Личность формируется только личностью


С 18 по 20 сентября в Калуге состоялись образовательные чтения Центрального федерального округа «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества». Наш собеседник — участница конференции, преподаватель Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (ВОИПКРО), сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Воронежской и Борисоглебской епархии Т.В. Дорофеева.

 

— Татьяна Васильевна, обозначьте основные проблемы конференции.
— Основной вопрос, обсуждаемый на чтениях, касался проблемы введения основ православной культуры в региональный учебный план государственных общеобразовательных учреждений. Представители тех областей, где это произошло (Курской, Белгородской, Смоленской, Калужской, Брянской), делились опытом. Вывод конференции, закрепленный в итоговом документе, однозначный — необходимо вводить основы православной культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений Центрального федерального округа в интересах воспитания достойных граждан Отечества. Хотя анализ прослушанных докладов, общение в кулуарах свидетельствовали о том, что данное решение осложняется многими трудностями. В каждом регионе их решают по-разному.

— Расскажите об участии воронежской делегации в конференции.
— На конференции работали четыре секции, был проведен круглый стол. Представители Воронежской области, в том числе и епархии, приняли участие в работе всех секций и круглого стола. Кроме того, предложения воронежцев вошли в текст итогового документа, который очерчивает основные направления нашей работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи. В нем даны рекомендации по решению вопросов, связанных с введением преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Особое внимание в итоговом документе уделяется подготовке методической базы, содержательного стандарта, региональных учебников по основам православной культуры, а также профессиональному отбору и подготовке педагогических кадров.

— В чем сложность профессионального отбора преподавателей основ православной культуры?
— Проблема педагогических кадров важнейшая среди многочисленных других. Это связано, во-первых, с особенностью отечественного педагогического процесса, одним из важнейших принципов которого является «Личность формируется только личностью».
Во-вторых, преподаватель основ православной культуры в большей степени, чем учителя других специальностей, воздействует на душу учащегося, и следовательно, значительно возрастают требования к нравственному облику самого учителя. Двойные стандарты («говорю одно, а делаю совсем другое») здесь более пагубны даже в сравнении с полным отсутствием преподавания основ православной культуры. В-третьих, мы все, в том числе и педагоги, вышли из безбожных атеистических времен, и духовная безграмотность является нашей общей бедой. В вопросах преподавания основ православной культуры недопустимы духовные подмены, «псевдодуховность», а так как этот предмет относится к предметам, формирующим мировоззрение, здесь содержательные ошибки чреваты духовными кризисами личности. Отсюда особые требования к преподавателям основ православной культуры: это должны быть профессионалы с основательной гуманитарной подготовкой, реализующие в своей жизни те нравственные принципы, о которых говорят учащимся. Это неоднократно подчеркивалось участниками конференции в Калуге.

— В чем заключаются особенности преподавания основ православной культуры в нашем регионе?
— Участие в подобных конференциях всегда заставляет задуматься над собственным опытом. В последнее время в связи с активизацией дискуссий по поводу введения основ православной культуры в общеобразовательные учреждения не раз приходилось слышать о том, что в нашей области дела обстоят из рук вон плохо.

— Что же происходит в нашем регионе на самом деле?
— Еще в 1995 году в нашей области, одной из первых, был подписан договор о сотрудничестве Воронежского епархиального управления Русской Православной Церкви и комитета по образованию администрации Воронежской области. В 1998 году на основе соглашения епархии и ВОИПКРО был создан Центр духовно-нравственного воспитания. Цель данного центра — координация работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся государственной системы образования Воронежской области. Задачи деятельности данной структуры: просветительская, методическая, научно-исследовательская. В 2001 году приказом Главного управления образования была утверждена программа духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области. На тот период Воронежская область была первым регионом, в котором разработана и принята подобная программа (в настоящее время областные программы по духовно-нравственному просвещению детей и молодежи действуют в Курской, Белгородской, Смоленской, Московской и других областях России).

В настоящее время в 193 школах и дошкольных учреждениях области ведутся 247 учебных курсов по основам православной культуры и нравственности. Эта работа проводится в разных формах, преимущественно через факультативы и кружки. К сожалению, у нас есть отдельные районы (например, Ольховатский), где до сих пор ни в какой форме не ведется преподавание основ православной культуры и нравственности. Как получилось, что наша область, первой приняв областную программу духовно-нравственного просвещения детей и молодежи, затем уступила многие позиции в этом направлении своим соседям? Мне кажется, что нам всем стоит задуматься над этим вопросом.

— Татьяна Васильевна, какие моменты в работе конференции Вам особенно запомнились?
— На чтениях впервые вручалась премия, учрежденная совместно Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и администрацией Г.С. Полтавченко, «За нравственный подвиг учителя». Это реальный шаг поощрения лучших педагогов, которые зачастую работают без соответствующей платы и вопреки разрушительным тенденциям нашего времени. В России много таких подвижников, благодаря которым еще существует наша отечественная педагогика. Отрадно, что в числе награжденных был представитель Воронежской области — Н.Л. Новиков, педагог дополнительного образования Дубравской среднеобразовательной школы Богучарского района. 24 мая этот учитель был отмечен благодарственным письмом митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в ВОИПКРО на встрече с педагогами, ведущими работу по духовно-нравственному просвещению.

Кроме того, как учитель, я не могу не сказать о том богатейшем выборе учебно-методической литературы по преподаванию основ православной культуры, а также литературы по вопросам православной педагогики, который был представлен на образовательных чтениях. Многими новинками этой литературы пополнилась наша библиотечка в Центре духовно-нравственного воспитания ВОИПКРО.

— Татьяна Васильевна, какие проблемы в сфере духовно-нравственного воспитания, на Ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?

— Проблемы в процессе духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, конечно, существуют. Вот только некоторые из них: создание системы работы, введение основ православной культуры как самостоятельного учебного предмета в региональный компонент, подготовка кадров, отбор учебного материала, критерии оценки учащихся... Светская школа не должна подменять воскресную. У них разные цели и методы их реализации, но в то же время нельзя говорить о Рождестве и Пасхе и не сказать о Боге, о Троице. Трудно воспитать ребенка, не дав ему понятие греха.

Конечно, хотелось бы, чтобы процесс приобщения детей и подростков к традиционным ценностям Православия шел более активно и плодотворно, но здесь очень важно не пожертвовать качеством в угоду количеству.

На прошедших в Калуге образовательных чтениях, пожалуй, впервые был поставлен вопрос о том, что работа по духовно-нравственному воспитанию должна носить системный и комплексный характер. А это означает, что нужно работать не только с детьми, но и с их родителями, и с педагогами школ.
 

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006