям, и сделать что-то в этом направлении;
мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он
умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том,
чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя
беспощадному, строгому суду и подойти к приобщению через исповедь,
через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так
чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя
приступать к причастию, опоздав к началу Литургии; нельзя приступать
к причастию, не приготовив себя в течение всей предшествующей недели
молитвой, испытанием совести, правилом перед причащением. Если
правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после
всенощной молитвы, его можно распределить на всю неделю, присоединяя
к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае, дисциплина,
которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни еще
неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие
приступить к причастию должны присутствовать на всенощной в субботу
вечером, так чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его
Воскресения.
Это все не просто формальные дисциплинарные правила; это призывы,
которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более
достойной или хотя бы менее недостойной встрече Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя
строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как
мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви
молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к
соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы
помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям,
пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей
приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно в течение всего
Рождественского поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а
в состоянии собранного бодрствования. Будем помнить, что находиться
в присутствии Божием – величайшая честь, самое святое, что с нами
может случиться; это не «право» наше, а величайшая честь, которую
Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!
Митрополит
АНТОНИЙ Сурожский |