"Радостно, что люди живы душой"


«У меня особое, трепетное отношение к святителю Митрофану и Покровскому кафедральному собору. Я не только псаломщиком в 1988—1989 годы был, я в него до армии ходил, когда учился в сельскохозяйственном институте в Воронеже. Уже подстриженный «под ноль», стоял, молился за Литургией мученику Иоанну Воину. Видно, по его молитвам Господь управил, что в армии я встретился с протоиереем Вениамином — в Гороховце Владимирской области. На его вопрос: «Что думаешь делать после армии?», я ответил: «Наверное, институт заканчивать, а затем уже, если Бог даст, при церкви работать».

Он спрашивает: «А какой институт?» — «Сельскохозяйственный». Он подумал-подумал и говорит: «Ну что ж, этот институт ради Церкви бросить можно…». И я приехал с решимостью послужить Церкви… Позже в Покровском соборе Бог меня свел с моим духовником схиепископом Алипием...»


Наш собеседник — епископ Святогорский Арсений.

— Владыка, расскажите, каким был Ваш путь к вере?
— Да я себя не помню неверующим. Я таким никогда не был. Не то чтобы я был неверующим, а потом стал верующим. Я всегда был верующим, еще с детства. Видно, Господь дает… Еще в роддоме врач, который принимал роды, сказал: «Поп родился». У меня черные волосики длинные сзади были… Может, у него были в практике подобные случаи — не знаю, в связи с чем он мог это сказать. Так меня попом и звали. А только ходить научился — это и родители могут подтвердить — первое, что меня стало интересовать, — это иконы.

Я маленьким любил иконочки рассматривать: когда еще только ходить научился, в какой дом ни зайду — везде я сразу к иконкам. Бабушки говорили: «Шо с той детины будет? Ще только ходить научился — уже иконами интересуется…».

— А был ли у Вас любимый святой, к кому Вы чаще обращались?
— Конечно, Божия Матерь — это само собой, особенно Дивногорская (Сицилийская) икона — всегда почитал. И так, по рассказам старых людей, как к святыне к Ней относился. Ну а из угодников Божиих — великомученица Варвара.

— Почему?
— Наверное, это тоже связано с детскими впечатлениями, потому что у нас дома до сих пор находится икона великомученицы Варвары, которую принесла бабушка моя вместе со своей крестной, когда ходили в Киев пешком. Они оттуда, от мощей великомученицы Варвары, принесли эту иконочку, повсюду с собой ее носили, сейчас она в окладе из фольги (как было по-сельски заведено). Бабушка часто рассказывала, как страдала Варвара, что ее собственный отец убил за Христа, и мою детскую душу это трогало. А теперь день великомученицы Варвары — престольный праздник у нас в Святогорской обители… Я всегда эту угодницу Божию почитал и почитаю. Молюсь святой Варваре, надеюсь на ее милость, потому что бабушка говорила: «Кто молится великомученице Варваре, тот всегда имеет смерть с христианским напутствием». Поэтому мне, как монаху, который должен «помнить последняя своя», это очень дорого, и я очень желаю получить христианское напутствие в последние дни моей жизни, в момент отхода в вечность. Поэтому прошу угодницу Божию, чтобы не лишила меня этой милости.

— Владыка, расскажите о почитании Сицилийской иконы Божией Матери…
— В нашем селе всегда было особое почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери. Во-первых, Дивногорье рядом, возле села находится, мои сельчане духовников там своих имели, ходили пешком в этот монастырь молиться. Моя бабушка (Дарья ее звали) рассказывала, как чудотворную икону носили по селу. Она название имеет «Сицилийская», а народ по простоте своей за множество исцелений назвал ее «Исцеляйская». И бабушка говорила, что, бывало, когда икону пронесут по селу, не только больные люди, а и скотина вся выздоравливала.

Сама эта икона до революции находилась в Троицком храме, там был такой староста Семен Ефимов. Он заказал эту икону в Острогожске и на себе пешком нес ее 40 километров. И она находилась как чтимая в Троицком храме. Впоследствии, когда храм уже громили в 1931 году, иконостас на дрова рубили и кузню им топили сельскую. А эту икону

Агриппина (дочь протодиакона Алексия Мазьева) — мы ее знали как бабу Груню — из киота достала и во время
обеденного перерыва у погромщиков хотела скрыться с ней. Они увидели: «Стой! Куда?». Она говорит: «Детки, я из этой иконы стол себе сделаю — у меня стола дома нет». И они ей: «Ну что ж, бабка, если на стол, то забирай!».

И вот так Агриппина спасла эту икону. Она находилась у бабы Груни, а потом, когда началась Великая Отечественная война, оккупанты — немцы и мадьяры, которые 8 месяцев в селе стояли, — зачастую в дома заходили, и у кого старинные иконы были, то они их забирали и целыми посылками отправляли к себе в Германию. Все селяне боялись, что и эту икону могут забрать. Тогда за селом — там по-над Доном идет цепь меловых гор — они в одной из гор выбили пещерку, эту икону туда поставили и заложили ее мелом. И весь оккупационный период — 8 месяцев — икона там стояла.

Потом, когда началось наступление, икону забрали из пещеры. Она сначала стояла в селе Качалово. В одном доме пять семей ютилось после военной разрухи, и вот икону поставили в этом доме и каждое воскресенье перед ней акафист читали (множество народа собиралось). А деток ставили рядами на коленки перед иконкой этой: «Молитесь Божией Матери, чтоб ваши папки с фронта поприходили...».

В 1946 году открывается Покровский храм в Лисках. Старинный храм, он был тоже закрыт, в нем ничего не было. И люди решили эту икону отнести в церковь. Они оставили там документ, что в случае, если будет построен храм в селе Лиски, то икону вернуть обратно. Этот документ от 16 января 1946 года — подписанный, с печатью приходского совета — до сих пор хранится, он у иконы в рамочке сейчас находится. И так исполнилось предречение наших благочестивых односельчан, которые в тяжелое послереволюционное время, накануне голода 1947 года думали о том, чтобы построить молитвенный дом, храм в селе и икону вернуть обратно, переживали…

Я икону эту брал из Покровского храма для реставрации: надо было закрепить грунт. Она год находилась на реставрации — грунт был вспученный, мы его «посадили», закрепили, восстановили (кое-где была смыта позолота), некоторые трещины были оконной замазкой замазаны — пришлось немножко все расчистить. Но все трещины, все шелушения касались только фона, а само изображение Божией Матери не было тронуто. Несколько месяцев после реставрации икона у меня дома стояла — все односельчане приходили, прикладывались, негасимая лампадочка теплилась перед ней всегда. И вот 21 октября, перед всенощной, крестным ходом принесли ее в храм. До этого дождик шел, сумрачно как-то было, а икону понесли — солнышко, теплынь, штиль такой установился — ветерок ни колыхнет. Слава Богу, что люди пришли. Это мои односельчане, с которыми мы — с кем-то больше, с кем-то меньше — виделись, знались; радостно, что они живы душой.

Корень благочестия, он особую роль имеет. Была личная подвижническая благочестивая жизнь их предков — и, я смотрю, их дети, их внуки — все в церкви. Тоже наследственность такая — святая… И я с теми людьми сугубо как бы общался — люди церковные, верующие были. И сейчас их дети стоят в храме, молятся… Слава Богу!

— Владыка, а какая добродетель труднее всего достается?
— Вы знаете, добродетели — они все с трудом достаются. Все с трудом. Но в наше время, полное какой-то гордости, — наверное, смирение. «Без смирения нет спасения» — все это мы знаем твердо, но как зачастую бывает тяжело смириться человеку… Даже на первую ступень смирения и то тяжело встать. Как говорят, первая ступень смирения — это смирение перед старшими, а с равными как с равными. Вторая ступень смирения — смирение перед равными, с младшими — как с равными, а третья ступень — это смирение перед младшими и почитание себя ниже всякой твари. Хотя бы подняться на первую ступень смирения — и то уже слава Тебе, Господи! Смирение — это без труда спасение.

— Сегодня память преподобного Амвросия Оптинского. И как на свитке у него написано: «Подобает убо нудитися возрастати в смирении...» А такая добродетель, как терпение?
— Терпение… Ну, во-первых, наверное, христианское терпение — оно в рамках упования на волю Божию. Мы Бога любим и знаем, что Господь по Своей любви больше, чем мы можем претерпеть, на нас не возложит, все по силам. Господь помогает.
— А кого из святых отцов Вы любите читать?
— У меня Оптинские старцы любимые — и старец Амвросий, такой живой по духу, и старцы Варсонофий и Макарий. Больше Оптинских. Старца Паисия Святогорца. Сейчас очень много хороших книжек — такого живого духа, подвижнически радостного для практической жизни современного монашества.

— Ваше любимое изречение…
— Я вообще любитель народных поговорок, присловий всяческих. Когда трудно, за тяжелое дело браться надо — «Дай Бог и нашему теленку волка съесть!». Поэтому и в духовном деле так же — дай, Боже, нам этого духовного волка победить.

— Владыка, что бы Вы пожелал и читателям православных изданий, которые выходят по благословению Владыки Сергия в Воронежской епархии?
— Хотелось бы пожелать искреннего благочестия прежде всего. Прискорбно, что приходится сейчас наблюдать некоторые революционные настроения в церковной среде. Человек, прочитавший две-три книжки как бы о богословии, или о догматах, или об истории церковной, по гордости своего ума думает, что все уже знает: он может всех судить, всех рядить, всем ума вставлять… А забывает о том, что прежде всего Господь сказал в Евангелии: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 28, 11). Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, «чтение житий святых в последние времена будет нужно не столько для подражания, сколько для сознания собственного недостоинства». Когда мы будем сравнивать свою жизнь, свое житие с их житием, то будем осознавать, насколько мы далеки от Бога и от святости, которую имели святые.

Хочется пожелать всем крепости духовной, искреннего благочестия — и пастырям, и пасомым, и всем христианам. Заповеди всем едины и по этим заповедям всех нас будут на Страшном суде спрашивать — по тому, что каждый из нас избрал соответственно своему устроению и как угодно Богу: кто-то священник, кто-то мирянин, кто-то монах, а заповеди всем одинаковы. Все мы — христиане.
 

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006