Щит и меч

Приходит в храм женщина:
- Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить?
- Богу!
- Какому Богу?! Иконе какой свечку поставить?


А и правда: какому Богу и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например наиболее популярный из них - "Молитвенный щит православного христианина".

Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: "наилучшей продаваемой книгой" среди православных. Этот "щит" скован в Воронеже (издательство НПО "МОДЭК") и выдержал уже несколько переизданий.
Особую популярность этот "щит" приобрел благодаря огромному количеству молитв "на всякую потребу". Но центральная "молитва", ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане, - это "Молитва задержания".

О чем же предлагают помолиться составители "Молитвенного щита"? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: "Молитва на освящение всякия вещи", "Молитва на освящение воды", причем нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Еще мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву "о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу". Православным адептам эвтаназии предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо еще и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне... Вряд ли сейчас найдется священник в трезвом уме, который возьмется читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых "замучил" страждущий родственник!

Для тех, кто не знаком с текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с темными силами: чтобы "избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы" советуется "ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике". Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради "приложения". Как происходит это "приложение", иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону "Всех скорбящих Радость". Она где-то прочитала, что ее, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею "полечиться"...

Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься - рекомендуется "просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь". Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных "подвижников"-экзорцистов обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий "гонять" бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: "с копием, с мацани (что это за слово, выяснить не удалось. - А.П.) и чудотворной иконой". Святая вода здесь явно аналогична некой "белой" магии, охраняющей от "черной".

Нужно еще "носить освященный пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)". Священник становится аналогом шамана с бубном - и ко мне не раз обращались с подобной просьбой.

Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают "ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам". Действительно, с "Молитвенным щитом" все бабки отдыхают...

А чтобы избавиться от "лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования", предлагается список святых, "ответственных" за "бесогонство". Во главе этих святых - священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, "охраняющий" от злых духов (иконки-складни с молитвой им - наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется "Молитва об исцелении от порчи" - молиться нужно пророку Малахии: "на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)".

Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать "суесловом"!) молитв "в болезнях". Особо любопытны некоторые названия: молитвы "при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов" (интересно, Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), "об исцелении от немоты", "при умалишении" (я тоже знаю такую молитву: некоторые молятся иконе "Прибавление ума"! Не Божией Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы...).

Но ведь именно такие, "диагностические" молитвы наиболее востребованы нашими православными. Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела.

А дел у нас много: молиться нужно и "на устроение лодки", и "над семенами", и "над гумном". А знаете, кому надо молиться "об урожае огурцов", по "народному верованию"? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков...
Самая "смиренная" "щитовая" молитва - это молитва "о даре прозорливости"(!!!).

Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва - это "Молитва задержания". Перед самой "молитвой" есть пояснение: "Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея". Вообще-то в "утаении от слуха и взора" силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв - в любви к Богу и ближним. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин. 3, 20-21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: "Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!". Вот цитата из сей "задержалки":

"И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих".

Теперь сравните слова этого заклинания с евангельскими словами Спасителя:

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5, 10-12).

"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 44-45).

Думается, комментарии излишни.

И подержав в руках такой "щит", хочется воскликнуть: "Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников!"

К сожалению, не "Молитвенный щит" виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное - был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами "на потребу", хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы "от зубной боли", "от глазных болезней"? Почему в XXI веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божия заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство.

Также и другие многопотребные молитвы - зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чем забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Петр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно о нашей "многомолитвенности" говорил Спаситель:

"А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф. 6, 7, 8).

Многословие в молитве - признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворенных сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у так называемых православных. Стандартные вопросы у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии? кому об учении? сколько именно свечей? какого размера? а можно ли от чужой свечи зажечь? И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него?

Какие нужды не выражены в молитве: "Господи, помилуй меня, грешного"? Все доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребенок вкладывает свою ручонку в руку матери. Святые подвижники в положенные часы выполняли свое молитвенное правило, а все оставшееся время заполняли этой главной молитвой, "дышали" ей.

Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы "на потребу"! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы! Напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу - стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божией Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, почти пусты наши храмы вечерами, а те, кто и приходит, часто ждут лишь помазания (или, как обычно говорят старушки, "миропомазания") на полиелее, "чтобы от болезней исцелиться"...

Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и вооружились фиговым листиком и "щитовыми чарами"... Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: "Имей мя отреченна - я читаю молитву "О даре покаянных слез", не мешай мне, Господи...".

 Священник Алексий Плужников
Волгоград
 

Воронеж Православный №10 (119) 2008