Из интервью и слов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II
– В 1990 году, когда Вы стали Патриархом, СССР еще находился на
карте мира. Сегодня его больше нет. Какими Россия и Церковь виделись
Вам тогда и какими Вы видите их сегодня?
– Исчезновение Советского Союза открыло новую эру в жизни Церкви. До
этого иерархи и миряне задумывались преимущественно о том, как
избежать окончательного расцерковления нашего народа и полного
уничтожения Церкви. Советское время для нас – это период борьбы за
выживание. Конечно, СССР не был некоей «империей зла». Жертвенным
трудом своих граждан Советский Союз достиг убедительных успехов в
некоторых сферах народного хозяйства и общественном строительстве.
Кроме того, наша страна играла заметную роль в мировой политике.
Однако неизбежность коллапса этого режима была ясна с самого момента
его возникновения, ибо в его основе лежало желание построения «рая»
на земле вопреки воле Бога.
Став Патриархом в советское время, в эпоху перестройки, я понимал,
что будущее нашего народа невозможно без Православия, которое не
ограничено искусственно церковной оградой или стенами музеев, а
которое определяет жизнь личности, народа и государства. При
существовавшем строе это было невозможно. Поэтому мы выступали за
реформы, способствующие естественному отказу от господства пагубной
в своей основе идеологии. Но антисоветский радикализм, не
разбирающий плохое и хорошее, спровоцировал бездумное разрушение
государства. Это привело к напрасным страданиям нашего народа.
В наши дни мое мнение не изменилось. Я так же уверен, что без
Православия немыслимо благопроцветание нашего народа и его
поступательное развитие. За постсоветское время церковная жизнь в
России преобразилась, мы стали свидетелями истинного духовного
возрождения.
* * *
Во время празднования 1020-летия Крещения Руси после Божественной
литургии на Владимирской горке в Киеве Святейший Патриарх Алексий II
отметил:
– Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира
водою и духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого
Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных
морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможным, потому что из
множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и
сильный христианский народ. Опираясь на помощь Божию, наш народ смог
не только выстоять, пройти через различные исторические невзгоды,
испытания, но разрастись и построить свою собственную христианскую
цивилизацию.
Под действием исторических обстоятельств церковный центр Святой Руси
не раз перемещался. После Киева был Владимир, затем Москва,
Санкт-Петербург и вновь Москва. Но первопрестольный Киев, матерь
городов русских, не только не утерял своего значения, но, более
того, исполнился сил и является ныне одним из важнейших центров,
южной столицей Русского Православия...
Нужно дорожить этой историей, ибо, подвергнув сомнению именно то,
что всеми считалось бесспорным на протяжении столетий, мы подвергаем
опасности наше общее будущее.
Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над
великой и непреодолимой силой – духовным, молитвенным единством
святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую
Церковь Христову. И мы свято верим, что не с теми или иными
проектами мироустройства нам следует связывать поиск духовного
благополучия наших народов, а с верностью тому духовному наследию,
которое оставили нам наши великие предки. |