В раннем детстве мне посчастливилось стать свидетелем одной
любопытной поучительной сценки.
В редакцию заводской многотиражки явился молодой поэт. Он принес
рукописи своих стихов. Заявил, что по ночам его посещает
вдохновение. Спать в такие моменты он не может и работает, работает,
работает, корпит. Поэт предложил редактору рукописи своих стихов о
Родине. Тот внимательно прочел первый лист, затем – быстрее –
второй. Следом мельком взглянул на прочие страницы и обратился к
автору:
– Скажите, а вы действительно в этом уверены? Ну, вот в этом? – и
процитировал его четверостишье:
Моя ты Родина
большая,
Тебя вовек мне
не обнять!
Но хоть ты
и такая большая,
Я постараюсь все ж
обнять.
Автор, услышав свое творчество из уст руководителя газеты, просиял:
– Да, конечно. Патриотическая тема – моя любимая.
Редактор поинтересовался, не читал ли автор патриотических стихов,
например, Есенина или Симонова. На это писатель заявил, что читать
ему некогда, он ведь на заводе работает. Редактор в ответ
многозначительно промолчал, немного погрустнел и заключил, что
публиковать эти опусы он не будет. Поэт насупился, сжал кулаки и
гневно заявил, что в этой редакции сидят враги, которые ненавидят
патриотизм. И, уходя, добавил, что так он этого не оставит и будет
жаловаться в райком на весь коллектив многотиражки. За их
заскорузлую ненависть к… Родине.
Отчего-то эта сценка вспоминается мне все чаще и чаще. Случай почти
анекдотичный. Помните знаменитое «чукча не читатель, чукча –
писатель»? Так вот наша современность подобными писателями
изобилует. Жаль, что читателями – не очень. Масло в бушующий
«писательский» огонь подливает и долгожданная свобода печати. Если
раньше редактор мог осмелиться не пачкать высокое чувство советского
патриотизма ляпами дилетанта из формовочного цеха, то сейчас
терпимость редакторов, лояльность к бездарности и пошлости
заставляют читателей стискивать зубы и быть терпимыми, когда
графоманы прикасаются своими тупыми перьями к теме духовности,
церковности и к тому же патриотизму.
Несмотря на то что по всей стране почти развалились литературные
консультации, учиться литературе все равно возможно. А уж если ты
решился заняться творчеством, то учиться просто необходимо. Учиться,
читая мастеров, исследуя их произведения. Советская и русская
литература имеет богатейший опыт профессионального искусства. И
часто стихи поэтов, не считающиеся духовными, являются куда как
духовнее творчества православных рифмоплетов. Достаточно открыть
томик стихов нашего земляка Жигулина. Прочитаешь его «Воронеж,
Родина, любовь» – и сразу станет понятно, что эти стихи гораздо
православнее и патриотичнее многих, которые позиционируются как
православные и патриотичные. Читать, наслаждаться творчеством поэтов
двадцатого века – это удовольствие! Православные поэты, попробуйте,
сами убедитесь. В нашей литературе есть послевоенный Кедрин, поздний
Заболоцкий, Твардовский, Рубцов, Кузнецов, Прасолов. О Есенине и
Гумилеве я вовсе промолчу. Представляете, каково бывает недоумение
человека, который любит творчество перечисленных поэтов, читать
такое:
Пока я жив, сияй,
лампада,
Свети во мрак
земного зла,
Твой свет – скорбям
моим отрада –
Укажет путь
в чертог Добра.
Каково?! Это опубликовано в одной православной газете соседней с
Воронежем области. Автор получил отраду для своих скорбей, они стали
радостнее.
И ладно бы, но отчего-то вспомнилась коллекция рифм нашего
известного сатирика: ботинки – полуботинки, брат – двоюродный брат,
пятьдесят рублей – восемьдесят рублей. Такого духовного поэта даже
пародировать не надо, он сам себя пародирует. Его стихи можно читать
со сцены, объявив залу, что начинается вечер пародии на духовную
литературу. Зрители будут в восторге.
То же стихотворение, про лампаду:
Ты путеводною звездою
Ведешь хребтами
скал земли,
Согрев живящей
теплотою
Холодный мрак
немой души.
Покойный ныне писатель Александр Иванов однажды сострил:
...И я шепчу
дрожащие губами:
Велик могучим
русский языка!
Живи Иванов сейчас, он бы остался без работы – авторы все делают за
него. Несмотря на то что поэт-лампадочник уже дорос в своем
творчестве до альпинизма по «хребтам скал земли», ему все равно
полезно было бы поучиться ну хотя бы у поэта Цветика из «Приключений
Незнайки». Помнится, его литконсультация сотворила с Незнайкой
настоящие чудеса. Незнайка тогда уяснил элементарный урок о том, что
такое рифма: книжка – шишка, печка – свечка. Во всяком случае, его
стишки про соседей выглядят куда эстетичнее и профессиональнее
творчества многих наших духовных писак. Урок Цветика показал
Незнайке, что нельзя считать рифмой словосочетание «палка –
селедка». Впрочем, «земли – души» это ведь из других, возвышенных
сфер… Так или иначе, но мне жаль, что книга замечательного детского
писателя Николая Носова не досталась этому автору в свое время, и
человек вошел в возраст вовсе без чувства прекрасного.
Вообще, воспитанию в современных детях чувства прекрасного, умения
ценить настоящее творчество нужно уделить особое внимание. Мое
поколение в этом плане счастливое. Нам были доступны стихи Сергея
Михалкова, Льва Кузьмина, Агнии Барто, Самуила Маршака и прочих
грамотных соотечественников. О них, разумеется, не говорилось, что
они православные, что их поэзия духовна. Однако уроки их литературы
воспитали не один десяток значимых православных фигур современности.
Какими же стихами воспитываются современные малыши? Чтобы ответить
на этот вопрос открываю первую попавшуюся центральную православную
газету. Рубрика «Детский уголок». Цитирую фрагмент:
У него такие глазки,
Словно звездочки в ночи,
У него такие губки,
Словно розы лепестки.
Мама-поэтесса так пишет о своем ребенке. Пошло? Нет. Скорее страшно.
Пошло – это «любовь – кровь – вновь – бровь – морковь». А данные
строки не подлежат, на мой взгляд, никакой классификации, потому что
здесь нет ни творчества, ни тем паче искусства. Но одни люди это
печатают, другие читают. И читают детям! Вместо Пушкина и Бажова,
вместо Носова и Линдгрен, вместо Заходера и Добрякова! Естественно,
что ребенок, изучающий литературу по таким строкам, вырастет с
искаженным чувством прекрасного, если вообще это чувство у него
будет. Впрочем, возможно ведь, что где-то в подсознании у этой
поэтессы есть любовь к своему ребенку. Все спасение в надежде, что в
семье этой писательницы действует старая мудрость:
Кропает для детей
стишочки,
Печет их –
за строкой строка.
Но собственным сынку
и дочке
Читает только
Маршака.
С исчезновением былого могущества советского Союза писателей всякий,
кто научился держать в руках шариковую ручку, хочет высказываться в
литературной форме. А нужно ли это? Ведь на фоне современных
признанных духовных литераторов подобное творчество видится грязью,
мерзостью. Не верите? Попробуйте прочесть хотя бы приведенные
отрывки после духовных стихов Гусарова и Часовских. Убедитесь.
Православие – это даже не советский патриотизм. Это гораздо глубже и
фундаментальнее. Православие – это драгоценный алмаз. Он уже огранен
нашим Спасителем. За него заплачено Божественной кровью. Для того
чтобы эту великую ценность нести людям, нужно быть мастером,
ювелиром даже не среднего звена. В обществе мнение о православных
как о глупых, безграмотных мракобесах как раз и культивируется
такими вот духовными поэтами. Подобные «духовные стихи» –
преступление против Церкви Христовой. И преступление усугубляется
тем, что автор, не успев начаться, уже закоснел и стал «классиком» в
своем узком кругу.
Учиться литературе можно и теперь. При Воронежском отделении Союза
писателей России работает литконсультация. Поэтами города и области
руководят талантливые и грамотные писатели. В нашей области немало
признанных литераторов, в том числе и работающих в духовном ключе.
Общение с ними, их советы помогут состояться начинающему автору, при
условии, что он хочет учиться, расти и нести обществу Свет Христов.
Беда лишь в том, что графоманы под соусом из Православия и
духовности, который из-за его возвышенности не каждый отважится
критиковать, подают себя – гениальных и великих. Хотя говорят, что
пытаются своей писаниной осчастливить людей. В этом случае у
рифмоплета есть один проторенный путь. Его обозначил наш современник
– воронежский поэт. Советую прислушаться:
...Но снова корячимся,
Лезем из собственной
кожи,
По душам – по трупам
Стремимся
в бессмертье шагнуть.
И в том до смешного
Мы все друг на друга
похожи.
Но смоют дожди нас,
Как с окон липучую муть.
Так было всегда.
Но всегда может быть
еще хуже –
Тщеславье и зависть
Во всей выступают
красе!..
Оставь свое поприще,
Разгениальнейший друже,
Картошку пожарь себе.
Станут счастливее все.
Священник
Алексий ЛИСНЯК |