Природа не терпит пустоты


Любая семья мечтает воспитать свое чадо достойным гражданином своей страны. Поможет или помешает достижению этого идеала знакомство ребенка с основами православной культуры уже на школьной скамье? Говорят, сколько людей — столько мнений. На вопрос, заданный нами представителям различных социальных и национальных групп населения о возможности введения основ православной культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений Воронежа и области, мы получили разные, порой взаимоисключающие ответы. Впрочем, по-иному и быть не могло. Судите сами.

 

Евгений Николькин, православный (Воронеж):
— Почему управление образования Воронежской области затягивает введение в обязательную школьную программу предмета «Основы православной культуры»? Почему оно не возьмет пример с соседней Белгородской области, где с 1 сентября этого года данный курс стал обязательным?
Я не думаю, что причина в «неправославии руководящей верхушки областного наробраза», как пытаются представить ситуацию некоторые журналисты. И не в том, что «не хватает хорошо подготовленных преподавателей основ православной культуры», на что ссылается в прессе начальник управления образования Я.Е. Львович. Все гораздо проще: нет прямого соответствующего распоряжения из Москвы, белгородцы же ввели этот предмет на свой страх и риск.
Однако меры по духовно-нравственному просвещению школьников нужно принимать безотлагательно. И начинать преподавание основ православной культуры, я считаю, надо с пятых-шестых классов, пока дети не развращены телевидением и прочими «благами цивилизации». Инициатива же, по-моему, должна исходить от родителей и истинно верующих граждан.
Эдуард Калачян, предприниматель (Воронеж):
— Удивляюсь людям, которые отождествляют основы православной культуры с дореволюционным предметом «Закон Божий». Тот, безусловно, вызывал отторжение у детей. Но суть основ православной культуры — изучение русской культуры в историческом контексте. В данном случае совершенно не важно, кто какую религию исповедует. Я не православный христианин, но давно живу в России и полюбил ее всей душой.
Подчеркиваю: православная культура — это культура Руси от древних до сегодняшних дней, дети должны иметь хотя бы изначальное представление о духовном наследии Отечества. Может, на данном этапе изучение основ православной культуры надо вести факультативно, а обязательным предметом должна стать история мировой религии? Впрочем, со мной могут не согласиться те, кто считает, что в области, где на 80 процентов население православное, надо в обязательном порядке изучать курс «Основы православной культуры». Вникнуть в этот вопрос следует спокойно и безо всякого ажиотажа, без политической конъюнктуры.
Полагаю, что противопоставление людей разной веры — это наиболее легкий путь в поиске источника собственного неблагополучия. Согласитесь, люди должны жить в мире независимо от вероисповедания.
Георгий Пупов, член совета областной Общественной палаты:
— Хочу сразу сказать, что выражаю сейчас свое личное мнение. Я читаю много прессы и прихожу к выводу: многие журналисты и чиновники неверно трактуют линию Президента РФ В.В. Путина на сближение Церкви и государства: В.В. Путин рассматривает Православие как один из институтов нравственного возрождения нации, а они полагают, что религиозное просвещение подрастающего поколения в государственных учебных заведениях — это актуальная задача современности. Между тем основополагающим принципом государственной политики является светский характер образования. Хотите слияния Церкви и школы — отмените статью 14 Конституции РФ и Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»!
Предлагаю подумать и над таким вопросом: разумно ли в условиях периодического обострения межнациональных отношений в различных точках России усугублять ситуацию обязательным изучением Православия, пусть даже этот предмет называется «Основы православной культуры»? Сам я не против внеклассного освоения основ православной культуры и мировых религий. Впрочем, на то должна быть добрая воля родителей и самих учеников.
Виктор Баратов, атаман казачьей станицы (поселок Масловка):
— Призываю депутатов областной Думы: изучите многочисленные обращения в ваш адрес и примите наконец-то закон о придании факультативному курсу «Основы православной культуры» статуса нормального общеобязательного школьного предмета!
Разве вы не видите, что без Православия подрастающее поколение растет духовно нищим, пополняет группы риска?
Российское казачество пытается возродить традиции веры и Отечества, но без активного участия в этом общеобразовательной системы успеха не добиться. Кроме того, считаю так: из-за пресловутого отделения школы от Церкви наши дети обречены на невежество в русской культуре и русской истории. Не знающий Православия человек не может осознанно следовать Христовым заповедям.
И еще. Я могу согласиться с теми, кто утверждает: ныне нет достаточной методической базы для полноценного преподавания основ православной культуры, но это же не значит, что надо дожидаться лучших времен. Даже несовершенное преподавание этого предмета — благодать по сравнению с пассивным созерцанием ужасной картины превращения юношества в поколение никчемных, опустошенных людей — наркоманов, скинхедов и им подобных. Природа, как известно, не терпит пустоты. Не будет Православия — его место займут всякие чужеродные секты, которые уведут за собой во тьму российскую молодежь.
Так что можно сказать, что Андрей Фурсенко поступил довольно-таки мудро, направив в Общественную палату РФ письмо с просьбой дать заключение по поводу обязательного преподавания основ православной культуры в школах.
Мое же персональное мнение такое: в принципе, учить детей можно и православной культуре, и основам мировой религии, но так, чтобы это не порождало национальной неприязни. И поспешные действия в данном вопросе неуместны.

Н.СТАРЫХ
 

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006