С 18 по 20 сентября в Калуге состоялись образовательные чтения
Центрального федерального округа «Роль учителя в
духовно-нравственном развитии общества». Наш собеседник — участница
конференции, преподаватель Воронежского областного института
повышения квалификации работников образования (ВОИПКРО), сотрудник
отдела религиозного образования и катехизации Воронежской и
Борисоглебской епархии Т.В. Дорофеева.
—
Татьяна Васильевна, обозначьте основные проблемы конференции.
— Основной вопрос, обсуждаемый на чтениях, касался проблемы введения
основ православной культуры в региональный учебный план
государственных общеобразовательных учреждений. Представители тех
областей, где это произошло (Курской, Белгородской, Смоленской,
Калужской, Брянской), делились опытом. Вывод конференции,
закрепленный в итоговом документе, однозначный — необходимо вводить
основы православной культуры в учебные планы общеобразовательных
учреждений Центрального федерального округа в интересах воспитания
достойных граждан Отечества. Хотя анализ прослушанных докладов,
общение в кулуарах свидетельствовали о том, что данное решение
осложняется многими трудностями. В каждом регионе их решают
по-разному.
— Расскажите об участии воронежской делегации в конференции.
— На конференции работали четыре секции, был проведен круглый стол.
Представители Воронежской области, в том числе и епархии, приняли
участие в работе всех секций и круглого стола. Кроме того,
предложения воронежцев вошли в текст итогового документа, который
очерчивает основные направления нашей работы по
духовно-нравственному воспитанию молодежи. В нем даны рекомендации
по решению вопросов, связанных с введением преподавания в школе
предмета «Основы православной культуры». Особое внимание в итоговом
документе уделяется подготовке методической базы, содержательного
стандарта, региональных учебников по основам православной культуры,
а также профессиональному отбору и подготовке педагогических кадров.
— В чем сложность профессионального отбора преподавателей основ
православной культуры?
— Проблема педагогических кадров важнейшая среди многочисленных
других. Это связано, во-первых, с особенностью отечественного
педагогического процесса, одним из важнейших принципов которого
является «Личность формируется только личностью».
Во-вторых, преподаватель основ православной культуры в большей
степени, чем учителя других специальностей, воздействует на душу
учащегося, и следовательно, значительно возрастают требования к
нравственному облику самого учителя. Двойные стандарты («говорю
одно, а делаю совсем другое») здесь более пагубны даже в сравнении с
полным отсутствием преподавания основ православной культуры.
В-третьих, мы все, в том числе и педагоги, вышли из безбожных
атеистических времен, и духовная безграмотность является нашей общей
бедой. В вопросах преподавания основ православной культуры
недопустимы духовные подмены, «псевдодуховность», а так как этот
предмет относится к предметам, формирующим мировоззрение, здесь
содержательные ошибки чреваты духовными кризисами личности. Отсюда
особые требования к преподавателям основ православной культуры: это
должны быть профессионалы с основательной гуманитарной подготовкой,
реализующие в своей жизни те нравственные принципы, о которых
говорят учащимся. Это неоднократно подчеркивалось участниками
конференции в Калуге.
— В чем заключаются особенности преподавания основ православной
культуры в нашем регионе?
— Участие в подобных конференциях всегда заставляет задуматься над
собственным опытом. В последнее время в связи с активизацией
дискуссий по поводу введения основ православной культуры в
общеобразовательные учреждения не раз приходилось слышать о том, что
в нашей области дела обстоят из рук вон плохо.
— Что же происходит в нашем регионе на самом деле?
— Еще в 1995 году в нашей области, одной из первых, был подписан
договор о сотрудничестве Воронежского епархиального управления
Русской Православной Церкви и комитета по образованию администрации
Воронежской области. В 1998 году на основе соглашения епархии и
ВОИПКРО был создан Центр духовно-нравственного воспитания. Цель
данного центра — координация работы по духовно-нравственному
образованию и воспитанию учащихся государственной системы
образования Воронежской области. Задачи деятельности данной
структуры: просветительская, методическая, научно-исследовательская.
В 2001 году приказом Главного управления образования была утверждена
программа духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных
учреждениях Воронежской области. На тот период Воронежская область
была первым регионом, в котором разработана и принята подобная
программа (в настоящее время областные программы по
духовно-нравственному просвещению детей и молодежи действуют в
Курской, Белгородской, Смоленской, Московской и других областях
России).
В настоящее время в 193 школах и дошкольных учреждениях области
ведутся 247 учебных курсов по основам православной культуры и
нравственности. Эта работа проводится в разных формах,
преимущественно через факультативы и кружки. К сожалению, у нас есть
отдельные районы (например, Ольховатский), где до сих пор ни в какой
форме не ведется преподавание основ православной культуры и
нравственности. Как получилось, что наша область, первой приняв
областную программу духовно-нравственного просвещения детей и
молодежи, затем уступила многие позиции в этом направлении своим
соседям? Мне кажется, что нам всем стоит задуматься над этим
вопросом.
— Татьяна Васильевна, какие моменты в работе конференции Вам
особенно запомнились?
— На чтениях впервые вручалась премия, учрежденная совместно
Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и администрацией
Г.С. Полтавченко, «За нравственный подвиг учителя». Это реальный шаг
поощрения лучших педагогов, которые зачастую работают без
соответствующей платы и вопреки разрушительным тенденциям нашего
времени. В России много таких подвижников, благодаря которым еще
существует наша отечественная педагогика. Отрадно, что в числе
награжденных был представитель Воронежской области — Н.Л. Новиков,
педагог дополнительного образования Дубравской среднеобразовательной
школы Богучарского района. 24 мая этот учитель был отмечен
благодарственным письмом митрополита Воронежского и Борисоглебского
Сергия в ВОИПКРО на встрече с педагогами, ведущими работу по
духовно-нравственному просвещению.
Кроме того, как учитель, я не могу не сказать о том богатейшем
выборе учебно-методической литературы по преподаванию основ
православной культуры, а также литературы по вопросам православной
педагогики, который был представлен на образовательных чтениях.
Многими новинками этой литературы пополнилась наша библиотечка в
Центре духовно-нравственного воспитания ВОИПКРО.
— Татьяна Васильевна, какие проблемы в сфере духовно-нравственного
воспитания, на Ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?
— Проблемы в процессе духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи, конечно, существуют. Вот только некоторые из них: создание
системы работы, введение основ православной культуры как
самостоятельного учебного предмета в региональный компонент,
подготовка кадров, отбор учебного материала, критерии оценки
учащихся... Светская школа не должна подменять воскресную. У них
разные цели и методы их реализации, но в то же время нельзя говорить
о Рождестве и Пасхе и не сказать о Боге, о Троице. Трудно воспитать
ребенка, не дав ему понятие греха.
Конечно, хотелось бы, чтобы процесс приобщения детей и подростков к
традиционным ценностям Православия шел более активно и плодотворно,
но здесь очень важно не пожертвовать качеством в угоду количеству.
На прошедших в Калуге образовательных чтениях, пожалуй, впервые был
поставлен вопрос о том, что работа по духовно-нравственному
воспитанию должна носить системный и комплексный характер. А это
означает, что нужно работать не только с детьми, но и с их
родителями, и с педагогами школ.
|