с Богом - в крестный ход


Над пожелтевшими полями колышется раскаленный августовским солнцем воздух. По автомагистрали, черной лентой разрезавшей бескрайнее поле, с грохотом проносятся тяжелые фуры, шелестят шинами легковушки. Трасса, как гигантская артерия, несет людские потоки через всю страну. Люди спешат — кто-то на работу, кто-то домой, а кто-то на отдых. Привычная житейская суета…

И вдруг среди этого бурлящего водоворота взгляд выделяет совершенно нереальную картину — по одной из полос дороги, словно птицы на север, ровным строем идут люди. Много людей. С крестами, хоругвями и иконами. Молодые и старые, мужчины и женщины, миряне и священники… С рюкзаками за плечами, с верой в груди, с молитвой на устах.

В былые времена на Руси была такая славная традиция — оставлять на время все житейские попечения и пешим ходом отправляться в странствие по святым местам. Кто-то шел один, кто-то всей семьей, ну а кто-то и всей деревней или слободой. Так возникли крестные ходы. Люди таким образом приносили в жертву Богу свое время, силы, сердце и мысли — всех себя. Смерч революции и последовавших за ней кровавых гонений на Церковь смел вместе с другими и эту замечательную традицию. Но минули годы, и вот снова крестные ходы идут по Святой Руси.
Наша славная Воронежская земля может гордиться тем, что именно по ней вот уже одиннадцатый год идет один из известных в России крестных ходов. Так устроил Промыслитель Господь, что память двух великих светильников нашей земли, святителей Митрофана и Тихона, отстоит друг от друга на пять дней — время, за которое можно дойти пешком от места упокоения одного до усыпальницы другого, от Воронежа до Задонска. Целый год люди, ходившие ранее, ждут двадцатого августа — дня памяти святителя Митрофана, чтобы снова посвятить Создателю часть своей жизни. Те, кто идет впервые, — борются с малодушием, дабы не устрашиться трудностей пути.

И вот все приготовления закончены, и мы стоим в Покровском соборе у мощей чудотворца Митрофана и «едиными усты и единым сердцем» возносим свои молитвы к Престолу Всевышнего, пред Которым предстоит наш небесный покровитель. Сразу же после Литургии начинается молебен и шествие к Воскресенскому храму, на площади перед которым молебен заканчивается, а крестный ход идет далее — по улицам и площадям Воронежа к храму блаженной Ксении Петербургской. Оттуда мы выходим, словно в море, в наш спасительный путь. По благословению нашего Владыки митрополита Сергия крестный ход постоянно сопровождают священнослужители — пастыри Христова стада, чтобы всегда ответить на недоуменные вопросы, разрешить спорные ситуации, помочь советом или просто ободрить добрым словом народ Божий.

В крестный ход идут самые разные люди. И каждый человек несет с собой в этом спасительном шествии свои немощи и недостатки, которые здесь с особой остротой начинают заявлять о себе. Поэтому задачей каждого крестоходца становится терпение слабостей ближнего, несение немощей немощных. Через это Господь учит каждого смирению и в укрепление сил посылает благодать и радость в сердце. Ярким примером этого служат периодически возникающие трудности и то, как Господь устраняет их. Случаются порой и откровенные чудеса. Так, в этом году прогноз синоптиков не мог вселять оптимизма — все четыре дня, что идет крестный ход, должны были лить дожди. Но не тут-то было — лиловые тучи лишь нагоняли страху, но на путешествующих не упало с неба ни капли. Лишь у самого Задонска пошел легкий дождик, словно благодатная небесная роса. Зато не было палящего зноя, который обычно так утомляет путников.

Отдельно стоит сказать о людях, которые самоотверженно служат нам в пути, обеспечивая ночлег. В деревнях, где мы останавливаемся с ночевкой, нас приглашают к себе в дома, кормят, дают с собой нехитрую снедь.
В каждом селе, куда крестный ход приходит на ночлег, духовенство служит молебны и панихиды, а там, где есть храмы, — в Чертовицах и Рамони — Божественную литургию. На привалах люди общаются друг с другом, делятся впечатлениями. Подвиг паломничества сближает их и к концу пути все чувствуют себя братьями и сестрами, сердца переполнены радостью. И это несмотря на то, что у кого-то стерты ноги, кто-то набил мозоли, а кто-то просто с непривычки устал. Но неприятности уже не могут омрачить радости от того, что ты сам со всей ясностью ощущаешь, как что-то непостижимо меняется в твоей душе и взгляде на все происходящее вокруг!
И вот позади километры дороги. На горизонте появились очертания куполов Владимирского собора, где почивает святитель Тихон. А на входе в город нас встречает епископ Никон с братией Задонской обители. Мы радостно приветствуем друг друга и уже вместе идем далее, совершая акафистное пение святым Митрофану и Тихону. Монастырь встречает нас колокольным звоном. На паперти собора совершается молебен Воронежским святителям — Митрофану, Тихону и Антонию, а затем все благоговейно лобызают мощи святителя Тихона — небесного покровителя Задонска и всей земли нашей.
Монастырь гостеприимно открывает нам свои двери, принимая уставших паломников, расселяя их на ночлег и заботясь о трапезе. Не оставлена в небрежении и духовная пища — священники исповедуют людей перед праздником и наставляют их в христианском благочестии.
До праздника остается еще немного времени, и крестоходцы — кто пешком, а кто на попутном транспорте — направляются в Преображенский скит, к источнику святителя Тихона, что в нескольких километрах от Задонска. Там, где провел он последние свои дни, люди и поныне находят утешение в печалях, скорби и болезни. С верой и молитвой мы погружаемся в студеную воду источника, ископанного некогда святителем. Весьма любопытно понаблюдать за стоянкой автотранспорта рядом с источником. Вот машина из Москвы, вот из Краснодара, вот откуда-то из Сибири, а вот — не может быть! — из Мурманска! Люди едут сюда со всех концов необъятной России — так почитают в народе наших святых покровителей! И оттого сердце наполняется радостью и благодарностью к Творцу за Его милосердие и любовь, которая ощущается здесь в каждой травинке, в каждом цветке.
Наступает праздник в честь святителя Тихона. Величественный храм не может вместить всех молящихся. Литургию совершают митрополит Сергий и епископ Никон — архипастыри Воронежской и Липецкой кафедр, что составляли некогда одну — Воронежскую — епархию, возглавляемую святителями Митрофаном, Тихоном и Антонием. Радость и ликование. Воистину — в такие дни соединяется Церковь земная и небесная! Крестный ход вокруг храма, молебен у памятника святителю Тихону под безоблачным синим небом и приветственное слово Владыки Сергия. И пусть все невзгоды пройдут стороной, да умолкнет всякое уныние и отчаяние! И благодать Божия да войдет в каждое сердце!

Диакон Виталий Богданов
 

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006